Политика регулирования доходов в условиях инфляции




Регулирование доходов в странах рыночной экономики формируется и реализуется в ходе сложного взаимодействия государственной политики и интересов фирм.На рынке труда отношения между фирмами и их работниками регулируются долговременными соглашениями, имеющими зачастую определенную подоплеку. Даже во время спада, когда безработица высока, фирмы с неохотой сокращают заработную плату и даже не препятствуют ее некоторому, пусть и не очень существенному, росту. В любом случае они не отказывают в росте заработной платы работникам, которых они надеются сохранить. Эти повышения заработной платы рассматриваются как инструмент компенсации работникам потерь от инфляции. Однако, из-за того, что фирмы компенсируют своим работникам такие потери, они увеличивают издержки, которые даже во время спада входят в цены. Здесь вопрос заключается в том, насколько умеренно растут цены и заработная плата. Таким образом, эффективность экономического развития определяется взаимодействием ряда факторов разнонаправленного характера, знание которых помогает фирмам разрабатывать свою производственную и социальную политику.

Регулирование роста номинальной заработной платы

Непосредственное государственное воздействие на рост заработной платы может быть реализовано двумя методами:

1) законодательным контролем за ростом заработной платы и цен, который ограничивает и регулирует действия фирм в этих направлениях;

2) договорным регулированием роста заработной платы при заключении коллективных соглашений.

В странах рыночной экономики законодательный контроль за ростом цен и ростом номинальной заработной платы может осуществляться по нескольким каналам. Один из них - налоговая система, которая может предусматривать наказание или поощрение для фирм и занятых на них работников в зависимости от роста цен и заработной платы. Допустим, фирмам объявляется, что уровень уплачиваемых ими налогов зависит от роста цен на их продукцию. К примеру, рост цен до 5% не вызывает каких-либо штрафных санкций. Но за каждый следующий процентный пункт правительство увеличивает ставку налогообложения. Налоговая ставка может увеличиваться, скажем, на 2 пункта за каждый процент прироста цен на продукцию фирмы. При реализации такой политики рост цен обходится фирмам слишком дорого. Следовательно, у них появляется стимул не допускать значительного увеличения цен. Рост цен по всем фирмам, таким образом, составит значительно меньшую величину, и темпы инфляции сократятся. Аналогичным образом могут быть использованы повышенные налоговые ставки и на рост заработной платы.При договорном регулировании уровней цен и заработной платы правительство может обратиться к профсоюзам с просьбой ограничить в течение данного года рост заработной платы, например, двумя процентами. Другой вариант - достижение компромисса между правительством и профсоюзами, при котором профсоюзы обязуются не требовать слишком большого увеличения заработной платы в обмен на обещание правительства сдерживать рост налогов.Как на практике реализуется политика доходов? Для политики доходов характерны три типовые ситуации. Первая типовая ситуация предполагает сбалансированность роста социально-экономических показателей. Примером может служить Япония.В Японии система заработной платы отличается большой гибкостью. Ежегодно в стране проводится серия переговоров предпринимателей и работников в лице представляющих их профсоюзов по вопросу о размерах повышения заработной платы, т.н. "весеннее наступление трудящихся". На основе уже достигнутого общенационального соглашения фирмы ведут переговоры со своими работниками относительно повышения заработной платы, исходя из экономических показателей деятельности фирмы. Гибкость в принятии решений по заработной плате обеспечивает на японских предприятиях сама система заработной платы, при которой 25-30% заработка выплачивается в виде премий, зависящих от размеров прибылей фирмы. Это означает, что, когда понижается спрос и вслед за этим размеры прибыли фирмы, уровень заработков работников также автоматически понижается. В немалой степени этому содействуют система "пожизненного найма" японских работников и организация профсоюзов не по отраслям, а по предприятиям. Ввиду наличия устойчивых связей со своей фирмой японские работники обычно легче соглашаются на сокращение заработной платы, когда их фирма испытывает трудности, поскольку они58А.А.Никифоровавполне могут рассчитывать на возмещение своих потерь от таких уступок при улучшении экономических условий.В Германии, достигшей не менее впечатляющих успехов в борьбе с инфляцией, иная система ее предотвращения. Один раз в году между профсоюзами и предпринимателями проводятся переговоры относительно повышения заработной платы. В них принимает участие и правительство, объявляя о своих намерениях в отношении экономической политики на предстоящий период. При правительстве Германии функционирует Совет экспертов в составе пяти ведущих ученых страны по вопросам экономической политики, который подготавливает прогнозы экономических показателей, в том числе по росту производительности труда, уровню безработицы и возможному росту цен. Этими данными руководствуются профсоюзы при заключении колдоговоров, соизмеряя требования по повышению заработной платы с изменением других социально-экономических показателей и, в первую рчередь, с уровнем безработицы и ростом производительности труда. Однако подобная взвешенная политика возможна в условиях стабильной экономической ситуации, чем и определяется ее эффективность. Вторая типовая ситуация с регулированием роста заработной платы и цен отмечается в периоды кризисных явлений в экономике, ползучей инфляции, переходящей зачастую в галопирующую.Здесь эффективность контроля над ростом заработной платы и ценами зависит от общественного настроения, готовности людей пойти на определенные жертвы. Примером тому служит осуществление контроля за ростом заработной платы в США. Такой контроль применялся в этой стране во время второй мировой войны, войны в Корее и в годы кризисных спадов в экономике. Его эффективность была разная. Если в годы второй мировой войны именно политика регулирования доходов удерживала цены от такого же быстрого роста, какой имел место во время предыдущих войн, то в последующие периоды политика сдерживания доходов успеха не имела. В 1971 г. администрацией Никсона был введен контроль за заработной платой и ценами. Президентский указ объявил незаконным: 1) увеличение заработной платы; 2) установление цен на товары, которые бы превышали максимальные, зафиксированные в течение 30 дней перед введением указа в силу; 3) увеличение размеров ренты. Эта политика положительного эффекта не дала. Практически она была смята ростом цен на нефть, на сельскохозяйственную продукцию и была формально отменена в 1974 году.В 1978 г. администрация Картера призвала профсоюзы к добровольному ограничению требований относительно роста заработной платы семью процентами, а компаниям рекомендовала снизить цены на 0,5% по сравнению с 1977 годом. Однако ни профсоюзы, ни предприниматели не откликнулись на эти призывы.В начале 80-х гг. администрация Рейгана в течение трех лет подряд проводила ограничительную денежную политику. В рамках этой политики профсоюзы пошли на ограничение роста заработной платы в форме т.н. "переговорных уступок" при заключении коллективных договоров, что в определенной мере объяснялось жесткой антипрофсоюзной позицией Рейгана, уволившего всех авиадиспетчеров, принимавших участие в забастовке. Кроме того, на позицию профсоюзов в отношении требований роста заработной платы давил высокий уровень безработицы - 7%. Вместе с тем снижение темпов инфляции происходило под влиянием и других факторов. Устойчивая позиция доллара обеспечила сильную конкуренцию на товарном рынке со стороны импорта, сдерживающую рост внутренних цен, в то время как на внешнем рынке цены на нефть, сельскохозяйственную продукцию и товары промышленного назначения упали. В результате инфляция снизилась с 10% в 1981 году до 3% в 1984 году.Другой пример регулирования доходов правительством страны дает Великобритания. Первая попытка регулирования доходов относится к 1916 году. В течение нескольких месяцев правительство осуществляло контроль за заработной платой. Но под давлением профсоюзов оно вынуждено было от него отказаться. В период второй мировой войны стороны добровольно пришли к соглашению об ограничении роста цен и номинальной заработной платы. После войны правительство продолжало курс на регулирование роста доходов. С 1962 г. в стране действует правительственный орган, в чьи функции входит контроль за ростом доходов. Вначале это была Национальная Комиссия по доходам. Затем она была преобразована в Национальный Совет по экономическому развитию на трехсторонней основе. В 1965-1969 гг., придя к власти, лейбористское правительство создало Национальный Комитет по ценам и доходам для осуществления контроля за предприятиями по реализации ими рекомендаций правительства относительно роста заработной платы и цен на продукцию. С приходом к власти консерваторов активизировалась деятельность Комитета по заработной плате. Предусматривалось, что заключаемые соглашения по заработной плате, прежде чем вступить в действие, должны быть одобрены Комитетом. Это касалось в основном работников крупных предприятий. Предприятия с числом занятых менее 1 тыс. человек ограничивались регистрацией соглашений. Предприятия с числом занятых 10-100 человек не проходили регистрацию, но у себя должны были иметь соответствующие документы. В стране был принят также ряд антиинфляционных законов. Так, в 1966 г. парламентом был принят "Закон о ценах и доходах". Затем антиинфляционные законы были приняты последовательно в 1872 г., 1973 г., 1975 г. Все эти меры - ц административные, и законодательные - не могли, естественно, избавить страну от инфляции, но они позволяли сдерживать инфляцию на определенном уровне и, главное, заставляли социальных партнеров - профсоюзы и работодателей - действовать осмотрительно, в рамках имеющихся возможностей. Кратковременное "замораживание" заработной платы применяется и в других странах как временная мера, способствующая выравниванию роста заработной платы и цен. Так, в Италии с июня 1993 года по октябрь 1994 года была заморожена заработная плата 100 тысяч руководителей предприятий обрабатывающей промышленности. Это оказалось возможным благодаря тому, что, в отличие от других стран, заработная плата руководителей устанавливается и регулируется колдоговорами (EIRR, May 1994, № 244, р.8). В Германии колдоговором в металлообрабатывающей промышленности предусматривалось замораживание заработной платы с января по май и ее рост на 2% с июня по декабрь 1994 г. В среднем за год темпы роста заработной платы по колдоговору составили 1,7%, т.е. выравнивались по отношению к росту цен.

Третья типовая ситуация с контролем роста цен и заработной платой возникает в условиях гиперинфляции. Здесь одних мер по корректировке роста заработной платы и цен недостаточно. Как показывает практика зарубежных стран, здесь требуется разработка комплексных программ по борьбе с гиперинфляцией, в которых бы предусматривалось принятие мер по различным направлениям экономической политики на макроуровне, дополненных мерами социально-экономического характера.

Один из показательных примеров активной борьбы с гиперинфляцией дает Мексика. Программы борьбы с инфляцией, принятые в этой стране, сочетали методы регулирования как на макроэкономическом уровне, так и на уровне предприятий. Последнее касалось, прежде всего, решений,в отношении роста заработной платы. Когда Мексика после нескольких лет относительного процветания (1978-1981 гг.) оказалась перед угрозой гиперинфляции, была принята программа (в соответствии с рекомендациями МВФ), предусматривающая проведение налоговой реформы, в т.ч. повышение налогов на потребительские товары. Правительство ввело для большей части внешнеторговых сделок контролируемый курс песо. Была проведена национализация банков для предотвращения утечки капиталов за границу. Для сокращения потребительского спроса и стабилизации денежного обращения правительство установило контроль за ростом заработной платы. Было принято согласованное решение между представителями правительства, предпринимателями и руководством Конфедерации трудящихся Мексики о регулярном пересмотре минимума заработной платы (2 раза в год), что осуществлялось в течение пяти последующих лет. В итоге в результате принятых мер инфляция снизилась до 59,2%.

Однако достигнутые результаты в борьбе с инфляцией оказались непрочными. Зависимость мексиканской экономики от колебаний цен на мировом рынке в сочетании с ростом спроса на внутреннем рынке обусловила снижение положительного сальдо бюджета. Инфляция возросла. Чтобы не допустить снижения деловой активности, с инфляцией стали бороться поэтапно. Вначале повышались цены на продукцию и услуги госсектора соответственно издержкам производства. Затем стал постепенно замедляться ритм плановой девальвации падения курса песо. Одновременно постепенно снижались импортные пошлины, особенно в отношении тех товаров, цены на мексиканские аналоги которых становились монопольно высокими. Между представителями правительства, предпринимателями и профсоюзами был подписан пакт экономической солидарности (ПЭС), в котором устанавливались пределы роста инфляции на ближайшие месяцы. Стороны обязались совместно контролировать рост цен и зарплаты, прежде всего путем взаимного самоограничения. 75 видов основных продовольственных продуктов, товаров первой необходимости и услуг (в т.ч. электроэнергия и бензин) включались в состав "семейной корзины". Цены на компоненты "семейной корзины" могли повышаться только с согласия участников ПЭС. Вместе с тем был сломан старый механизм регулирования минимальной заработной платы, заключавшей в себе элементы ее индексации соответственно росту цен.

Важную роль в снижении цен в частном секторе сыграла внешнеторговая политика. При установлении в стране монопольно высоких цен на какой-либо мексиканский продукт власти оперативно реагировали уменьшением импортных пошлин на соответствующий иностранный продукт, и, как правило, это приводило к снижению соответствующих цен на внутреннем рынке. Своевременная либерализация внешней торговли оказала большое позитивное воздействие на замедление роста внутренних цен в процессе борьбы с инерционной инфляцией. Важное значение имел и гибкий валютный курс, и пактовая форма установления пределов роста цен на ряд ключевых продуктов в каждый данный период.

Пример Мексики - один из характерных примеров борьбы с инфляцией, свидетельствующий о том, что эффективная антиинфляционная политика должна непременно сочетать меры как макро-, так и микроэкономического порядка.

Мексика - не единственная страна в Латинской Америке, встретившаяся с гиперинфляцией. На протяжении последнего десятилетия высокий уровень инфляции был характерен и для Бразилии. Перманентный рост денежной массы в обращении и дисбаланс национальных финансов стали ключевыми проблемами для экономики страны. Причины этих негативных процессов бразильские экономисты видят в структурной несбалансированности различных секторов национального хозяйства, значительном удельном весе в экономике убыточных предприятий госсектора. Все это в комплексе обусловливало наращивание дефицита госбюджета, покрываемого за счет эмиссии денежных знаков и государственных ценных бумаг, что способствовало увеличению инфляции. В качестве антиинфляционных мер использовались широкомасштабное государственное вмешательство в финансово-экономическую и социальную сферы, "шоковая терапия", замораживание цен и зарплат, увольнение госслужащих, сокращение дотаций госпредприятиям.

Однако, давая на определенных этапах положительные результаты в плане сдерживания инфляции, проводимые правительством в рамках "силовой политики" мероприятия лишь отдаляли последующий инфляционный взрыв. За неминуемым размораживанием цен следовал их скачок вверх и стремительное раскручивание инфляционной спирали, приводящее к падению реальной заработной платы и в целом уровня жизни основной массы населения. Отсутствие немедленных положительных результатов для основных масс населения от реформ, рассчитанных на долгосрочную перспективу, при концентрации правительством своих усилий исключительно в сфере финансов, объективно способствовало нарастанию социальной напряженности в обществе.

Под давлением левых партий и профсоюзов правительство зачастую было вынуждено прибегать к корректировке "на ходу" тех или иных аспектов своих программ, что в конечном итоге приводило к выхолащиванию их изначального смысла и закладывало основы будущих неудач. Чтобы исправить это положение, в стране была разработана специальная программа по социальным вопросам, рассчитанная на долгосрочную перспективу. Она включает 4 подпрограммы. Первая - "Программа гарантии прожиточного минимума" - призвана систематизировать помощь государства наименее обеспеченным слоям населения. В ней, например, предусматривается, что лицам 25 лет и старше, получающим менее одной минимальной заработной платы, выплачивается компенсация в размере 30% от разницы между средней и минимальной заработной платой. Во-вторых, предусмотрена переориентация политики национального банка социально-экономического развития, занимавшегося ранее финансированием крупных проектов, на поддержку малых предприятий. В-третьих, изыскиваются средства на развитие муниципалитетов, стимулирование в них кооперативного движения. В-четвертых, программа строительства муниципального жилья, для чего предусматривается централизованная финансовая поддержка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: