| Имя художника
| Даты жизни, место
| Название картины, техника, размеры
| Репродукция
| Дата создания
| Школа живописи
| Учителя, ученики
|
| Веласкес, Диего -
| 6 июня 1599, Севилья — 6 августа 1660, Мадрид)
| Портрет дона Гаспара де Гусмана, графа-герцога де Оливареса
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: 67x54,5 см
Поступление:
Поступил в 1814 г. Приобретен из собрания У.Кузвельта в Амстердаме
Инвентарный номер:
ГЭ-300
Здание:
Новый Эрмитаж
Залы: 239
|
| Около 1638 г.
| испанский художник, крупнейший представитель мадридской школывремён золотого века испанской живописи, придворный живописец короля Филиппа IV.
| Среди его учеников — Эстебан Мурильо и Хуан де Пареха.
Единственное высказывание художника, которое сохранилось — «Предпочитаю быть лучшим в изображении уродства, а не вторым в изображении красоты».
|
| Веласкес, Диего -
| 6 июня 1599, Севилья — 6 августа 1660, Мадрид)
| Завтрак
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: 108,5x102 см
Поступление:
Происходит из собрания Екатерины II
Инвентарный номер:
ГЭ-389
Здание:
Новый Эрмитаж
Залы: 239
|
| Около 1617 г.
| «бодегон» («бодегонес»)
| |
| Веласкес, Диего -
| 6 июня 1599, Севилья — 6 августа 1660, Мадрид)
| Мужская голова в профиль
Школа: Севильская
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: 39,5x35,5 см
Поступление:
Поступил в 1814 г. Приобретен из собрания У.Кузвельта в Амстердаме
Инвентарный номер:
ГЭ-295
Не представлена в экспозиции
|
| Около 1616-1617 гг.
| | |
| Веласкес, Диего
| 6 июня 1599, Севилья — 6 августа 1660, Мадрид)
| Портрет испанского короля Филиппа IV
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: 67x53 см
Поступление:
Приобретен в 1814 г. Приобретен из собрания В.-Г.Кузвельта в Амстердаме
Инвентарный номер:
ГЭ-297
Здание:
Новый Эрмитаж
Залы: 239
|
Такой же портрет в Лондонской Национальной галерее, Великобритания
|
Между 1656-1660 гг.
| Когда был написан этот не совсем обычный портрет, испанскому королю Филиппу IV минуло пятьдесят. Придворному художнику и распорядителю королевских покоев Диего Веласкесу было на шесть лет больше. (Об истории взаимоотношений живописца и короля вы можете прочитать в биографии художника). 30 лет Веласкес был доверенным лицом короля, но ко времени создания портрета прошло уже не меньше десятка лет с тех пор, как Филипп IV запретил себя изображать.
| Сохранилось письмо короля, датированное 1653-м годом, где он сообщает, что девять лет не разрешает писать свои портреты даже Веласкесу – всем остальным Филипп запретил это гораздо раньше, как только познакомился с Веласкесом. Много лет у него было эксклюзивное право
|
| Веласкес, Диего
| 6 июня 1599, Севилья — 6 августа 1660, Мадрид)
| Портрет Филиппа IV
Новый Эрмитаж
Залы: 239
|
|
| | |
| Гойя, Франсиско -
| 30 марта 1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы — 16 апреля 1828,
Бордо, Франция
| Портрет Антонии Сарате
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: 71x58 см
Поступление:
Поступил в 1972 г. Дар А. Хаммера, США
Новый Эрмитаж
Залы: 239
|
| Около 1810-1811
| испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.
| Портрет актрисы Антонии Сарате, преподнёс
Эрмитажу в 1972 году американский миллионер
А. Хаммер
|
| Гонсалес, Бартоломе.
| 1564-1627
| Портрет Маргариты Альдобрандини, герцогини Пармской
холст
Техника: масло
Размеры:
154,5x111,5 см
Новый Эрмитаж
зал 240
|
| Между 1610-1623 гг.
| испанский живописец эпохи барокко, специализирующийся на создании портретов, которые продолжают тип ренессансного портрета, созданного Алонсо Санчесом Коэльо и особенно Хуаном Пантохой де Ла-Крус.
| Гонсалес родился в Вальядолиде и учился у Патрисио Каксесе и у Хуана Пантохи де Ла-Крус. Он переехал в Мадрид, и
с 1607 сосредоточился на выполнении портретов для Королевского двора вместе с Родриго де Вильяндрандо и Андресом Лопесом Поланко. С 1617 он служил придворным живописцем при короле Испании Филиппе III
|
| Кано, Алонсо.
| Родился:19 марта 1601 г., Гранада
Умер:3 октября 1667 г. (66 лет), Гранада
| Распятие
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: 265x173 см
Поступление:
Поступил в 1919 г. Передан из Мраморного дворца в Петрограде
Инвентарный номер:
ГЭ-5572
Новый Эрмитаж
Залы: 239
|
| Между 1636 и 1638 гг.
| Представитель гранадской школы
| Среди выдающихся учеников Кано скульптор Педро де Мена.
|
| Кардучо, Висенте
| Родился:1576 г., Флоренция
Умер:1638 г. (62 года), Мадрид
| Видение Святого Антония Падуанского
Холст, масло. 277х170. Инв. 352. Из собр. Кузвельта, Амстердам, 1814
Новый Эрмитаж
Зал № 239
|
| 1631.
| Мадридская школа Испанский живописец итальянского происхождения, брат и ученик Бартоломео Кардуччи. Винченцо Кардуччи (итал.) родился во Флоренции в 1576 г. и ещё в детстве переселился в Испанию вместе со своим братом, которому до самой его смерти помогал в работе.
| |
| Майно, Хуан Баутиста
| Пастрана, Гвадалахара, 1581- Мадрид, 1649
| Явление Богоматери доминиканскому монаху в Сориано.
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: 203,5x134 см
Поступление:
Поступил в 1852 г. Приобретен у баронессы д'Эсте
Инвентарный номер:
ГЭ-321
Новый Эрмитаж
Зал № 239
|
| 1630-е гг.
| Мадридская школа
| |
| Майно, Хуан Баутиста
| Пастрана, Гвадалахара, 1581- Мадрид, 1649
| Поклонение пастухов.
Холст, масло. 143,5х100,5. Инв. 315. Из собр. Кузвельта, Амстердам, 1814
Новый Эрмитаж
Зал № 239
|
| Не ранее 1613 г.
| Эрмитажная картина Майно вся светится, вся в рефлексах и не будь какой-то беспомощности в композиции, чего-то чересчур наивного в позах и в пестроте красок — это было бы первоклассное произведение. Кусочек “мертвой натуры” на первом плане достоин самых первых мастеров живописи.
| Вероятно, одной из первых по времени испанских картин караваджиевского характера в Эрмитаже является “Поклонение пастухов”доминиканца Майно
Здесь “стиль Караваджо” выразился в более легкой прозрачной и красочной гамме, нежели то бывает в поздних картинах самого основателя натурализма, и это как будто указывает на то, что Майно, который был сверстником Караваджо, был знаком с ранними произведениями мастера.
|
| Мартинес дель Масо, Хуан Баутиста -
| род. 1612г. Куэнка - ум. 10 февраля 1667г. Мадрид
| Мать со спящим ребёнком
Холст, масло. 69 x 57 см.
Не представлена в экспозиции
|
| Около 1660.
| художник эпохи барокко, представитель художественной школы Диего Веласкеса и его зять, придворный художник.
| |
| Мурильо, Бартоломео Эстебан -
|
род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же
| Приготовление лепёшек
Не представлена в экспозиции
|
|
| ведущий испанский живописец «золотого века», глава севильской школы.
| в Эрмитаже имеется 20 картин этого знаменитого испанского художника
|
| Мурильо, Бартоломео Эстебан -
| род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же
| Благословение Иакова
Холст, масло. 245х357,5. Инв. 332. Из собр. Маркиза Вильяманрике, 1811
Новый Эрмитаж
Зал 239
|
| 1665/70
| Особенности творчества Бартоломе Эстебана Мурильо. Художник обладает редким умением повествователя, представляя каждый живописный сюжет как своего рода занимательную историю, одновременно считаясь виртуозом замысловатых декоративных композиций.
| |
| Мурильо, Бартоломео Эстебан -
| род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же
| Мальчик с собакой
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: 70x60 см
Поступление:
Поступил в 1772 г. Приобретен из собрания герцога Э.Ф. Шуазеля в Париже
Инвентарный номер:
ГЭ-386
Новый Эрмитаж
Зал № 239
|
| Вторая половина 1650-х гг.
| неоспоримую художественную ценность сохранили его детские портреты, полные неприукрашенной жизненной правды и оптимизма и сделавшие Мурильо предтечей появления реализма.
| |
| Мурильо, Бартоломео Эстебан -
| род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же
| Освобождение апостола Петра из темницы
Новый Эрмитаж
Зал № 239
|
|
| | |
| Мурильо, Бартоломео Эстебан -
| род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же
| Поклонение пастухов
Холст, масло. 197х147. Инв. 316. Из собр. Уолпола, Хоутон холл, 1779
Новый Эрмитаж
Зал № 239
|
|
| | |
| Мурильо, Бартоломео Эстебан -
| род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же
| Сон Иакова
Новый Эрмитаж
Зал 239
|
|
| | |
| Мурильо, Бартоломео Эстебан -
| род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же
| Непорочное зачатие
Холст, масло. 195х145. Инв. 387. Из собр. Уолпола, Хоутон холл, 1779
Новый Эрмитаж
Зал 239
|
| 1670-е.
| Мурильо многократно обращался к образу мадонны и, как истинный севильянец, воспевал яркую красоту женщин родного края (Мадонна считалась покровительницей Севильи и всей Андалусии, эту землю называли «краем Пречистой Девы»). Он разработал собственную иконографию «непорочного зачатия» и за свою жизнь написал около 20-ти больших картин с этим сюжетом, которые сделали Мурильо чрезвычайно популярным в Европе.
| |
| Мурильо, Бартоломео Эстебан -
| род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же
| Святое Семейство
|
|
| | |
| Мурильо, Бартоломео Эстебан -
| род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же
| Раскаяние апостола Петра
|
|
| | |
| Мурильо, Бартоломео Эстебан -
| род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же
| Распятие
|
|
| | |
| Мурильо, Бартоломео Эстебан -
| род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же
| Отдых святого семейства на пути в Египет
Холст, масло. 136,5х179,5. Инв. 340. Из собр. Жана де Генья, Париж, 1768
Новый Эрмитаж
Зал № 239
|
|
| | |
| Мурильо, Бартоломео Эстебан -
| род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же
| Благовещение
|
|
| | |
| Мурильо, Бартоломео Эстебан -
| род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же
| Убийство инквизитора Педро де Арбуэса
Новый Эрмитаж
Зал № 239
|
|
| | |
| Мурильо, Бартоломео Эстебан -
| род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же
| Св. Иосиф, ведущий за руку младенца Христа
|
| Около 1635.
| | |
| Мурильо, Бартоломео Эстебан -
| род. в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — 3 апреля 1682, там же
| Видение св. Антония Падуанского
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: 250x167 см
Поступление:
Поступил в 1852 г. Приобретен у Ланевилля в Париже
Инвентарный номер:
ГЭ-308
Новый Эрмитаж
Залы: 239
|
| Между 1660 - 1680 гг.
| | |
| Пантоха де ла Крус, Хуан -
| 1553, Вальядолид — 26 октября 1608, Мадрид
| Портрет Диего де Вильямайора
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: 88,5x70,5 см
Поступление:
Происходит из Царско-Сельского Арсенала, куда поступил в 1814 г. из собрания Кузвельта
Инвентарный номер:
ГЭ-3518
Новый Эрмитаж
Зал 240
|
| 1605 г.
| испанский художник. Работал при дворе Филиппа II, и Филиппа III, официальный придворный портретист.
| |
| Пареха, Хуан де -
| 1606 или 1610, Антекера — 1670, Мадрид
| Портрет кавалера ордена Сант Яго
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: 197х109 см
Поступление:
Поступил в 1845 г. Передан согласно завещанию Д.П. Татищева
Новый Эрмитаж
Залы: 239
|
| 1630-е гг.
| | |
| Переда, Антонио -
| 1611-1678
| Натюрморт с поставцом
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: 80x94 см
Поступление:
Поступил в 1814 г. Приобретен из собрания У.Кузвельта в Амстердаме
Инвентарный номер:
ГЭ-327
Новый Эрмитаж
Зал № 239
|
| 1652 г.
| Последователь Веласкеса, представитель мадридской школы
| |
| Пуга, Антонио де -
| (1602 – 1648)
| Нищий
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: 56х46,5 см
Поступление:
Поступил в 1921 г. Передан из Государственного музейного фонда. Происходит из собрания Ксидо-Левашова
Инвентарный номер:
ГЭ-6036
Не представлена в экспозиции
|
| 1630-е гг.
| Последователь Веласкеса, представитель мадридской школы
| |
| Пуга, Антонио де -
| (1602 – 1648)
| Точильщик
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: 120x160 см
Поступление:
Поступил в 1814 г. Приобретен из собрания У.Кузвельта в Амстердаме
Инвентарный номер:
ГЭ-309
Новый Эрмитаж
Зал № 239
|
| 1635.
| Редчайший мастер Пуга обнаруживается в своем “Точильщике”последовательным реалистом, трезвым наблюдателем жизни и тонким серебристым колористом.
| |
| Пуга, Антонио де -
| | Старик, обучающий мальчика чтению
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: 129,5x103,5 см
Поступление:
Поступил в 1928 г. Передан из Строгановского дома.
Инвентарный номер:
ГЭ-5349
Не представлена в экспозиции
|
| 1630-е гг.
| | |
| Рибальта, Франсиско -
| 1565, Сольсона — 1628, Валенсия
| Проповедь Сан Висенте Феррера
Холст, масло.
178 x 111 см.
|
| 1626,
| Представитель валенсийской школы испанской живописи
Родился в семье портного. В 1572 семья переехала в Барселону. В 1581 потерял отца, перебрался в Мадрид. Учился у Хуана Фернандеса Наваррете.
| Испытал влияние Себастьяно дель Пьомбо, Якопо Бассано, Леонардо да Винчи. Одним из первых в Испании использовал световые находки Караваджо. Работал в Мадриде, с 1599 — в Валенсии. Дружил с Лопе де Вега. Среди учеников Рибальты был Хосе де Рибера
Сын — художник Хуан Рибальта.
|
| Рибальта, Франсиско -
| 1565, Сольсона — 1628, Валенсия
| Пригвождение к кресту
Холст, масло. 144,5х103. Инв. 303. Из собр. Кузвельта, Амстердам, 1815
Новый Эрмитаж
Зал № 240
|
| 1582.
| | |
| Рибальта, Франсиско -
| 1565, Сольсона — 1628, Валенсия
| Сан Висенте, Сан Висенте Феррер и св. Раймунд Пеньяфортский
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: 264x178 см
Поступление:
Приобретен в 1831 г. в Париже из собрания М.Годоя
Инвентарный номер:
ГЭ-374
Новый Эрмитаж
Зал № 239
|
| Первая треть XVII в.
| | |
| Рибера, Хосе де -
| 12 января 1591, Хатива — 2 сентября 1652, Неаполь
| Раскаяние св. Петра
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: 75x63,5 см
Поступление:
Поступил в 1923 г. Происходит из собрания К.А. Горчакова
Инвентарный номер:
ГЭ-4794
Новый Эрмитаж
Зал № 239
|
| Конец 1620-х гг.
| Представитель валенсийской школы испанской живописи
| испанский караваджист эпохи барокко, живший и работавший в Неаполе. Помимо живописных работ, оставил большой объём графики. Наиболее значительный испанский гравёр, работавший до Гойи.
|
| Рибера, Хосе де -
| 12 января 1591, Хатива — 2 сентября 1652, Неаполь
| Аллегория Истории
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: 113x81 см
Поступление:
Поступил в 1920 г. Передан Отделом Охраны памятников искусства и старины. Происходит из собрания Вольфзон.
Инвентарный номер:
ГЭ-5194
Новый Эрмитаж
Зал № 239
|
| 1615-1616 гг.
| | |
| Рибера, Хосе де -
| 12 января 1591, Хатива — 2 сентября 1652, Неаполь
| Се человек
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: 57x46 см
Поступление:
Приобретен имп. Марией Александровной. Происходит из собрания М. Соловьёва в Петербурге
Новый Эрмитаж
Зал № 239
|
| Между 1632-1634 гг.
| | |
| Рибера, Хосе де -
| 12 января 1591, Хатива — 2 сентября 1652, Неаполь
| Св. Онуфрий
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: 130x104 см
Инвентарный номер:
ГЭ-375
Новый Эрмитаж
Зал № 239
|
| 1637 г.
| | |
| Рибера, Хосе де -
| 12 января 1591, Хатива — 2 сентября 1652, Неаполь
| Св. Себастьян и св. Ирина
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: 156,5x188 см
Поступление:
Поступил в 1829 г. Приобретен из собрания герцогини Сен-Ле в Париже
Инвентарный номер:
ГЭ-325
Новый Эрмитаж
Зал № 239
|
| 1628 г.
| | |
| Рибера, Хосе де -
| 12 января 1591, Хатива — 2 сентября 1652, Неаполь
| Св. Иероним и ангел
Материал: холст (переведена со старого холста)
Техника: масло
Размеры: 185x133 см
Поступление:
Поступил в 1831 г. Приобретена из галереи М. Годоя, князя Мира
Инвентарный номер:
ГЭ-311
Новый Эрмитаж
Зал № 239
|
| 1626 г.
| | |
| Санчес Коэльо, Алонсо
| ок. 1531-1588
| Портрет инфанты Каталины Микаэлы Австрийской
Материал:холст
Техника:масло
Размеры:70x50 см
Поступление:
Поступил в 1926 г. Передан из Гатчинского дворца
Новый Эрмитаж
Зал № 240
|
| Между 1582-1585
|
|
|
| Сурбаран, Франсиско -
| крещён 7 ноября 1598, Фуэнте-де-Кантос, Эстремадура — 27 августа 1664, Мадрид
| Отрочество Богоматери
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: 73,5x53,5 см
Поступление:
Приобретен в 1814 г. Приобретен из собрания В.-Г.Кузвельта в Амстердаме
Инвентарный номер:
ГЭ-306
Новый Эрмитаж
Зал № 239
|
| Между 1658-1660 гг.
| | |
| Сурбаран, Франсиско де
| крещён 7 ноября 1598, Фуэнте-де-Кантос, Эстремадура — 27 августа 1664, Мадрид
| Св. Лаврентий
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: 292x225 см
Поступление:
Поступил в 1852 г. Приобретен на распродаже собрания маршала Сульта в Париже
Инвентарный номер:
ГЭ-362
Новый Эрмитаж
Зал № 239
|
| 1636 г.
| представитель севильской школы живописи.
| |
| Сурбаран, Франсиско -
| крещён 7 ноября 1598, Фуэнте-де-Кантос, Эстремадура — 27 августа 1664, Мадрид
| Сан Фернандо
Материал: холст
Техника: масло
Размеры: 129x61 см
Поступление:
Поступил в 1923 г. Передан Государственным музейным фондом. Происходит из собрания С.В. Паниной.
Инвентарный номер:
ГЭ-5158
Новый Эрмитаж
Зал № 239
|
| Между 1630-1634 гг.
| | |
| Эль Греко –
(Доменикос Теотокопулос)
| 1541 Крит, деревня Фоделе, близ Ираклиона– 7 апреля 1614
Толедо
| Апостолы Петр и Павел
Холст, масло. 121.5x105 см Источник поступления в музей: дар П. П. Дурново. 1911 г.
Испанский кабинет
Новый Эрмитаж
Зал 240
|
| Между 1587-1592 гг.
| толедская школа живописи
Переехав в 1576 году из Италии в Испанию на службу к королю Филиппу II, Доменикос Теотокопулос (настоящее имя известного художника Эль Греко) поселился в Толедо - древней столице Испании, центре искусств и просвещения того времени. Именно в Толедо живописец обратил свой взор на портретное искусство, которое принесло ему славу и огромное количество заказов. Эль Греко искренне любил Толедо и прожил здесь до конца дней своих.
|
|
| Эль Греко (Доменикос Теотокопулос)
| 1541 Крит, деревня Фоделе, близ Ираклиона– 7 апреля 1614
Толедо
| Портрет поэта Алонсо Эрсилья- и- Суньига
Холст, масло. 44.3x41.5 см Испания. Источник поступления в музей: Собрание У. Кузвельта в Амстердаме. 1814
Новый Эрмитаж
Зал 240
|
На портрете изображен знаменитый испанский поэт Алонсо де Эрсилья-и-Суньига (1533—1594), автор наиболее известной в Испании в период Возрождения эпической поэмы "Араукана" (1569–89), описывающей сражение испанцев в Чили с индейцами племени араукана, очевидцем которого был поэт в 1555 г.
| Между 1576-1578
| Император Рудольф II, с которым встречался поэт во время поездки в Чехию, желал иметь портрет Алонсо де Эрсилья-и-Суньига в галерее знаменитых испанцев. В этот период поэт заказал несколько портретов, один из них был заказан Эль Греко
|
| Эль Греко (Доменикос Теотокопулос)
| 1541 Крит, деревня Фоделе, близ Ираклиона– 7 апреля 1614
Толедо
| Святой Бернард
Холст, масло. 116 х79.5 см Поступление: 2000 г.
Новый Эрмитаж
Зал 240
|
| 1579 г.
| Картина Эль Греко "Святой Бернард" попала в Эрмитаж после Второй Мировой войны. Долгое время она хранилась в запасниках и не выставлялась из-за притязаний на нее Германии. Дело разрешилось в нашу пользу и теперь мы можем лицезреть эту картину в испанском кабинете Эрмитажа.
| |