Роль менеджмента в деятельности предприятия. Бизнес-план.
Менеджмент – искусство добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивацию других людей.
Характерные черты менеджмента:
1. Менеджмент представляет собой особый вид деятельности, присущий рыночной экономике.
2. Менеджмент основывается на экономических методах управления, ориентированных на получение прибыли.
3. Управление предприятием направлено на постоянное повышение производительности труда и качества продукции, а значит, на формирование конкурентных преимуществ фирмы, определяющих успех на конкретном рынке.
4. Менеджмент — это система гибкого управления, позволяющая предприятию своевременно перестраивать свою деятельность, чутко реагировать на изменения рынка в борьбе за деньги покупателей.
5. Менеджмент организует и координирует совместную деятельность людей (персонала, его подразделений), используя наиболее подходящие для конкретных условий стили и методы руководства.
Менеджмент можно представить в виде формулы:
МЕНЕДЖМЕНТ = ИСКУССТВО + ОПЫТ + ОБУЧЕНИЕ
Цели менеджмента:
-организация и управление производством и коллективом;
-постановка и корректировка задач, разработка этапов работы;
-принятие решений;
-налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);
-регулирование производства и распределения продукции;
-сбор, обработка и анализ информации;
-подведение итогов работы фирмы и каждого её подразделения;
-получение прибыли;
-повышение эффективности работы;
-удовлетворение потребностей рынка;
-решение социальных вопросов.
Задачи менеджмента:
а) организация производства конкурентоспособных товаров;
|
б) совершенствование производственного процесса;
в) внедрение новейших наукоёмких технологий;
г) повышение качества продукции;
д) снижение затрат на производство.
Функции (направления деятельности) менеджмента:
· планирование
· организация
· мотивация
· контроль
· регулирование (координация)
1. Планирование - это одно из средств, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов фирмы для достижения общей цели.
2. Организация - это формирование структуры предприятия, обеспечение всем необходимым для его работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами.
Значение функций планирования и организации:
При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить его организация, когда и кто должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в реальность, используя важную функцию менеджмента - мотивацию.
3. Мотивация — это деятельность, имеющая целью активизировать персонал, побудить работников эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах.
Значение функции мотивации:
Сущностью этой функции является экономическое и моральное стимулирование, создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.
4. Контроль — это процесс, обеспечивающий достижение целей организации.
Направления контроля:
Первое направление — установление цели, которая должна быть достигнута в определённое время. Оно основывается на планах, разработанных в процессе работы фирмы.
|
Второе направление — измерение того, что было в действительности достигнуто в определённый период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если эти обе фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в ней существует проблема, ему известен и источник этой проблемы.
Третье направление — выполнение действий, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от начального плана, пересмотр целей для того, чтобы они стали реальнее и отвечали ситуации.
5. Функция координации — центральная функция менеджмента, которая обеспечивает достижение согласованности в работе всех звеньев фирмы путём установления связей (коммуникаций) между ними, с помощью использования отчётов, собраний, компьютерной связи, средств радио и телевещания, документов.
Значение функции координации:
С помощью этой функции устанавливается взаимодействие между звеньями фирмы, регулируется перераспределение ресурсов, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления - планирования, организации, мотивации и контроля, а также действие руководителей.
Таким образом, функции управления в менеджменте должны способствовать приспособлению организационной структуры предприятия к поставленным задачам по осуществлению деятельности, а также подбору сотрудников для конкретной работы, ресурсов, необходимой организации
Бизнес план - программа осуществления действий предприятия на будущее.
Структура бизнес-плана:
|
1) Стратегия бизнеса:
-управленческая структура;
- организация бизнеса;
- цели касательно качества и видов продукции;
- квалификационная подготовка персонала.
2) Маркетинговая стратегия и определение рынков сбыта:
- анализ конкурентоспособной среды;
- анализ потребительского спроса;
- выявление сильных и слабых сторон бизнеса;
- эффективность сектора экономики.
3) Эксплуатация и производство:
-планы развития;
- оценка производственных мощностей.
4) Управленческий процесс:
- количественный показатель команды управления;
- качественный показатель команды управления.
5) Финансовая политика:
- определение денежных потоков;
- уровень прибыльности производства.
6) Определенные факторы риска:
- наличие технических и финансовых рисков;
- расчёт точки безубыточности и коэффициентов, характеризующих финансовое состояние.
Бизнес-план может составляться как отдельно по инвестиционным проектам, так и по деятельности предприятия в целом.
Он имеет огромную ценность для определения эффективности производства и часто служит основанием для принятия инвесторами решения относительно финансирования.
Значение бизнес-плана
1. Бизнес-план выступает главным инструментом планирования, ведь на основании его формируются все остальные виды планов. Он даёт представление о состоянии дел на сегодняшний день и о том, чего может достичь предприятие или отдельный проект в будущем.
2. В настоящее время многие предприятия считают бизнес-план основным элементом управления производством, для чего нанимают высококвалифицированных специалистов. Ведь грамотно составленный бизнес-план не только отражает экономическую ситуацию на предприятии, но и прогнозирует развитие или деградацию, а также помогает привлечь внешнее финансирование.
3. Бизнес-план помогает:
а) получать ясную картину финансового состояния предприятия;
б) принимать важные управленческие решения;
в) получать представление о рынке сбыта и системе маркетинга;
г) предвидеть и избегать трудности в процессе деятельности;
д) ставить конкретные задачи;
е) расширять производство;
ж) привлекать внешнее финансирование при недостатке собственных ресурсов.
4. Бизнес-план представляет собой информативную базу для принятия решений управленческого характера по подъёму эффективности деятельности предприятия и получения максимальной прибыли.
5. Бизнес-план включает в себя прогноз выручки предприятия, себестоимости по изготовлению продукции, оказанию услуг, финансового результата, налоговых платежей; позволяет определить возможность увеличения кадрового состава.
6. Что касается инвестиционных проектов, бизнес-план отражает сведения о фирме, о стратегии маркетинга, продажах, производстве и о финансовых перспективах. Бизнес-план инвестиционного проекта позволяет руководству как можно более выгодно представить картину финансового состояния предприятия инвесторам для привлечения дополнительного финансирования. В создании бизнес-плана должны участвовать все службы предприятия.
7. Для достижения наибольшей точности каждый отдел должен представить информацию по тому участку работы, за который он отвечает. Только тогда бизнес-план может стать основным элементом при принятии управленческих решений.