Жан-Поль Сартр. Атеистический экзистенциализм.




Содержание

 

1. Введение 3

2. Сёрен Кьеркегор, основоположник 4

3. Жан-Поль Сартр 6

4. Альбер Камю 8

5. Основные идеи 8

6. Художественное воплощение 9

7. Выводы. 12

8. Библиография 13


Введение

Экзистенциализм — одно из самых крупных течений в философии. Оно зарождается ещё в девятнадцатом веке, однако популярность это течение обрело уже в двадцатом веке, после завершения Первой Мировой войны, как ответная реакция на всеобщий трагизм, слабость, лишения свободы и прав человека. Это течение впервые поворачивается «лицом к человеку», больше исследует сложности жизни человека проживающего в обществе, нежели природу вещей его окружающих.

В этой работе я попытаюсь выяснить, какие проблемы поднимал экзистенциализм и кто представлял и представляет эти идеи в философии, литературе и кино.

 

Сёрен Кьеркегор.

 

Основоположником экзистенциализма является Сёрен Кьеркегор (1813 — 1855). Он первый, кто начал сомневаться в философии Гегеля (современной философии его времени). Главной претензией его было то, то та философия полностью игнорировала «конкретного человека, живущего здесь и сейчас». [1. Стр. 131] Тогда философия слишком быстро переходила от действительности к общему, где не были важны отдельные люди. Важно было стремление к истине, идеалу. Этот процесс рассматривался как объективно-необходимое. Соответственно, из этого процесса исключался человек, как часть процесса: Философии, стало быть, нет дела до человеческих деяний, а сама она является мышлением без мыслителя. [3. Стр. 66] Вообще, до Кьеркегора философы считали, что отличие человека от животного заключалось лишь в наличии разума. То есть, человек — это разумное животное. [4. Стр. 64] Но, по мнению датского философа, эта установка совершенно не верна. Нельзя же сводить сущность человеческого бытия к мышлению, ибо тот, кто мыслит, не перестаёт существовать как человек, с его переживаниями, эмоциями. Другими словами, пока человек мыслит, он находится в социуме, он переживает о чем-то, соответственно, эти разные ментальные грани непрерывно взаимодействуют друг с другом, как положение в социуме влияет на мысли человека, так и его внутренние конфликты. Нельзя разложить человеческие мысли на разные состояния, потому что человек, можно сказать, думает обо всём сразу, только в разной степени. Именно поэтому датский философ акцентировал внимание именно на феномене существования, так как именно эта позиция раскрывает саму человеческую суть.

Кьеркегор задумался о том, что значит существовать. Он ввёл три понятия, чтобы лучше описать сам принцип существования человека. Это три так называемые экзистенциальные сферы:

– Эстетическая - когда жизнь человека определяется внешним миром. Человек плывёт по течению и стремится к удовольствию.

– Этическая - когда человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг.

– Религиозная - когда человек глубоко осознаёт своё призвание, полностью обретает до такой степени, что внешний мир не имеет для него особого значения, не может стать препятствием на пути человека. С этого момента и до конца своих дней человек «несёт свой крест», превозмогая все страдания и внешние обстоятельства.

 

«Человек есть синтез душевного и телесного. Однако такой синтез немыслим, если эти два начала не соединяются в чем-то третьем. Это третье и есть дух». [ 5. Стр. 145]

 

Что ещё нового Кьеркегор вводит в философию? Датский философ выводит на новый уровень проблему выбора. Он считает, что быть человеком, в первую очередь, это выбирать. Брать на себя ответственность. При чем, в акте выбора, разум не участвует (так как разум не в состоянии противопоставлять противоположности, он их может лишь примирять, тем самым нивелируя тайну жизни), это привилегия воли. В Выборе человек как бы заново рождается, поднимаясь на нова ступень существования. [ 2. Стр. 43] Этот факт ещё раз доказывает справедливость утверждения о том, что нельзя сводить суть существования к мыслительному процессу.

Минуту выбора Кьеркегор сравнивает с минутой посвящения в рыцари. Человек в этот момент чувствует свободу выбора, ту самую свободу, которая так необходима именно для осуществления личного выбора. В этот момент человек дорастает на следующую ступень. Так же Кьеркегор вводит такое понятие как экзистенциальный выбор. В момент совершения такого выбора человек может перейти из одной стадии, в другую. Скажем, из эстетической в этическую. Каждый раз совершая такой выбор, человек как бы доказывает право называться экзистирующим, а его жизнь становится более осмысленной.

Конечно же, на этапе, предшествующем первому выбору, ещё нет правильности истинности и ложности выбора, нет различия добра и зла, оно появляется как раз в результате выбора. В этом смысле знаменитое «или-или» мыслителя является не выбором между двумя альтернативами, а согласием личности на сам акт выбора. (Как говорит сам Кьеркегор, одной из альтернатив будет отказ от выбора, эстетическими индифферентизм) [6. Стр. 225]

Не малую значимость имеет свобода в акте выбора. Человек, выбирая, мучается и сомневается, но в этом и есть прелесть жизни, так как в выборе проявляется свобода. Свобода — это неотъемлемая часть выбора. [7. Стр. 259]

 

Сёрен Кьеркегор обратил философию в сторону человека. Скорректировал само понятие о человеке. Поставил во главу угла понятие о существовании. Поднял важную и сложную тему касаемо выбора. Что значит «выбирать», чем сложен выбор. Ввёл три понятия, помогающих определить «стадию» человека (Эстетическая, этическая или религиозная). Что самое главное, определил значимость свободы для человека. Именно к теме свободы будут обращаться многие философы экзистенциалисты XX в. Теперь становится очевидно, почему именно в XX в. течение экзистенциализма стало так популярно, люди начали начали искать причины, такого количества не правильно принятых решений.

Жан-Поль Сартр. Атеистический экзистенциализм.

Одним из самых известных и востребованных философов экзистенциалистов XX в. является Жан-Поль Сартр (1905 – 1980). Его романы «Тошнота», «Смерть в душе», «Грязными руками» приобрели в некоторых кругах статус культовости, и по сей день сохраняют этот статус.

Сартр стал одним из самых ярких представителей атеистического экзистенциализма. Он попытался определить структуру и условия человеческого существования. «... Если мы хотим познать в целостности отношение бытия человека к «бытию-в-себе», - пишет он, - мы должны ответить на два весьма важных вопроса: вначале на вопрос о существовании другого, затем на вопрос об отношении моего бытия к бытию другого» [ 8. Стр. 247] Таким образом из этих вопросов вытекают такие проблемы как свобода, ответственность, отношения с другими людьми, ценность и значения каждого индивида, осознание личного существования и т. п.

Сартр исследует тему направленной активности человека. Направленность сознания связывает сознание личности с различными феноменами, модусами[1] человеческого существования – экзистенциалами.

Экзистенциалами французский философ называет способы существования человека и выявления сущностных характеристик «Я»; человеческого бытия; ценностные узлы, квинтэссенцией смыслов, целей, стремлений людей; мировоззренческие конструкции, которые задают параметры человеческого существования в мире. В философии их выделяют как так называемые «отрицательные»: одиночество, смерть, страх. И «положительные»: вера, надежда, любовь. А так же, другие фундаментальные модусы существования индивидов – духовность, свобода, творческая активность, телесность и т. п. [9. Стр. 12-20, 336]

Одной из самых важных задач Сартр ставит обнаружение смысла существования человека в мире. Сартр считает, что смысл возникает только при вхождении индивида в конкретную ситуацию, и возникновении, в следствие, возможных перспектив деятельности. В других же ситуациях, Сартр считает, смысла в существовании никакого нет. Из этого и вытекает и отношение Сартра к Богу. И дело не в том, что Бога не существует, – пишет Сартр, – Почему? Потому, что утверждать существование Бога, значит высказывать самопротиворечивую мысль, отрицая изначальную свободу индивида. Человек, стремящийся к Богу, неизбежно обречён на крушение. [10. Стр. 219-220]

 

Сартр вводит новые понятия, для разделения различных «типов» существования.

