Имя художника | Даты жизни, место | Название картины, техника, размеры | Репродукция | Дата создания | Школа живописи | Учителя, ученики |
Веласкес, Диего - | 6 июня 1599, Севилья — 6 августа 1660, Мадрид) | Портрет дона Гаспара де Гусмана, графа-герцога де Оливареса Материал: холст Техника: масло Размеры: 67x54,5 см Поступление: Поступил в 1814 г. Приобретен из собрания У.Кузвельта в Амстердаме Инвентарный номер: ГЭ-300 Здание: Новый Эрмитаж Залы: 239 | Около 1638 г. | испанский художник, крупнейший представитель мадридской школывремён золотого века испанской живописи, придворный живописец короля Филиппа IV. | Среди его учеников — Эстебан Мурильо и Хуан де Пареха. Единственное высказывание художника, которое сохранилось — «Предпочитаю быть лучшим в изображении уродства, а не вторым в изображении красоты». | |
Веласкес, Диего - | 6 июня 1599, Севилья — 6 августа 1660, Мадрид) | Завтрак Материал: холст Техника: масло Размеры: 108,5x102 см Поступление: Происходит из собрания Екатерины II Инвентарный номер: ГЭ-389 Здание: Новый Эрмитаж Залы: 239 | Около 1617 г. | «бодегон» («бодегонес») | ||
Веласкес, Диего - | 6 июня 1599, Севилья — 6 августа 1660, Мадрид) | Мужская голова в профиль Школа: Севильская Материал: холст Техника: масло Размеры: 39,5x35,5 см Поступление: Поступил в 1814 г. Приобретен из собрания У.Кузвельта в Амстердаме Инвентарный номер: ГЭ-295 Не представлена в экспозиции | Около 1616-1617 гг. | |||
Веласкес, Диего | 6 июня 1599, Севилья — 6 августа 1660, Мадрид) | Портрет испанского короля Филиппа IV Материал: холст Техника: масло Размеры: 67x53 см Поступление: Приобретен в 1814 г. Приобретен из собрания В.-Г.Кузвельта в Амстердаме Инвентарный номер: ГЭ-297 Здание: Новый Эрмитаж Залы: 239 | Такой же портрет в Лондонской Национальной галерее, Великобритания | Между 1656-1660 гг. | Когда был написан этот не совсем обычный портрет, испанскому королю Филиппу IV минуло пятьдесят. Придворному художнику и распорядителю королевских покоев Диего Веласкесу было на шесть лет больше. (Об истории взаимоотношений живописца и короля вы можете прочитать в биографии художника). 30 лет Веласкес был доверенным лицом короля, но ко времени создания портрета прошло уже не меньше десятка лет с тех пор, как Филипп IV запретил себя изображать. | Сохранилось письмо короля, датированное 1653-м годом, где он сообщает, что девять лет не разрешает писать свои портреты даже Веласкесу – всем остальным Филипп запретил это гораздо раньше, как только познакомился с Веласкесом. Много лет у него было эксклюзивное право |
Веласкес, Диего | 6 июня 1599, Севилья — 6 августа 1660, Мадрид) | Портрет Филиппа IV Новый Эрмитаж Залы: 239 | ||||
Гойя, Франсиско - | 30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы — 16 апреля 1828, Бордо, Франция | Портрет Антонии Сарате Материал: холст Техника: масло Размеры: 71x58 см Поступление: Поступил в 1972 г. Дар А. Хаммера, США Новый Эрмитаж Залы: 239 | Около 1810-1811 | испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма. | Портрет актрисы Антонии Сарате, преподнёс Эрмитажу в 1972 году американский миллионер А. Хаммер | |
Гонсалес, Бартоломе. | 1564-1627 | Портрет Маргариты Альдобрандини, герцогини Пармской холст Техника: масло Размеры: 154,5x111,5 см Новый Эрмитаж зал 240 | Между 1610-1623 гг. | испанский живописец эпохи барокко, специализирующийся на создании портретов, которые продолжают тип ренессансного портрета, созданного Алонсо Санчесом Коэльо и особенно Хуаном Пантохой де Ла-Крус. | Гонсалес родился в Вальядолиде и учился у Патрисио Каксесе и у Хуана Пантохи де Ла-Крус. Он переехал в Мадрид, и с 1607 сосредоточился на выполнении портретов для Королевского двора вместе с Родриго де Вильяндрандо и Андресом Лопесом Поланко. С 1617 он служил придворным живописцем при короле Испании Филиппе III | |
Кано, Алонсо. | Родился:19 марта 1601 г., Гранада Умер:3 октября 1667 г. (66 лет), Гранада | Распятие Материал: холст Техника: масло Размеры: 265x173 см Поступление: Поступил в 1919 г. Передан из Мраморного дворца в Петрограде Инвентарный номер: ГЭ-5572 Новый Эрмитаж Залы: 239 | Между 1636 и 1638 гг. | Представитель гранадской школы | Среди выдающихся учеников Кано скульптор Педро де Мена. | |
Кардучо, Висенте | Родился:1576 г., Флоренция Умер:1638 г. (62 года), Мадрид | Видение Святого Антония Падуанского Холст, масло. 277х170. Инв. 352. Из собр. Кузвельта, Амстердам, 1814 Новый Эрмитаж Зал № 239 | 1631. | Мадридская школа Испанский живописец итальянского происхождения, брат и ученик Бартоломео Кардуччи. Винченцо Кардуччи (итал.) родился во Флоренции в 1576 г. и ещё в детстве переселился в Испанию вместе со своим братом, которому до самой его смерти помогал в работе. | ||
Майно, Хуан Баутиста | Пастрана, Гвадалахара, 1581- Мадрид, 1649 | Явление Богоматери доминиканскому монаху в Сориано. Материал: холст Техника: масло Размеры: 203,5x134 см Поступление: Поступил в 1852 г. Приобретен у баронессы д'Эсте Инвентарный номер: ГЭ-321 Новый Эрмитаж Зал № 239 | 1630-е гг. | Мадридская школа | ||
Майно, Хуан Баутиста | Пастрана, Гвадалахара, 1581- Мадрид, 1649 | Поклонение пастухов. Холст, масло. 143,5х100,5. Инв. 315. Из собр. Кузвельта, Амстердам, 1814 Новый Эрмитаж Зал № 239 | Не ранее 1613 г. | Эрмитажная картина Майно вся светится, вся в рефлексах и не будь какой-то беспомощности в композиции, чего-то чересчур наивного в позах и в пестроте красок — это было бы первоклассное произведение. Кусочек “мертвой натуры” на первом плане достоин самых первых мастеров живописи. | Вероятно, одной из первых по времени испанских картин караваджиевского характера в Эрмитаже является “Поклонение пастухов”доминиканца Майно Здесь “стиль Караваджо” выразился в более легкой прозрачной и красочной гамме, нежели то бывает в поздних картинах самого основателя натурализма, и это как будто указывает на то, что Майно, который был сверстником Караваджо, был знаком с ранними произведениями мастера. | |
Мартинес дель Масо, Хуан Баутиста - | род. 1612г. Куэнка - ум. 10 февраля 1667г. Мадрид | Мать со спящим ребёнком Холст, масло. 69 x 57 см. Не представлена в экспозиции | Около 1660. | художник эпохи барокко, представитель художественной школы Диего Веласкеса и его зять, придворный художник. | ||
Мурильо, Бартоломео Эстебан - | род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же | Приготовление лепёшек Не представлена в экспозиции | ведущий испанский живописец «золотого века», глава севильской школы. | в Эрмитаже имеется 20 картин этого знаменитого испанского художника | ||
Мурильо, Бартоломео Эстебан - | род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же | Благословение Иакова Холст, масло. 245х357,5. Инв. 332. Из собр. Маркиза Вильяманрике, 1811 Новый Эрмитаж Зал 239 | 1665/70 | Особенности творчества Бартоломе Эстебана Мурильо. Художник обладает редким умением повествователя, представляя каждый живописный сюжет как своего рода занимательную историю, одновременно считаясь виртуозом замысловатых декоративных композиций. | ||
Мурильо, Бартоломео Эстебан - | род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же | Мальчик с собакой Материал: холст Техника: масло Размеры: 70x60 см Поступление: Поступил в 1772 г. Приобретен из собрания герцога Э.Ф. Шуазеля в Париже Инвентарный номер: ГЭ-386 Новый Эрмитаж Зал № 239 | Вторая половина 1650-х гг. | неоспоримую художественную ценность сохранили его детские портреты, полные неприукрашенной жизненной правды и оптимизма и сделавшие Мурильо предтечей появления реализма. | ||
Мурильо, Бартоломео Эстебан - | род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же | Освобождение апостола Петра из темницы Новый Эрмитаж Зал № 239 | ||||
Мурильо, Бартоломео Эстебан - | род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же | Поклонение пастухов Холст, масло. 197х147. Инв. 316. Из собр. Уолпола, Хоутон холл, 1779 Новый Эрмитаж Зал № 239 | ||||
Мурильо, Бартоломео Эстебан - | род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же | Сон Иакова Новый Эрмитаж Зал 239 | ||||
Мурильо, Бартоломео Эстебан - | род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же | Непорочное зачатие Холст, масло. 195х145. Инв. 387. Из собр. Уолпола, Хоутон холл, 1779 Новый Эрмитаж Зал 239 | 1670-е. | Мурильо многократно обращался к образу мадонны и, как истинный севильянец, воспевал яркую красоту женщин родного края (Мадонна считалась покровительницей Севильи и всей Андалусии, эту землю называли «краем Пречистой Девы»). Он разработал собственную иконографию «непорочного зачатия» и за свою жизнь написал около 20-ти больших картин с этим сюжетом, которые сделали Мурильо чрезвычайно популярным в Европе. | ||
Мурильо, Бартоломео Эстебан - | род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же | Святое Семейство | ||||
Мурильо, Бартоломео Эстебан - | род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же | Раскаяние апостола Петра | ||||
Мурильо, Бартоломео Эстебан - | род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же | Распятие | ||||
Мурильо, Бартоломео Эстебан - | род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же | Отдых святого семейства на пути в Египет Холст, масло. 136,5х179,5. Инв. 340. Из собр. Жана де Генья, Париж, 1768 Новый Эрмитаж Зал № 239 | ||||
Мурильо, Бартоломео Эстебан - | род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же | Благовещение | ||||
Мурильо, Бартоломео Эстебан - | род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же | Убийство инквизитора Педро де Арбуэса Новый Эрмитаж Зал № 239 | ||||
Мурильо, Бартоломео Эстебан - | род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же | Св. Иосиф, ведущий за руку младенца Христа | Около 1635. | |||
Мурильо, Бартоломео Эстебан - | род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же | Видение св. Антония Падуанского Материал: холст Техника: масло Размеры: 250x167 см Поступление: Поступил в 1852 г. Приобретен у Ланевилля в Париже Инвентарный номер: ГЭ-308 Новый Эрмитаж Залы: 239 | Между 1660 - 1680 гг. | |||
Пантоха де ла Крус, Хуан - | 1553, Вальядолид — 26 октября 1608, Мадрид | Портрет Диего де Вильямайора Материал: холст Техника: масло Размеры: 88,5x70,5 см Поступление: Происходит из Царско-Сельского Арсенала, куда поступил в 1814 г. из собрания Кузвельта Инвентарный номер: ГЭ-3518 Новый Эрмитаж Зал 240 | 1605 г. | испанский художник. Работал при дворе Филиппа II, и Филиппа III, официальный придворный портретист. | ||
Пареха, Хуан де - | 1606 или 1610, Антекера — 1670, Мадрид | Портрет кавалера ордена Сант Яго Материал: холст Техника: масло Размеры: 197х109 см Поступление: Поступил в 1845 г. Передан согласно завещанию Д.П. Татищева Новый Эрмитаж Залы: 239 | 1630-е гг. | |||
Переда, Антонио - | 1611-1678 | Натюрморт с поставцом Материал: холст Техника: масло Размеры: 80x94 см Поступление: Поступил в 1814 г. Приобретен из собрания У.Кузвельта в Амстердаме Инвентарный номер: ГЭ-327 Новый Эрмитаж Зал № 239 | 1652 г. | Последователь Веласкеса, представитель мадридской школы | ||
Пуга, Антонио де - | (1602 – 1648) | Нищий Материал: холст Техника: масло Размеры: 56х46,5 см Поступление: Поступил в 1921 г. Передан из Государственного музейного фонда. Происходит из собрания Ксидо-Левашова Инвентарный номер: ГЭ-6036 Не представлена в экспозиции | 1630-е гг. | Последователь Веласкеса, представитель мадридской школы | ||
Пуга, Антонио де - | (1602 – 1648) | Точильщик Материал: холст Техника: масло Размеры: 120x160 см Поступление: Поступил в 1814 г. Приобретен из собрания У.Кузвельта в Амстердаме Инвентарный номер: ГЭ-309 Новый Эрмитаж Зал № 239 | 1635. | Редчайший мастер Пуга обнаруживается в своем “Точильщике”последовательным реалистом, трезвым наблюдателем жизни и тонким серебристым колористом. | ||
Пуга, Антонио де - | Старик, обучающий мальчика чтению Материал: холст Техника: масло Размеры: 129,5x103,5 см Поступление: Поступил в 1928 г. Передан из Строгановского дома. Инвентарный номер: ГЭ-5349 Не представлена в экспозиции | 1630-е гг. | ||||
Рибальта, Франсиско - | 1565, Сольсона — 1628, Валенсия | Проповедь Сан Висенте Феррера Холст, масло. 178 x 111 см. | 1626, | Представитель валенсийской школы испанской живописи Родился в семье портного. В 1572 семья переехала в Барселону. В 1581 потерял отца, перебрался в Мадрид. Учился у Хуана Фернандеса Наваррете. | Испытал влияние Себастьяно дель Пьомбо, Якопо Бассано, Леонардо да Винчи. Одним из первых в Испании использовал световые находки Караваджо. Работал в Мадриде, с 1599 — в Валенсии. Дружил с Лопе де Вега. Среди учеников Рибальты был Хосе де Рибера Сын — художник Хуан Рибальта. | |
Рибальта, Франсиско - | 1565, Сольсона — 1628, Валенсия | Пригвождение к кресту Холст, масло. 144,5х103. Инв. 303. Из собр. Кузвельта, Амстердам, 1815 Новый Эрмитаж Зал № 240 | 1582. | |||
Рибальта, Франсиско - | 1565, Сольсона — 1628, Валенсия | Сан Висенте, Сан Висенте Феррер и св. Раймунд Пеньяфортский Материал: холст Техника: масло Размеры: 264x178 см Поступление: Приобретен в 1831 г. в Париже из собрания М.Годоя Инвентарный номер: ГЭ-374 Новый Эрмитаж Зал № 239 | Первая треть XVII в. | |||
Рибера, Хосе де - | 12 января 1591, Хатива — 2 сентября 1652, Неаполь | Раскаяние св. Петра Материал: холст Техника: масло Размеры: 75x63,5 см Поступление: Поступил в 1923 г. Происходит из собрания К.А. Горчакова Инвентарный номер: ГЭ-4794 Новый Эрмитаж Зал № 239 | Конец 1620-х гг. | Представитель валенсийской школы испанской живописи | испанский караваджист эпохи барокко, живший и работавший в Неаполе. Помимо живописных работ, оставил большой объём графики. Наиболее значительный испанский гравёр, работавший до Гойи. | |
Рибера, Хосе де - | 12 января 1591, Хатива — 2 сентября 1652, Неаполь | Аллегория Истории Материал: холст Техника: масло Размеры: 113x81 см Поступление: Поступил в 1920 г. Передан Отделом Охраны памятников искусства и старины. Происходит из собрания Вольфзон. Инвентарный номер: ГЭ-5194 Новый Эрмитаж Зал № 239 | 1615-1616 гг. | |||
Рибера, Хосе де - | 12 января 1591, Хатива — 2 сентября 1652, Неаполь | Се человек Материал: холст Техника: масло Размеры: 57x46 см Поступление: Приобретен имп. Марией Александровной. Происходит из собрания М. Соловьёва в Петербурге Новый Эрмитаж Зал № 239 | Между 1632-1634 гг. | |||
Рибера, Хосе де - | 12 января 1591, Хатива — 2 сентября 1652, Неаполь | Св. Онуфрий Материал: холст Техника: масло Размеры: 130x104 см Инвентарный номер: ГЭ-375 Новый Эрмитаж Зал № 239 | 1637 г. | |||
Рибера, Хосе де - | 12 января 1591, Хатива — 2 сентября 1652, Неаполь | Св. Себастьян и св. Ирина Материал: холст Техника: масло Размеры: 156,5x188 см Поступление: Поступил в 1829 г. Приобретен из собрания герцогини Сен-Ле в Париже Инвентарный номер: ГЭ-325 Новый Эрмитаж Зал № 239 | 1628 г. | |||
Рибера, Хосе де - | 12 января 1591, Хатива — 2 сентября 1652, Неаполь | Св. Иероним и ангел Материал: холст (переведена со старого холста) Техника: масло Размеры: 185x133 см Поступление: Поступил в 1831 г. Приобретена из галереи М. Годоя, князя Мира Инвентарный номер: ГЭ-311 Новый Эрмитаж Зал № 239 | 1626 г. | |||
Санчес Коэльо, Алонсо | ок. 1531-1588 | Портрет инфанты Каталины Микаэлы Австрийской Материал:холст Техника:масло Размеры:70x50 см Поступление: Поступил в 1926 г. Передан из Гатчинского дворца Новый Эрмитаж Зал № 240 | Между 1582-1585 | |||
Сурбаран, Франсиско - | крещён 7 ноября 1598, Фуэнте-де-Кантос, Эстремадура — 27 августа 1664, Мадрид | Отрочество Богоматери Материал: холст Техника: масло Размеры: 73,5x53,5 см Поступление: Приобретен в 1814 г. Приобретен из собрания В.-Г.Кузвельта в Амстердаме Инвентарный номер: ГЭ-306 Новый Эрмитаж Зал № 239 | Между 1658-1660 гг. | |||
Сурбаран, Франсиско де | крещён 7 ноября 1598, Фуэнте-де-Кантос, Эстремадура — 27 августа 1664, Мадрид | Св. Лаврентий Материал: холст Техника: масло Размеры: 292x225 см Поступление: Поступил в 1852 г. Приобретен на распродаже собрания маршала Сульта в Париже Инвентарный номер: ГЭ-362 Новый Эрмитаж Зал № 239 | 1636 г. | представитель севильской школы живописи. | ||
Сурбаран, Франсиско - | крещён 7 ноября 1598, Фуэнте-де-Кантос, Эстремадура — 27 августа 1664, Мадрид | Сан Фернандо Материал: холст Техника: масло Размеры: 129x61 см Поступление: Поступил в 1923 г. Передан Государственным музейным фондом. Происходит из собрания С.В. Паниной. Инвентарный номер: ГЭ-5158 Новый Эрмитаж Зал № 239 | Между 1630-1634 гг. | |||
Эль Греко – (Доменикос Теотокопулос) | 1541 Крит, деревня Фоделе, близ Ираклиона– 7 апреля 1614 Толедо | Апостолы Петр и Павел Холст, масло. 121.5x105 см Источник поступления в музей: дар П. П. Дурново. 1911 г. Испанский кабинет Новый Эрмитаж Зал 240 | Между 1587-1592 гг. | толедская школа живописи Переехав в 1576 году из Италии в Испанию на службу к королю Филиппу II, Доменикос Теотокопулос (настоящее имя известного художника Эль Греко) поселился в Толедо - древней столице Испании, центре искусств и просвещения того времени. Именно в Толедо живописец обратил свой взор на портретное искусство, которое принесло ему славу и огромное количество заказов. Эль Греко искренне любил Толедо и прожил здесь до конца дней своих. | ||
Эль Греко (Доменикос Теотокопулос) | 1541 Крит, деревня Фоделе, близ Ираклиона– 7 апреля 1614 Толедо | Портрет поэта Алонсо Эрсилья- и- Суньига Холст, масло. 44.3x41.5 см Испания. Источник поступления в музей: Собрание У. Кузвельта в Амстердаме. 1814 Новый Эрмитаж Зал 240 | На портрете изображен знаменитый испанский поэт Алонсо де Эрсилья-и-Суньига (1533—1594), автор наиболее известной в Испании в период Возрождения эпической поэмы "Араукана" (1569–89), описывающей сражение испанцев в Чили с индейцами племени араукана, очевидцем которого был поэт в 1555 г. | Между 1576-1578 | Император Рудольф II, с которым встречался поэт во время поездки в Чехию, желал иметь портрет Алонсо де Эрсилья-и-Суньига в галерее знаменитых испанцев. В этот период поэт заказал несколько портретов, один из них был заказан Эль Греко | |
Эль Греко (Доменикос Теотокопулос) | 1541 Крит, деревня Фоделе, близ Ираклиона– 7 апреля 1614 Толедо | Святой Бернард Холст, масло. 116 х79.5 см Поступление: 2000 г. Новый Эрмитаж Зал 240 | 1579 г. | Картина Эль Греко "Святой Бернард" попала в Эрмитаж после Второй Мировой войны. Долгое время она хранилась в запасниках и не выставлялась из-за притязаний на нее Германии. Дело разрешилось в нашу пользу и теперь мы можем лицезреть эту картину в испанском кабинете Эрмитажа. |