СИМВОЛИКА В УКРАШЕНИЯХ ТМ «СКИФСКАЯ ЭТНИКА»
ТМ «Скифская Этника» часто использует символику в своих украшениях. Для нас очень важно, чтобы эта символика была позитивна или нейтральна, и обязательно имела местное происхождение. Последние десятилетия Украину захлестнула волна восточной эзотерики и импортной идеологии. Подобное увлечение пришлым влиянием явно не сделало наш народ сильнее и мудрее, напротив, налицо все признаки морального и идеологического упадка. Человеческий организм генетически легче воспринимает продукты, произрастающие на родной земле, а сколько ни питайся суши, японцем стать не удастся. Украина чрезвычайно богата собственной символикой и идеологий, давайте помнить об этом и не забывать мудрость, подаренную нам нашими пращурами.
Символ Солнца
Наши предки оборонялись от нечисти показом движения солнца вокруг земли, изображением сияющего "белого света", якобы независящего от солнца.
Оберегаемая светлым началом земля в древности изображалась только условно (прямоугольники вспаханной нивы) и лишь с середины XIX в. в это центральное пространство на лопаске прялки ворвались образы живых русских людей: всадники, пряхи на посиделках, франтоватые офицеры, школьники, гуляющие парочки. Но неусыпное солнце продолжало свой путь и по ночному подземному морю и по небосводу над дневной землей.
Основным способом борьбы с упырями и навьями являлось противопоставление миру зла (или точнее злу мира) всего макрокосма с показом земли и обходящего ее со всех сторон доброго светила-солнца, искореняющего и нейтрализующего злое начало.
Особенно интересно наличие почти во всех видах заклинательных композиций отдельных солнечных знаков или показа трех (а с ночным солнцем и четырех) позиций движущегося солнца или солнечных коней.
С этим обилием охранительной символики должно было быть связано постоянное обращение непосредственно к силам добра и зла на протяжении трудового дня. Судя по отрывочным записям XIX в., когда языческие заклинания в значительной степени заменились христианскими молитвами, каждое действие членов семьи сопровождалось кратким молитвенным обращением: проснувшись и встав с постели, нужно перекреститься, умывшись, прочитать молитву, с молитвенным присловьем начинать любое дело, каждая еда начиналась с молитвы и крестного знаменья. Входящий в дом сторонний человек должен за дверью прочитать краткую молитву и только после отзыва - "аминь!" - входить в избу. На ночь - опять молитва; малых детей следует перекрестить. Выгон скотины в череду, растопка печи, замес опары в квашне и все другие повседневные хозяйственные дела требовали хотя бы краткого словесного сопровождения в два-три слова, напутствия, оберега, имевшего колдовское заклинательное значение. Дело здесь не в церковных требованиях, так как никакой контроль не мог проверить выполнение правил, да они и не были столь полно регламентированы.
Христианский заговор-молитва заместил древний первобытный обычай непрерывно и повсеместно ограждать себя и свое хозяйство от вторжения злого начала.
Анимистическая повсеместность превращала дом русского(украинского) язычника в целый музей архаичных символов, общение с которыми требовало постоянного, привычного словесно-обрядового обращения.
|
Свастика
|
В переводе с санскрита «свастика»; означает «благополучие», «связанное с благом».
Древнейшее изображение этого символа обнаружено в Северо-Западном Причерноморье. Свастика была нарисована на конусообразных крышках небольших сосудов, назначение которых, скорее всего, было ритуальным. Эта керамика, возраст которой ученые определяют в 5450 - 5600 лет, принадлежала знаменитой трипольской культуре, предшественнице древнейших цивилизаций мира, развившейся в междуречье Буга, Днестра и Днепра.
Свастика – древнейший символ вращающегося Солнца, Коловрат.
В трипольском гимне о Пуруше сказано, что он состоял из четырех четвертей: три выросли в небо, а одна осталась на земле. Последняя содержала то, что было в небесах. Только одна цепкая клешня коловрата – древнейшей свастики упирается в Землю и врастает в нее, даруя власть неба, иные три попеременно впитывают в себя Вселенную. Вот почему свастика древних несет вечное очищение и плодородие, в то время как свастика фашизма губит мир, потому что давлеет над ним всеми четырьма вырваными из очеловеченного Космоса плоскостями – она более не соединяет небо и землю, а потому противна и Земле и Небу, она более не орало древнейших земледельцев, а жесточайшая крупорушка разорванного на части бездуховного мира…
Наконечник стрелы
Скифы верили, что наконечник стрелы, повешенный в виде амулета, способен оберечь его владельца от беды. Оригиналы подобных кулонов часто находят в приднепровских степях. Стилизованные изображения наконечников стрел женщины часто использовали в своих украшениях, но в отличии от мужчин, женщинам одного амулета было мало, и они обвешивали наконечниками стрел все свои украшения.
|
Монеты
В древние времена орденов и медалей не было, поэтому наиболее отличившегося воина часто награждали монетой за отвагу. Не удивительно, что современные награды так сильно напоминают большую монету, ведь традиция тянется из глубины времён. Конечно же чем больше подвигов совершил отец, тем больше монет сверкало на колье дочери. Со временем монеты на женских монетах использовались как обереги и исторически использовались в украшениях жителей украинских степей.
В наших украшениях используются монеты Владимира великого (Киевская Русь), золотоордынские (восточный Крым, ранний султанат), Херсонес (скифская манера исполнения). Конечно же все эти монеты отлиты с оригинала.
Монеты царя Атея
Наиболее известным событием из области скифской истории на западных границах является деятельность выдающегося скифского царя Атея, который считается основателем скифского рабовладельческого государства. Уже в середине IV века до н. э. Атей довольно прочно обосновался на правом берегу Дуная. Эта территория известна у древних авторов под названием Малой Скифии в отличии от основной Скифии на берегах Днепра и степях Северного Причерноморья. В этом районе Атей вел активную политику. В письменных источниках сохранились известия о том, что Атей в своем обращении к гражданам греческого города Византия грозился напоить своих лошадей у стен этого города. Известна и его замечательная победа над племенами этого региона. Важное место в военно-политической истории скифов занимает война Атея с Филиппом II Македонским, отцом знаменитого Александра Македонского.
По завершению одного из эпизодов войны скифов с сопредельными племенами, когда обстоятельства складывались не в пользу скифов, Атей обратился к Филиппу. Он откликнулся на просьбу Атея, но оговорил условия: Атей должен был сделать Филиппа своим наследником, и, следовательно, Филипп должен был после смерти Атея получить Скифию. Атею в это время было уже около 90 лет. Однако Атей отказался от этого условия и заявил, что у него есть свой наследник. После этого отношения между ними обострились и Филипп пошел войной на скифов. В крупнейшем сражении сам Атей руководил армией, но скифы проиграли бой и Атей пал на поле сражения.
Лоза
Символ лозы позаимствован нами у греков, для которых виноград являлся одной из главнейших культур. Лоза символизировала плодородие и достаток, и часто присутствует в украинской символике античного периода.
Дерево жизни
Практически все древние народы имеют в своей мифологии отголосок библейской истории о Дереве жизни и Адаме с Евой. В той или иной форме эта история сохраняется в народной традиции по сей день. Очень часто Дерево жизни используется как центральный фрагмент древней росписи или вышивки и символизирует пожелание Небесного благословения и долголетия.
Засеянное поле
Наряду с солнцем и водой, испокон веков засеянное поле почиталось как символ достатка и благополучия. Современную народную вышивку просто трудно представить без этого благородного и древнего символа. Когда рождается новая семья, мы желаем ей любви, счастья и материального благополучия, а 5 тысяч лет назад желали того же, только понималось благополучие по-другому. Если мы желаем белый мерседес, хорошую зарплату и дорогую квартиру, то древние трипольцы желали, чтобы поле было засеяно а воды были обильны. Однако смысл этих пожеланий один и тот же. Только наверное тогда эти пожелания были искренними, а семьи куда крепче наших. Давайте и мы пожелаем друг другу засеянного поля и обильных вод!
Гривна
Скифская Этника часто использует древние гривны в своих украшениях. Гривна у скифов была статусным элементом, говорящим о том, что его владелец – уважаемый человек. Понятно, что рабыня, или нищенка подобное носить не могла, и это поддерживалось всем древним обществом. Со временем гривна вошла в славянскую традицию, сохранив свой подтекст и украшая исключительно важных людей.
Скифский звериный стиль
В искусстве скифов большое место занимали изображения диких животных: львов, барсов, пантер, оленей, неукротимых коней - и птиц: орлов, соколов и грифонов.
Грифон
Эти мистические существа символизируют власть над небом и землей, силу, бдительность и гордыню. Грифон также стал атрибутом богини возмездия — Немезиды: он вращал её колесо фортуны.
Современное понятие «гриф секретности» как-то перекликается со смысловым значением сущности мифического грифа (грифона) — «сохранение в тайне» важных сведений от посторонних глаз.
Сокол
Самоназванием скифов-скитальцев было соколоты - по их тотему соколу. Сокол связан в представлении всех народов с культом Солнца-Коло (даже у древних египтян солнечное божество Гор-Хор изображался в виде сокола). Само слово сокол означает "сопутствующий Солнцу-Коло". Поэтому в скифском изобразительном искусстве "звериного стиля" проходным сюжетом является сокол (эту птицу многие исследователи скифов считают орлом), терзающий змею. Смысл этого сюжета - в смене эпох, когда киммерийская (змеиная) эпоха в Степи сменилась соколотской (соколиной). То есть, так в образном виде отмечается факт исторической победы скифов-соколотов над киммерийской традицией, факт замены степной киммерийской культуры Дэва на скифскую Ахура (сравните: Георгий, поражающий Змея).
В религиозной символике используется два вида соколов: дикий и домашний. Дикий сокол символизирует злую мысль или злое деяние, тогда как домашний сокол является символом святого человека, а иногда язычника, обращенного в христианскую веру. В живописи эпохи Возрождения домашний сокол, служащий охотничьей птицей, часто присутствует в сценах празднеств и в сценах из жизни знати. В сюжетах о волхвах его часто изображают сидящим на руке у сопровождающего их мальчика.
Олень
Наиболее распространенный в Скифии и вместе с тем наиболее изученный образ – образ оленя, реже – барана или лося. Фигурки оленей – фактически символ скифского искусства в целом. Впервые они появляются на оленных камнях.
Некоторыми исследователями популярность этого образа в Скифии объясняется тем, что в архаический период развития скифского общества олень являлся тотемом этого народа. Это подтверждается тем, что самоназвание многих родственных скифам народов – "сака" — означает "олень". Олень – настоящий символ изящества и красоты. Это быстрое и сильное животное, обладающее при этом тонкими формами тела. Скифы всегда поражались красоте этого животного, замысловатости сплетения его рогов. Изображение этого животного очень часто встречается в скифском ювелирном и гончарном искусстве.
Крылатый конь
У скифов и иных народов Древнего Востока образ коня издревле ассоциировался с образом Солнца. Древние люди мыслили иначе, чем мы, — категориями и понятиями, более приближенными к окружающему миру. Им, видимо, представлялось, что солнце, как конь, скачет по небосклону и облакам и иногда в пути делает остановки. И в греческой, и в индийской литературе солнце носит постоянный эпитет - «быстроконное».
Отождествление коня и птицы представлено и в иранской традиции: в нартовском эпосе конь героя Хамыцы «белый, как лебедь», «летящий, как коршун». Крылатый небесный конь популярный персонаж фольклора Ферганы и Бактрии, доживший в таджикских сказках до сего дня. Видимо уподобление коня и птицы в мифологических и фольклорных текстах породило в изобразительном творчестве собирательный образ крылатого коня.
Пантера – символ силы и мощи. Это символ скифов как народа воинов. В мирное время пантера изображалась лежа, спящей. В то же время, когда шла война, пантера изображалась оскалившейся на вытянутых лапах. Скифы узнавали силуэт спящей пантеры в рисунке кратеров полной луны. Пантера часто использовалась как символ воина, причём само изображение (детали) могли отличаться у воинов разных отрядов (разных районов).
Медведь – символ спокойствия и упорства. Медведя скифы никогда не считали агрессивным и опасным животным, так как для бдительного всадника этот зверь не представлял никакой опасности. Медведь никогда не отступает и проявляет большое упорство в добыче пищи и прочих аспектах своей жизнедеятельности. Настоящему скифу нелишне обладать такими качествами. Медведь часто использовался как символ ремесленников и мастеров разных ремёсел.
Сцены терзания одного животного другим
Подобные сцены символизировали возрождение, обновление природы. Согласно скифским понятиям, для того чтобы что-то хорошее новое появилось на свет, старое хорошее должно погибнуть. Подобную аналогию можно видеть в весеннем обновлении природы, когда на смену погибнувшему миру приходит буйный расцвет молодых побегов.
Трипольские орнаменты
Над землей раскинулось огромное "Воздушное пространство" - небосвод, по которому непрерывно движется обогревающее солнце, сверху вниз льются желанные потоки дождя из неистощимых запасов верхнего неба, отделенного твердью от видимого небесного пространства. Картина мира, нарисованная трипольскими художниками, отражала сложный комплекс представлений о плодовитости, о двух небесах, содействующих этой плодовитости, и о движении времени.
Следы этого удивительного пласта нашей истории обнаружены совсем недавно... И лишь от нашего желания осознать свои корни зависит понимание того послания через тысячилетия, которое оставила нам Трипольская цивилизация.