 

– «В-себе-бытие» – бытие, как таковое, чистая позитивность, ни чем не прерываемая. В данном случае вещь не имеет внутренних и внешних качеств, не имеет сознания о себе. Просто существует. «Явление не подпирается каким-либо сущим... у него своё собственное бытие» [11. Стр. 23]

– «Для-себя-бытие» – сознание, не обладающее постой существования, ибо сознание не является вещью. Сознание — как бы «дырка», ничто в бытии. Осознание так же включает в себя сознание о себе, «сознание сознания».

«Стало быть, сознание есть полагающее сознание мира» [11. Стр. 26]

– «Для-другого-бытие» – Полностью осознать себя человек может только через «для-другого-бытие», т.е. различные взаимоотношения с другими людьми. Человек видит и воспринимает себя через отношение к нему «другого».

 

Так же Сартр различает подлинное и не подлинное существование. В первом случае действия индивида самостоятельны, а во втором – детерминированы[2] внешними обстоятельствами. Сартр так же подчеркивает, что существование в мире полностью случайно. В романе «Тошнота» философ нарочно создаёт ощущение «Случайности существования». «Существование всегда ограничено только существованием» [12. Стр. 135]

Так же Сартр выделяет значимость свободы для человека. Свобода – не результат действия людей, не достижение. Свобода не имеет сущности, она заключена в самом стремлении, постановке задачи, выборе цели. Человеческое бытие — это не путь к свободе, а её выражение.

Понятие свободы является центральным в философской концепции Сартра. Как следствие, если есть свобода, значит, и есть выбор. Выбор занимает не меньше значение для французского философа. Он считал: «Я должен думать о себе, как о выбирающем некий смысл и ценность для самого себя, в самом акте сознания своего существования, ведь мое осознание и есть оценка. Моё сознание себя как специфического вида существа есть мой выбор самого себя». Отсюда вытекает главный вопрос антропологической концепции экзистенциализма: «Стоит ли жизнь того, чтобы её прожить?» [12. Стр.117]

Стоит затронуть ещё одну тему, как «ложная вера». Мы уже знаем, что люди, как существа свободные, могут создавать себя посредствам своего выбора свободного выбора и связанной с ним ответственности. Неизбежность свободного выбора — фундаментальная посылка экзистенциализма. Любой уход от выбора Сартр называет «ложной верой», как акт непринятия того факта, что некто совершенно свободен и что он выбирает своё существование из «ничего».

«Ложная вера» имеет множество форм. Одно из её проявлений характерно для человека, который живёт ролью или стилем жизни, являющимся стереотипном или клише. Подавленная ответственностью за свою жизнь, личность стремится найти убежище и искусственный комфорт, в принятии готовой роли.

 

Альбер Камю.

Альбер Камю, один из известнейших представителей экзистенциализма. Камю так же, как и Сартр писал о важности свободы и неизбежности выбора. Однако, самой его известной темой стали доказательства бессмысленности человеческой жизни. Об абсурдности Камю писал: «... Мир абсурден. Абсурдно столкновение между иррациональностью и исступленным желанием ясности, зов которого отдаётся в самых глубинах человеческой души» [13. Стр. 34] А в доказательства бессмысленности, абсурдности жизни людей Камю привёл два аргумента:

 

соприкосновение со смертью: при соприкосновении со смертью, особенно близкой и внезапной, многое, ранее казавшееся важным для человека, — увлечения, карьера, богатство — теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;

соприкосновение с окружающим миром, природой: человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой («Я чувствую запах травы и вижу звезды, но никакое знание на Земле не может мне дать уверенность, что этот мир мой»).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: