ТИПЫ УРОКОВ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ




Тема: УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.

 

План:

1. Урок трудового обучения

2. Этапы различных типов уроков трудового обучения

3. Особенности уроков труда

4. Требования, предъявляемые к уроку трудового обучения

5. Типы уроков.

 

Развитие общества еще четыре столетия назад потребовало коллективного обучения. До нас оно дошло в классно-урочной форме. Основы её были разработаны и испытаны французским педагогом И.Штурмом, а теоретически обоснованы Я.А.Коменским.

Трудовое обучение может быть организовано в различных формах. Основная форма - это урок в школьных мастерских.

Под уроком трудового обучения понимается занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают трудовыми знаниями, умениями и навыками. Каждый урок представляет собой составную часть в учебном процессе. Вместе с тем, урок - это относительно самостоятельный и логически завершённый этап на пути овладения учащимися знаниями, умениями и навыками.

Урок трудового обучения - это очень сложное педагогическое явление. С одной стороны - это организованная активная учебно-познавательная деятельность учащихся. С другой стороны - управление этой деятельностью учителем.

На уроках трудового обучения учитель систематически излагает материал, организует восприятие этого материала и практическую деятельность учащихся по применению, усвоению и закреплению знаний, по формированию практических умений и навыков.

Урок состоит из значительного числа элементов, составляющих отдельные этапы его проведения. Наиболее общими этапами различных уроков трудового обучения являются:

- организационный момент, который может включать в себя проверку явки учащихся занятии, готовность к уроку и т.д.;

- проверка знаний учащихся ранее изученного учебного материала;

- изложение нового материала;

- закрепление нового материала;

- вводный инструктаж, включающий объяснение порядка выполнения трудового задания в практической работе, объяснение приёмов работы, самоконтроля за ходом и результатами учебно-трудового процесса;

- практическая работа учащихся по выполнению полученного задания, текущее инструктирование учащихся учителем и контроль за их работой;

- заключительный инструктаж, он включает в себя прием учителем выполненных учащимися работ, анализ типичных ошибок учащихся, раскрытие причин этих ошибок, подведение общих итогов урока;- организационный момент: уборка рабочих мест.

Уроки трудового обучения проводятся по расписанию в швейной мастерской и кухне-лаборатории. Продолжительность урока может быть различной - один академический час (45 минут) и два часа. Урочная система позволяет правильно нормировать учебный труд и отдых учащихся и создаёт организационную чёткость всей деятельности образовательного учреждения.

Урок трудового обучения имеет свои особенности:

1. Центральное место занимает практическая работа учащихся. Они успевают выполнить определённые трудовые задания.

2. Сдвоенность уроков, т.е. два урока по 45 минут.

3. Исключительная требовательность к соблюдению правил техники безопасности.

К уроку трудового обучения предъявляются следующие требования:

1. Чёткость и ясность основных учебно-воспитательных целей, которые должны быть достигнуты в результате проведения урока. Она определяется исходя из общих целей развития учащихся, конкретного содержания урока. По тому, как будут достигнуты эти цели, судят о качестве урока и его эффективности.

2. Правильный подбор учебного материала для урока. Он подбирается исходя из целей и темы урока, а также уровня предшествующей подготовки учащихся. Для организации па уроке практической работы учащихся очень важен подбор объектов труда.

3. Выбор наиболее целесообразных методов обучения для каждого этапа урока. При этом учитывается цель урока, специфика учебного материала, уровень подготовки учащихся, материальное оснащение, опыт самого учителя.

4. Организационная чёткость урока. Отсутствие потерь времени. Четкость работы дежурных. Подготовка материальной базы. Темп урока. Работа по предупреждению ошибок. Доступность 'технологической документации, что позволяет учащимся не отвлекаться.

5. Достижение целей урока. Усвоение учебного материала всеми учениками.

6. Обеспечение безопасности труда учащихся:

- инструктаж общий и на рабочих местах;

- устранение опасных факторов и т.д.

 

Типы уроков:

– Вводное занятие.

– Теоретический тип урока.

– Практический тип урока.

– Урок лабораторная работа.

–Комбинированный тип урока.

–Урок конструирования.

– Контрольно-проверочный урок.

–Киноурок.

–Дополнительные занятия.

–Факультативы.

–Урок экскурсия.

В общей дидактике уроки классифицируются по различным признакам: по учебным предметам (уроки физики, химии, математики и другие), по доминирующим дидактическим целям и задачам (уроки приобретения новых знаний, контрольно-проверочные уроки и другие), по преобладающим методам обучения (урок-беседа, урок-лабораторная работа и другие) и другим признакам.

В методике трудового обучения для классификации уроков также используются различные признаки:

- по преобладанию на уроках изучения теоретических знаний или практических работ учащихся;

- по доминирующим дидактическим целям и задачам;

- по основным методам обучения.

По указанным признакам классификации выделяются различные типы уроков трудового обучения.

Типы уроков трудового обучения отличаются друг от друга своей структурой. Под структурой урока понимается совокупность элементов, входящих в урок, их последовательность и взаимосвязь.

Вводное занятие.

Вводное занятие. Данный урок проводится в пятом классе, т.к. ученики впервые пришли в школьные мастерские.

В правом верхнем углу ставится класс, дата. После темы урока пишут цели. К целям урока относятся:

1) Обучающая:

2) Развивающая:

3) Воспитательная:

Оснащение и оборудование урока:

 

Ход урока:

На данном уроке мы предлагаем рассмотреть следующие этапы:

1. Краткое слово о значении труда.

2. Объяснение задач работы в мастерских,

3. Демонстрация образцов изделий.

4. Перспектива.

5. Инструктаж по трудовому заданию данного занятия.

6. практическая работа.

7. Инструктаж по правилам внутреннего распорядка, технике безопасности.

8. Знакомство с оборудованием и т.д.

9. Подведение итогов занятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: