Психологическая самозащита




Основное направление

Недопустимо выпускать дошкольника в самостоятельную жизнь без психологической самозащиты. Для понимания ребёнком себя, своего значения, своей роли в жизни, в обществе необходимо решать задачи по выработке психологической уравновешенности, умения сдержанного поведения, сведения к минимуму отрицательных эмоций, чувства тревоги.

Методы

Прежде всего необходимо отметить, что начальная “пассивность” ребёнка во многих заданиях по решению проблем, его неудачи в контроле и прослеживании последующих действий и его неудачи в осуществлении своего собственного анализа могут быть прямым результатом полнейшего отсутствия опыта в таких заданиях. Это не значит, что маленькие дети не способны к саморегуляции, это значит только то, что они не склонны сразу же переносить такой опыт на новые проблемы. Дети – универсальные новички: требуется накопить опыт, прежде чем они сформируют знание и уверенность, которые позволили бы им прибегать к психологической самозащите, как это делают более опытные. Методами такого накопления опыта могут стать такие педагогические средства, как:

игровое проектирование,

“социальное закаливание” через социальные пробы.

Почему бы, действительно, по определению академика И.С.Кона3, не представить игру механизмом самоорганизации и самообучения такой избыточной системы, как психика ребёнка?.. идея заманчивая. Не случайно такой тонкий психолог, как Дж.Мид, увидел в игре обобщённую модель формирования того, что психологи называют “самость”, собирания ребёнком своего “Я”. Именно поэтому она взята нами более широко в систему физического воспитания дошкольников, она позволила расширить границы, вторгнуться в ранее непредсказуемые границы.

Игра побуждает к самопознанию и одновременно создаёт условия внутренней активности личности. Огромное количество игр построено на интриге “Познай себя”, “Проверь себя”, результаты разных игровых открытий переносятся на совершенствование дальнейшей практической деятельности. Игра позволила нам также выявить степень недостаточности опыта у дошкольников.

Маленькие дети были новичками почти во всех проблемных ситуациях. Для накопления необходимых знаний о том, как и что думать в новых обстоятельствах для разрешения проблем, мы ввели в занятия серию социальных проб (специальных двигательных заданий, игр, эстафет и т.п.).

Такие тематические занятия, как “Остановись и подумай”, “Сигналы тревоги”, “Знай и будь осторожным” и др. проходили в интересной увлекательной форме с использованием наглядного материала, проигрыванием детьми определённых экстремальных жизненных ситуаций:

дети звонят по телефону,

помогают пострадавшим,

проводят саморегуляцию своего организма с целью самообладания своими душевными и физическими качеств и т.п.

Результаты

Из повседневных наблюдений мы убедились, что игровое проектирование позволило приблизить изучаемый материал к личностным проблемам ребят. Изображая Робинзона Крузо или какого-нибудь другого героя, ребёнок – искатель приключений – выходит за пределы своего настоящего “Я” и за пределы своего повседневного мира. Разыгрывая роль, он в своём воображении изменяет всё окружающее, и оно получает тот вид и смысл, который в данный момент требуется этой ролью.

Из анкетирования и личных бесед с родителями мы удостоверились в том, что у дошкольников возникло сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности. Эта тема поднималась самими ребятами неоднократно в домашних беседах после соответствующей разъяснительной работы в детском саду.

Из устных опросов и тестирования детей подготовительных групп мы пришли к заключению, что наши дети уже не являются “новичками”. Они обладают определёнными начальными умениями:

предсказания последствий на действия или события,

проверки результатов собственных действий (сработало ли?),

управления своей продолжающейся деятельностью (как я это делаю?),

проверки реальности (имеет ли это смысл?).

Обобщение

Для оказания помощи ребёнку в формировании его системы социальной самозащиты первым важным моментом является то, чтобы выпускник дошкольного учреждения не являлся новичком, когда он сталкивается с определённым типом проблем. Ведь новичку часто не удаётся действовать эффективно, не только потому, что ему не хватает определённых умений, но и потому, что он несовершенен в вопросах участия самосознания и умственной саморегуляции в своих действиях. Переосмыслив роль физического воспитания, мы в состоянии помочь ребёнку узнать о возможностях его системы самозащиты, о технике, необходимой для её успешного функционирования; мы можем помочь снять трудности при вхождении ребёнка в социум, не говоря уже о том, что можем подсказать какие шаги требуется сделать, чтобы достичь желаемого результата.

Список литературы

Змановский Ю.Ф. Авторская программа “Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях” // Дошкольное воспитание. 1993.

Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста М.: Просвещение, 1985.

Кон И.С. Как построить своё “Я” // Под ред. В.П.Зинченко. М.: Педагогика, 1991.

Полтавцева Н. О программе знаний физической культуры для дошкольников // Дошкольное воспитание. 1997. № 5,

Социальное становление учащихся. Из курса “Педагогика личности” // Под ред. М.И.Рожкова. Ярославль: ЯГПУ, 1995.

Чумаков Б.Н. Валеология. М.: Российское Педагогическое Агенство, 1997.

Ann L. Brown and Judy S. De Loache Metacognitive skills. New York. London: THЕ GULFORD PRESS, 1983.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: