III. Изучение нового материала




1. Исследовательская работа «Все ли люди одинаково принимают слово Божье?» (слайд 3)

Учитель: Сейчас мы с вами проведём небольшую исследовательскую работу над вопросом, о состоянии человеческих сердец по притче о сеятеле.

Цель нашего исследования: Определить, в каком состоянии может находиться человеческое сердце и назвать причины такого состояния

Для этого нам необходимо выполнить несколько задач:

1. Рассмотреть особенности притчи как литературного жанра;

2. Понять скрытый смысл притчи

3. Определить состояние своего собственного сердца

(слайд 4) Выдвинута гипотеза: Возможно, люди по-разному принимают сердцем слово Божие, и есть причины, по которым это происходит.

В нашей работе мы будем использовать такие методы как: сравнения и установления связей и исследовательский

Объектом исследования является притча о сеятеле, рассказанная Иисусом Христом (слайд 5)

1. Объяснение понятия «притча»

Учитель: сначала нам нужно определить, что такое притча? Чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно прочитать 1 абзац текста учебника на с. 103 и найти в нем ответ на этот вопрос.

После обсуждения - запись в тетрадь (слайд 6):

Притча – это простой рассказ, объясняющий, как следует жить, чтобы наследовать Царствие Небесное

Учитель: Дома вам было дано задание прочитать притчу о сеятеле. Легко ли вы ее запомнили? Христос учил людей, как следует жить, притчами, потому что они легко запоминались людьми.

- Сейчас мы будем рассказывать притчу о сеятеле вместе.

2. Коллективное рассказывание притчи о сеятеле

3. Толкование притчи (раскрытие скрытого смысла притчи) (слайды 7, 8)

Учитель: Ребята, что, по-вашему, означают эти слова:

Сеятель - …, зерна - …, почва - ….

Учитель: Правильно, сеятель – это Иисус Христос, зерна – слово Божье, почва – сердце человеческое, которым каждый воспринимает слово Божье.

Христос, как сеятель, сеет повсюду слово Божье, которое изложено в Евангелие, а люди сердцем, по-разному, принимают его.

4. Работа над определением состояния человеческого сердца

Учитель: Назовите места, куда упали семена (слайд 9). Каждый вид почвы означает состояние человеческого сердца. Сейчас мы попробуем дать характеристику каждому из этих состояний.

Ребята под руководством учителя проводят аналогию между состоянием каждого вида почвы и состоянием сердца человека, объясняют это состояние и зарисовывают в тетрадь (слайд 9).

Дорога - сердце человека, который совершенно не принимает учения Божьего (слайд 10);

Каменистая почва - сердце человека, который хотя и принимает учение Божье, но, когда появляются трудности, оставляет его (слайд 11);

Сорняки - сердце человека, который знает учение Божье, но заботы житейские мешают ему(слайд 12);

Добрая почва - сердце человека, который принимает слово Божье и приносит добрые плоды (слайд 13).

Учитель: Ребята, а как вы считаете, какая почва у ваших сердец?

- А можно ли её изменить? Чем? (добрыми делами)

Учитель: Подведем итог нашему исследованию. Какой можно сделать вывод?

Запись в тетрадь:

Не все люди добрым сердцем принимают слово Божье. Нежелание слышать слово Божие, слабая вера, неспособная поддержать во время испытаний, и заботы житейские препятствуют в этом человеку. (слайд 14)

5. Создание проблемной ситуации: «Выбери добрые семена»

Учитель: Ребята, а что еще нужно, кроме доброй почвы, для того, чтобы вырос добрый плод? (добрые семена)

- На слайде вы видите название тех наших дел и поступков, которые сеют в наших сердцах добрые или злые семена (слайд 15)

· Забота и помощь ближним

· Добрые слова

· Подшутить над товарищем

· Чтение книг

· Просмотр телевизионных передач

· Рисование, рукоделие

· Прекословие

· Слушание музыки

· Общение с родителями

· Общение через компьютер

· Прогулки на природе

· Послушание

· Хорошая учеба

· Списывание

· Проведение времени за компьютером

- Сейчас вам нужно подумать и назвать те семена, которые дают добрые всходы - добродетели.

Сначала обсуждение в парах, затем - коллективное

Учитель: Как вы думаете, почему некоторые слова выделены другим цветом? (чтение книг и журналов, просмотр телепередач, слушание музыки, провождение времени за компьютером)

- Правильно, эти семена могут взрастить в сердце человека, как страсть, так и добродетель. Приведите примеры, подтверждающие мои слова.

Какой вывод мы должны сделать о семенах, падающих на почву нашего сердца?

Запись в тетрадь:

Нужно уметь различать, какое семя упало в душу, и что оно может принести (слайд 16)

IV. Физкультминутка для глаз

V. Работа по теме урока

Раскрытие темы «Страсти и добродетели побеждающие их»

Учитель: Из добрых семян в сердцах людей вырастают добродетели – добрые качества души, а из злых – страсти, т.е. стремление к злым делам (слайд 17)

- Между добродетелями и страстями в сердце человека идет постоянная борьба. Против каждой страсти есть свое лекарство – добродетель. Об этом написал свое стихотворение святитель Иоасаф Белгородский – небесный покровитель нашей области (слайд 18)

1. Обобщение знаний по житию святителя Иоасафа Белгородского. Разгадывание кроссворда (работа в группах)

Учитель: Вы уже знакомы с житием святителя Иоасафа по предыдущим урокам. Дома вам дано было опережающее задание – ответить на вопросы викторины, которую составили для вас ученики 7 класса о святом покровителе Белгородчины. Сейчас вам предстоит самостоятельная работа в группах - разгадать кроссворд, составленный по житию святителя Иоасафа Белгородского (слайд 19)

Проверка со слайда (слайд 20)

Учитель: Ребята, какой юбилей святителя Иоасафа Белгородского мы будем праздновать в этом году? (100-летие со дня прославления в лике святых)

Послушайте, какие замечательные строки, посвященные прославлению в лике святых святителя Иоасафа, написала в 1911 году А.Платонова.

Чтение стихотворения «Святителю Иоасафу» подготовленными учениками.

Вся жизнь твоя была сплошным богослуженьем,
Елей не угасал в светильнике твоем,
И подвигом молитв, любви, крестоношенья
Ты влек сердца людей жить в Боге со Христом!

Служа пред алтарем, ты с ревностью пророка
Обязанности нес священные свои,
Ты строго обличал слепых жрецов порока,
А немощных овец в объятья брал любви.

И знали их сердца, что даже в час полночный,
Когда окутан мир молчанием и сном,
Ты бодрствуешь за них в молитве неумолчной,
Рыдаешь и скорбишь пред распятым Христом!

Когда ударил час, и вечности чертога
Таинственно врата раскрылись пред тобой,
Святой архиерей и раб смиренный Бога,
Расстался тихо ты с обителью земной;

Но верила вся Русь, что в горние селенья
За паству ты вознес молитвы фимиам,
И именем Христа росу благословенья
Ты будешь посылать истерзанным сердцам!

И вот, десятки лет шли пестрой вереницей,
Борцов с державой зла сменял за строем строй,
А в сумрачной тиши, у плит твоей гробницы
Не рвется связь твоя с народною душой.

И к памяти своей храня благоговенье,
Праправнуки тобой лелеянных детей,
Мы чтим теперь тебя в сердечном умиленьи,
Несем тебе тоску больной души своей:

О, не остави нас молитвою и ныне!
На страже встань Руси, как райский херувим;
Да сохранит Господь ее в своей святыне
И в вере утвердит предстательством твоим!

2. Работа над раскрытием смысла главных христианских добродетелей и человеческих страстей и противопоставлением их

1. Чтение стихотворения учителем«Сражение семи добродетелей с семью грехами»

2. Работа над осмысливанием страстей и главных христианских добродетелей, побеждающих их.

- Назовите злые и добрые качества души человека.

- Почему они даны парами? (для каждой страсти есть добродетель, помогающая ее преодолеть)

- Объясните, как проявляются данные страсти в человеке, и какую добродетель следует противопоставить, чтобы преодолеть каждую из них.

3. Самостоятельная работа в парах: «Подбери и запиши парами страсти и добродетели, побеждающие их»

Страсть – добродетель

… …

Коллективная проверка (слайды 21, 22)

Учитель: Ребята, назовите, какие главные христианские добродетели проявились в жизни святителя Иоасафа Белгородского?

- В чем мы должны брать с него пример?

3. Практическая работа «Назови добродетель и противоположную ей страсть, изображенные на рисунке»

Учитель: Ребята, сейчас вам предстоит назвать пары «Страсть-добродетель», изображенные на рисунках. (слайды 23-29)

- На последнем слайде вы видите, что лени противопоставлен не пост, а трудолюбие. Можно ли считать это ошибкой? Объясните, почему нет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: