Глава 1. Проблема человека в философии




Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Проблема человека в философии. 5

Глава 2. Личность как определенная характеристика человеческого сущкствования. 9

Глава 3. Основные характеристики личности. 13

Заключение. 17

Список используемой литературы.. 19

 


Введение

 

«Человек разумный» понимается как некая целостность, обусловленная единством биологического и социального.

Человек - это с одной стороны, а с другой стороны энергетическое существо, с третьей - существо общественное. Это существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности.

Концепция системного подхода является одной из ведущих в современном научном познании.

Она отражает системность мироустройства. Одна из областей человеческого знания, где системный подход органически обусловлен и интенсивно развивается, - это область человекознания.

Здесь должно быть сочетание знаний, лежащих как бы в разных плоскостях, но неизменно пересекающих область психологического знания. В результате, компоненты психологического знания оказываются включенными в следование самых различных гуманитарных и естественных наук, а в психологии открываются новые перспективы осмысления психического.

Целью работы является попытка представить личностные характеристики человека.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

Освещение проблемы человека в философском понимании.

Характеристика сущности понятия «личность».

Выделить основные характеристики личности.

Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Во введении отражена актуальность данной работы, цели и задачи работы, структура данного исследования, показатель изученности данной темы.

При написании данной работы была использована литература, которую с достаточной степенью условности можно разделить на монографическую, учебную и публицистическую.

Вопрос о проблеме человека достаточно полно освещен в научной литературе, особенно полно в учебной литературе. В ней достаточно основательно охвачены теоретические аспекты характеристики человека как личности, дана полная и подробная характеристика данного явления, приведены примеры. Однако, на наш взгляд, недостатком данного блока литературы является ее теоретизированность, при которой упускаются значимые моменты для философского рассмотрения личности.

Монографическая литература устраняет данный недостаток и более конкретна.

В публицистической литературе затрагиваются отдельные досточно значимые аспекты.


Глава 1. Проблема человека в философии

 

Вопрос о природе человека - это вопрос о его эмпирическом отличии от всех других живых существ, а вопрос о его сущности - это вопрос о тех его глубинных качествах, которые определяют его специфику и внешне проявляются в чертах, свойственных «природе».

Главное, на что сразу следует обратить внимание, состоит в следующем. Природа человека глубоко противоречива, поэтому человек всегда выступает загадкой для самого себя.

С одной стороны, человек - существо физическое, телесное, подчиненное всем законам биологии и физиологии.

Он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы, им владеют инстинкты и страсти, он легко впадает в страх и гнев. Являясь как бы «вещью среди вещей», человек детерминирован своим прошлым[1].

С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысления обстоятельств. Человек может познавать объективные характеристики действительности, даже если они прямо не отвечают на его биологические потребности. Человек демонстрирует способность быть нравственным, подниматься над своими естественными влечениями и делать свободный выбор. Тогда оказывается, что он вовсе не подчинен полностью прошлому, не похож на «вещь». Сознание, разум и свобода присущи природе человека.

Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека, отличающую его как особое существо от биофизических проявлений его природы. Далее следует разобраться в трех основных версиях по проблеме.

Первой версией, которая была сформулирована в развитии философии является то, что сущность человека духовна.

Эта версия характерна для всех религиозных и эзотерических учений. В соответствии с ней истинная самость человека не имеет отношения к эмпирическому миру. Так, в соответствии с христианством Бог наделяет человека единством духа и души, способных подняться над инстинктами и телесными требованиями, а также над любыми соблазнами материальной жизни.

Человек духовен и потому способен господствовать над плотью.

В соответствии с эзотерическими учениями истинное «Я» человека - духовная монада - просто сменяет из жизни в жизнь разные тела, которые служат лишь средством для самосовершенствования.

Вторая точка зрения связана с тем, что сущность человека - это разум.

Эта версия сформировалась в Новое время. Она предполагает, что разум - особая самостоятельная инстанция и человек отличается от животных именно разумом - умением логически мыслить, познавать себя и мир. Разум позволил человеку выделиться из животного царства, используя силы самой природы, и он же залог грядущего счастья и прогресса в обществе.

В философии Нового времени предпринимается попытка раскрыть сущность человека не только через разумность, моральность, социальность и даже богоподобность, как это делалось прежде, но с учетом его природно - биологической основы.

Т. Гоббс в определении человека исходит из признания основой его бытия суммы природных - как физических, так и духовных - способностей, которые, однако, получают возможность подлинно человеческой реализации лишь в обществе, государстве на основе так называемого общественного договора.

По Гоббсу, именно государство как «искусственный человек» дает возможность осуществления и развития всех основных качеств людей - разумности, стремления к благополучию, к счастью, справедливости, добродетели. [2]

В полном соответствии с гуманистической традицией прошлого Гоббс подчеркивает также достоинство и могущество человека, основой которых является общество и государство. Гоббс в значительной мере повлиял на развитие философской антропологии в Европе и Северной Америке XVIII и XIX века.

Материалистическую линию в трактовке человека продолжает Д. Локк. Он ставит вопрос о единстве тела и духа в человеке. В своей концепции воспитания, оказавшей значительное воздействие на Руссо и последующую педагогическую и философскую мысль Европы, Локк придает важную роль формированию как физического, так и духовного совершенства личности. «Здоровый дух в здоровом теле», - вот, по его мнению, наиболее полное выражение счастливого состояния человека в мире.

Представители французского материализма XVIII века обосновывают в дальнейшем еще более глубоко материалистический подход к человеку. «Физическая чувственность, - писал Гельвеций в работе «О человеке», - это сам человек и источник всего того, чем он является». [3]

Третья точка зрения заключается в том, что сущность человека - предметно-деятельная, социокультурная.

Выдающуюся роль в утверждении этой версии сыграли работы К. Маркса.

Человек выступает здесь как существо, которое не пассивно приспособляется к природе, а активно приспосабливает природу к собственным потребностям. Он переделывает ее в трудовом процессе, ставит все новые и новые цели, создает «вторую, очеловеченную природу» - мир культуры. В труде, преобразуя окружающую действительность, человек и проявляет себя как разумный и свободный, ибо творит «по меркам любого вида, в том числе и по законам красоты».

Важно не забывать того, что, являясь существом трудовым, человек выступает и существом социальным.

Он не может трудиться вне общения. Покорение природы и преобразование ее в культуру связано с постоянным взаимодействием людей, со складыванием социальных групп.

Поэтому сущность человека - это «совокупность всех общественных отношений». Не биологические черты человека определяют самое существенное в нем, а его социально-групповая принадлежность.

Фрейд считал, что действия и сознание нашего Я мотивированы и детерминированы скрытыми от контроля сознания либидонозными по своей сути мотивами.

Наша личность, наше Я, по Фрейду, олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность Оно (либидо-половое влечение), содержащему страсти и влечения; таким образом, Я, хотя и изменяется под влиянием внешнего мира, по сути является частью Оно. Но так как Я подвергается еще и воздействию и «цензуре» «сверх-Я» (олицетворяющего контроль общества), то именно взаимодействие и борьба бессознательных импульсов со стороны Оно с нормами общества (сверх-Я); и определяют причины поступков и мотивы людей.

Психоанализ Фрейда представлялся и представляется им самим и его многочисленными последователями как продолжение традиции гуманизма, поскольку он вносит принципиально новый взгляд на природу человека, позволяющий поставить под контроль определенные иррациональные силы личности и общества. Вместе с тем идеи Фрейда использовали и используют нередко и в антигуманистических целях представители некоторых течений в философии, порывающие с традициями гуманизма и социального прогресса.

Центральной проблемой философского мышления в XX века является гуманизм, который, по словам Э. Фромма, всегда актуализируется, когда возникает угроза человеку. Экзистенциалисты, например, видели эту угрозу в технизации общества и человека, в опасности ядерной войны, в марксизме и связанным с ним революционным движением масс, поскольку Маркс, по их мнению, абсолютизирует всеобщность труда и техники.

Современный человек, утверждал М. Хайдеггер, чрезмерно материалистичен, как и человек классического гуманизма. По Хайдеггеру, восстановление гибнущего гуманизма возможно лишь с раскрытием истинного бытия человека, а такое, согласно представлению немецкого мыслителя, допустимо лишь в случае понимания его как существа, которое соприкасается с абсолютным и вечным.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: