От библиофилии к библиомании




Сколько существует книга, столько существуют и собиратели редких книг, библиофилы. Из многих изданий, унич­тоженных по решению цензу­ры или церкви, уцелели по одной - две книги. За этими рари­тетами одержимо охотились коллекционеры - до сих пор не вымершее племя чудаков, готовых посвятить жизнь по­гоне за каким-нибудь редким изданием. И не только свою жизнь, но и чужую.

В 1836 году испанский монах дон Висенте был осужден за убийс­тво десяти человек. Схема каждый раз была одна: нуж­даясь в деньгах, он прода­вал какому-нибудь библиофи­лу редкий экземпляр из своей коллекции, потом выслежи­вал коллекционера, убивал несчастного кинжалом и заби­рал книгу обратно. Самое пе­чальное, что дон Висенте книг не читал - его интересовала только их редкость. К, счастью, подобных «лю­бителей» книг было немно­го.

Свои библиотеки были у Ярослава Мудрого, Ивана Грозного. Библиофилами были Медичи, Сфорца. Собирал книги Петр Первый, Екатерина Вторая приобрела всю библиотеку Вольтера.

В середине 19 века, когда немецкий поэт и художник Карл Шпицвег написал свою знаменитую картину «Книжный червь », Европу захлестнула волна уже не библиофилии, а настоящей библиомании.

Книгопечатание увеличи­ло тиражи книг в тысячи раз, и во столько же раз выросло чис­ло читателей. Возникли пер­вые публичные библиотеки и книжные лавки, а шкафы с книгами появились не толь­ко во дворцах знати, но и в до­мах обычных, хотя и не бед­ных людей.

Как водится, особо притягательными были кни­ги запрещенные. Во Франции перед революцией пользова­лись популярностью скабрез­ные памфлеты с описанием развратной жизни королевс­кого двора. Свою лепту в эту подрывную деятельность внес и знаменитый маркиз де Сад, чьи книги - в основном из-за откровенных картинок - печа­тались в Голландии.

Дня про­паганды революционных идей использовались даже словари, особенно знаменитая «Энцик­лопедия» Дидро и Д'Аламбера в 28 томах, выходившая под девизом; «Всякая власть, ос­нованная на насилии, должна быть свергнута». Правда, кро­ме пропаганды, там было и не­мало полезной информации - в том числе сотни гравюр, за­печатлевших, кажется, все на свете - от жилища эскимо­сов до внутреннего строения мыши обыкновенной.

Энциклопедии стали «хи­том продаж» в 18 -19 ве­ках, когда среди обывателей появилась похвальная мода на знания, а книгу вслед за Джонатаном Свифтом стали называть «дитя разума». Анг­лийская «Британника», фран­цузский «Лярусс», русский «Брокгауз и Ефрон» и другие энцик­лопедии, составленные лучшими авто­рами своего времени, внушали веру во все­могущество науки.

Книга стала простой в изготовлении и, значит, доступной после того, как в 1884 году американский инженер Оттмар Мергенталер изобрел аппарат для набора текста. С легкой руки владельца газеты «Нью-Йорк Трибьюн» Уайтлоу Рейда он получил название «линотип».

Все кни­ги пишутся и читаются ради одной из трех целей…

В те годы писатель и заядлый книголюб Шарль Нодье сказал: «Все кни­ги пишутся и читаются ради одной из трех целей: объяс­нить мир, изменить его или убежать от него». Третьей цели служили бесчисленные рома­ны, ставшие самым популяр­ным литературным жанром 19 века. Именно тогда роди­лась массовая литература, стоящая, как на трех китах, на детективе, фантастике и «ро­зовых» дамских романах. Такие книги уже никто не стре­мился поставить на полку - прочитал и выбросил. Поэтому их делали дешевыми и недол­говечными.

В таких изданиях выходили не только бестсел­леры, но и книги для самообразова-ния, особенно популяр­ные в предреволюционной России. Из копеечных изданий на серой бумаге простой люд и узнавал, почему светит Сол­нце, чем прославился Христо­фор Колумб и даже - «кому на Руси жить хорошо».

В Европе к тому времени предпочита­ли более передовые темы: как заработать миллион или «как увеличить свой бюст всего за 2,5 месяца». Книжка с таким названием была выпущена в Париже в 1893 году и выдер­жала 12 переизданий.

Однако книги были не толь­ко «одноразовыми». Иметь личную библиотеку по-пре­жнему считалось престиж­ным, и никогда, пожалуй, книжное дело не достигало таких высот, как в 19 веке. Иллюстрации лучших художни­ков, золотое тиснение на об­ложках, изысканные виньет­ки, невиданное разнообразие шрифтов, дорогая бумага,

стилизованная под мрамор, шелк или слоновую кость.

Кто-то из издателей додумался даже насыщать свою продук­цию ароматами в зависимос­ти от жанра: любовные рома­ны пахли дразнящим парфюмом, детективы - крепким си­гарным табаком. Конечно, ничем хорошим такой декаданс кончить­ся не мог.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: