«Размножение и индивидуальное развитие организма» (6 часов)
№ | ||||||
Тема | Деление клеток. Митоз | Формы размножения организмов | Мейоз. Основы полового размножения | Оплодотворение. Развитие половых клеток | Индивидуальное развитие организма - онтогенез | Организм как единое целое |
Что должен знать ученик | Значение подготовки клетки к делению, фазы деления; значение деления клеток как биологического процесса, лежащего в основе размножения и индивидуального развития организмов; фундаментальные понятия: «митотический цикл», «интер-, про-, мето-, ана-, телофаза», «цитокинез» | Размножение живых организмов; условия существования видов; важность поддержания численности популяции в природе; понятия: «партеногенез», «апомиксис» | Механизм мейоза, биологическую сущность; генетические функции; понятия «мейоз», «лептонема», «зигонема», «пахинема», «диплонема», «диакенез», «кроссенговер» | Сущность сперматогенеза и овогенеза; особенности развития половых клеток; понятия: «сперматогенез», «овогенез» | Стадии эмбриогенеза; процесс закладки органов и взаимодействия частей развивающегося зародыша; сущность онтогенеза, биологического закона, постэмбрионального развития организма; роль отечественных ученых в разработке теории индивидуального развития хордовых; понятия: «бластула», «морула», бластомеры», «гаструла», нейрула», «сомит», «онтогенез», «филогенез» | Содержание предыдущих учебных занятий; условия приспособления организмов к изменяющимся условиям; влияние внешних условий на раннее развитие организмов; значение биологических часов; сущность анабиоза |
Что должен уметь ученик | Объяснять значение деления клеток; анализировать информацию | Применять знания о размножении для обоснования мероприятий по охране природы | Сравнивать митоз и мейоз; работать с различными источниками; составлять тестовые задания по степени сложности (воспроизведения; применение по образцу; применения в творческой ситуации) | Объяснять материальную преемственность поколений, значение объед и мнения материнской и отцовской наследственности организма для эволюции и постоянства вида | Выявлять родственные связи организма на основе биологического закона; анализировать этапы онтогенеза животных; делать выводы об общности индивидуального развития живых организмов; работать с различными источниками знаний | Понимать вредное влияние наркотиков, алкоголя на развитие человека; работать с тестовыми заданиями открытого и закрытого типов |
Контроль учителя | «Входной» или модульный контроль знаний | Тестовые задания открытого или зак рытого типа; самоконтроль учащихся | Индивидуальный и фронтальный опрос; задания в тестовой форме в логике КИМов | Индивидуальный и фронтальный оп- рос; задания в тес- товой форме в ло- гике КИМов | Индивидуальный и фронтальный опрос; тестовые задания открытого и закрытого типа; самоконтроль учащихся в логике ЕГЭ | «Выходной»контроль с применением заданий в тестовой форме в логике ЕГЭ |
Тип учебного | Вводное учебное занятие | Изучение и первичное закрепление новых знаний (лекция) | Изучение и закрепление новых знаний (семинар) | Изучение и закрепление новых знании (семинар) | Изучение и закрепление знаний; комплексное применение знаний (семинар) | Обобщение и систематизация знании; проверка, оценка и коррекция знаний |
Оборудова-ние | Таблица, учебник, дополнительная литература | Таблицы за курс 6-7 классов, учебник, динамическое пособие «Размножение шляпочного гриба» | Таблица, учебник | Таблица, учебник, дополнительная литература | Таблица, учебник | Дополнитель-ная литература |
Домашнее задание | П.17, повторить за курс 6-7-го классов формы размножения, конспект учебного занятия (Учебник: Д.К. Беляев «Общая биология» 10-11 кл. -М.,2003.) -.. | П. 18, конспект учебного занятия, повторить п. 17 | П. 19, составление задании в тестовой форме в логике ЕГЭ (по выбору) и подготовка ключа ответов, | П.20, конспект учебного занятия, повторить п. 19 | П. 21, конспект урока, со- ставление задании в те- стовой форме в логике КИМов | П. 22., повторить строение, функции, жизненный цикл клеток |
|
|
Таки образом, сущностной характеристикой технологической карты является представление образовательного процесса на уровне технологии (проектирования и конструирования), включая описание действий учителя и учащегося в процессе целеполагания, организации, контроля, регулирования и рефлексии. Технологическая карта позволяет представить образовательный процесс в виде целостной системы учебных занятий, взаимосвязанных по этапам процесса образования: целевому, содержательному, операционно-деятельностному, контрольно-регулировочному, рефлексивному. В ней предусматривается планирование результатов развития образовательного потенциала учащихся, планирование усвоения ими знаний, умений, навыков. Указанные параметры являются конечными результатами усвоения школьниками учебного материала.
|
Планирование конечных результатов усвоения учебного материала учащимися осуществляется посредством определения целей учебной темы и отбора фактов, понятий, правил, формул, законов, составляющих основу практической подготовки учащихся.
Отбор содержания материала каждого раздела и распределение его по темам осуществляется на основе работы с учебной программой и стандартом образования по общеобразовательным предметам. Для большей наглядности это содержание заносится в технологическую карту. В эту карту можно внести также межпредметные связи, более четко определить преемственные связи между разделами и темами внутри каждого их них. Все это позволит учителю оптимально осуществить структурирование учебного предмета в логике ЕГЭ.
Затем учитель приступает к плакированию изучения каждой учебной темы, но с учетом анализа особенностей усвоения и выявления типичных учебных затруднений учащимися отдельных тем и вопросов курса, с учетом анализа результатов Единого государственного экзамена предыдущего года (см. таблицу 3).
Для развития саморефлексии и самоорганизации выпускников можно предложить вести тетрадь самоконтроля. Такая тетрадь является своеобразным стимулом самообразования, так как позволяет видеть изучаемую тему целостно в собственных целевых действиях и самостоятельно организовать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями (см. таблицу 4).
Таблица 4 Тетрадь самоконтроля по учебному предмету | |||||
ТЕМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ | |||||
Что должен знать | Знаю | Отметка | Мои затруднения | Рекомендации | |
Моя | Учителя | ||||
Что должен знать | Знаю | Отметка | Мои затруднения | Рекомендации | |
Моя | Учителя | ||||
Определение учеником целей занятия, выступающих в роли эталонов усвоения; умение оценить себя в начале работы над темой, в середине и по ее окончании; способность самостоятельно переходить от одного вида деятельности к другому; готовность выходить за рамки обязательных учебных заданий позволяет каждому школьнику оценивать уровень сформированности своих знаний и умений, принимать решения о необходимых действиях по самокоррекции процесса усвоения содержания образовательных программ по предмету.
Применяемые в соответствии с содержанием технологической карты учителя задания в тестовой форме позволяют осуществить поурочный контроль, самоконтроль деятельности учащихся, обеспечивают развитие рефлексии и самоорганизации. Домашние задания в виде составления тестовых заданий школьниками требуют умения отбирать нужную информацию, выделять главное, существенное в изучаемом материале.
Сочетание самоконтроля и самооценки с контролем учителя способствует объективному выявлению причин учебных затруднений школьников и ликвидации имеющихся у них пробелов в темах, включенных в КИМы.
Следует особо отметить, что планирование - это «бросок из настоящего в будущее». Поэтому между проектируемым завтра и сегодняшним состоянием образовательной системы лежит деятельность по конструированию. Важным звеном в технологии подготовки выпускника к ЕГЭ является этап конструирования и реализации учебных занятий, каждое из которых должно отвечать на вопрос: какое место в системе других занятий по теме или разделу занимает данный урок, то есть каковы его цели, задачи и др.
V. Этап конструирования и реализации учебных занятий. При конструировании учебного занятия необходимо учитывать:
• типичные затруднения школьников в выполнении тестовых заданий;
• определять причины возникновения затруднений совместно с учащимися;
• устранять (по возможности) в ходе проверки обнаруженные пробелы;
• обеспечивать рефлексию учащихся по поводу своих способов учебой работы в процессе выполнения домашнего задания в логике ЕГЭ.
Учитывая, что участие в эксперименте ставит учеников и учителей перед серьезными проблемами, которые нужно решать уже сегодня, необходимо особенно серьезное внимание уделить повторению и обобщению знаний, отработке умений и навыков, формируемых в 5-10-х классах. Поэтому наряду с изучением нового материала, выделением в нем наиболее существенных вопросов необходимо проводить целенаправленное повторение изученного в предшествующие годы. Процесс подготовки выпускников школ к ЕГЭ имеет следующую логику:
• изучить затруднения школьников, выполнявших КИМы прошлых лет;
• выявить возможные проблемы, с которыми могут столкнуться ученики класса;
• разработать тематику консультаций по наиболее сложным разделам курса (в логике ЕГЭ);
• организовать групповые и индивидуальные консультации.
Важно обеспечить усвоение методики воспроизведения изученного материала в логике ЕГЭ; осознание школьниками своих способов проработки учебной информации с использованием заданий в тестовой форме. Особую значимость составляет закрепление знаний и способов действий, требующих внутрипредметных и межпредметных связей, которые лежат в основе тестовых заданий в логике ЕГЭ; усвоение учащимися знаний и способов деятельности на уровне их применения в разнообразных вариантах выполнения КИМов (на уровне воспроизведения; на уровне применения знаний по образцу; на уровне творческого применения знаний). С этой целью учителя, как правило, включают в различные этапы урока задания в тестовой форме, разработанные в логике ЕГЭ, стремятся развивать у школьников умения самостоятельно создавать вышеназванные задания с учетом своего индивидуального познавательного стиля, обеспечивать условия, способствующие самоорганизации познавательной деятельности.
В процессе реализации учебных занятий особую важность имеет объективная качественная оценка работы класса и отдельных учащихся в логике подготовки к ЕГЭ; анализ степени успешности в овладении выполнением тестовых заданий; анализ недостатков в деятельности учащихся; рекомендации по преодолению недостатков. Учителю важно инициировать рефлексию учащихся по поводу эмоционального состояния, качества своей деятельности при выполнении КИМов, взаимодействия с учителем, с одноклассниками; необходимо обеспечивать реализацию принципов саморегуляции и сотрудничества.
VI. Контрольно-регулировочный этап.
Для изучения уровня подготовки выпускников (10-11-е кл.) к ЕГЭ целесообразно после освоения стержневых тем предмета проводить:
• проверку и оценку знаний;
• способов деятельности с применением тестовых заданий открытого и закрытого типа в логике ЕГЭ с использованием контрольно-измерительных материалов при повторении ранее изученных тем.
• тестовые задания обязательно должны содержать инструкцию для учащегося.
При составлении контрольно-измерительных материалов учителю необходимо руководствоваться таблицей распределения времени на ответы уровня воспроизведения (А), уровня применения знаний по образцу (Б), творческого применения знаний (С).
Желательно, чтобы ответы заполнялись в бланках ЕГЭ.
При оценивании уровня подготовки выпускников может быть выявлен ряд образовательных затруднений, с которыми столкнулись ученики в ходе выполнения КИМов. В этом случае зачастую анализируются затруднения, определяются их причины. Однако согласно опыту целого ряда учителей, успешно работающих в режиме личностно ориентированного образования, можно утверждать, что гораздо продуктивнее анализировать достижения школьников и их причины.
Результаты такого анализа ложатся в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов каждого ученика, а также программ их самообразования, самокоррекции и самоконтроля. Кроме того, эти данные используются в процессе подготовки и проведения педагогического консилиума, в ходе которого осуществляется коллективное определение системы мер оказания индивидуальной помощи школьникам по подготовке к ЕГЭ.
VII. Этап рефлексии.
Результаты ЕГЭ по общеобразовательным предметам оформляются в организационно-педагогическом документе «Справка по результатам ЕГЭ».
Для оценки результатов подготовки выпускников к ЕГЭ учителю-предметнику поможет следующий информационный материал.
1.Анализ образовательного потенциала обучающихся, планируемые уровни усвоения учебного предмета.
2.Анализ педагогической деятельности по содержанию, правилам и технологии подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ. Анализ учета результатов проведения репетиционных испытаний, факторов, повышающих и понижающих качество выполнения КИМов.
3.Сведения об освоении учащимися инструктажа по заполнению бланков ЕГЭ и по выполнению КИМов.
4.Анализ соответствия образовательных достижений (успехов), выявленных учителем к концу учебного года, и ГЭК - в ходе ЕГЭ.
Для составления справки «Качество результатов ЕГЭ» учителю-предметнику необходимо внести в таблицы количественные показатели рубежной, промежуточной, годовой аттестации, репетиционных испытаний выпускников, сдающих ЕГЭ по предмету, а также свои предложения по модернизации педагогической деятельности в процессе подготовки и проведения ЕГЭ в школе, по обеспечению качества общего образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Битинас В.П., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика. 1993. № 2. С. 10-15.
2. В помощь организаторам Единого государственного экзамена. Учебно-методическое пособие. М., 2002.
3. Гласе Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 2001.
4. Ефремова Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании. М.; Ростов, 2001.
5. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование. Киев, 1994.
6. Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология. М., 2001.
7. Нардюжев В.И., Нардюжев И.В. Современные системы компьютерного тестирования // Школьные технологии. 2001. №3. С. 45-65.
8. Чибисова М.Б. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка. М., 2004.
9. Шамова Т.И., Худин А.Н., Подчалимова Г.Н., Ильина И.В. Единый государственный экзамен: технология подготовки образовательного учреждения. М.; 2004.