Технологическая карта подготовки выпускников ОУ к ЕГЭ по теме




«Размножение и индивидуальное развитие организма» (6 часов)

 

           
Тема Деление клеток. Митоз Формы размножения организмов Мейоз. Основы полового размножения Оплодотворение. Развитие половых клеток Индивидуальное развитие организма - онтогенез Организм как единое целое
Что должен знать ученик Значение подготовки клетки к делению, фазы деления; значение деления клеток как биологического процесса, лежащего в основе размножения и индивидуального развития организмов; фундаментальные понятия: «митотический цикл», «интер-, про-, мето-, ана-, телофаза», «цитокинез» Размножение живых организмов; условия существования видов; важность поддержания численности популяции в природе; понятия: «партеногенез», «апомиксис» Механизм мейоза, биологическую сущность; генетические функции; понятия «мейоз», «лептонема», «зигонема», «пахинема», «диплонема», «диакенез», «кроссенговер» Сущность сперматогенеза и овогенеза; особенности развития половых клеток; понятия: «сперматогенез», «овогенез» Стадии эмбриогенеза; процесс закладки органов и взаимодействия частей развивающегося зародыша; сущность онтогенеза, биологического закона, постэмбрионального развития организма; роль отечественных ученых в разработке теории индивидуального развития хордовых; понятия: «бластула», «морула», бластомеры», «гаструла», нейрула», «сомит», «онтогенез», «филогенез» Содержание предыдущих учебных занятий; условия приспособления организмов к изменяющимся условиям; влияние внешних условий на раннее развитие организмов; значение биологических часов; сущность анабиоза
Что должен уметь ученик Объяснять значение деления клеток; анализировать информацию Применять знания о размножении для обоснования мероприятий по охране природы Сравнивать митоз и мейоз; работать с различными источниками; составлять тестовые задания по степени сложности (воспроизведения; применение по образцу; применения в творческой ситуации) Объяснять материальную преемственность поколений, значение объед и мнения материнской и отцовской наследственности организма для эволюции и постоянства вида Выявлять родственные связи организма на основе биологического закона; анализировать этапы онтогенеза животных; делать выводы об общности индивидуального развития живых организмов; работать с различными источниками знаний Понимать вредное влияние наркотиков, алкоголя на развитие человека; работать с тестовыми заданиями открытого и закрытого типов
Контроль учителя «Входной» или модульный контроль знаний     Тестовые задания открытого или зак рытого типа; самоконтроль учащихся Индивидуальный и фронтальный опрос; задания в тестовой форме в логике КИМов Индивидуальный и фронтальный оп- рос; задания в тес- товой форме в ло- гике КИМов Индивидуальный и фронтальный опрос; тестовые задания открытого и закрытого типа; самоконтроль учащихся в логике ЕГЭ «Выходной»контроль с применением заданий в тестовой форме в логике ЕГЭ
Тип учебного Вводное учебное занятие Изучение и первичное закрепление новых знаний (лекция) Изучение и закрепление новых знаний (семинар) Изучение и закрепление новых знании (семинар) Изучение и закрепление знаний; комплексное применение знаний (семинар) Обобщение и систематизация знании; проверка, оценка и коррекция знаний
Оборудова-ние Таблица, учебник, дополнительная литература Таблицы за курс 6-7 классов, учебник, динамическое пособие «Размножение шляпочного гриба» Таблица, учебник Таблица, учебник, дополнительная литература Таблица, учебник Дополнитель-ная литература
Домашнее задание П.17, повторить за курс 6-7-го классов формы размножения, конспект учебного занятия (Учебник: Д.К. Беляев «Общая биология» 10-11 кл. -М.,2003.) -.. П. 18, конспект учебного занятия, повторить п. 17 П. 19, составление задании в тестовой форме в логике ЕГЭ (по выбору) и подготовка ключа ответов, П.20, конспект учебного занятия, повторить п. 19 П. 21, конспект урока, со- ставление задании в те- стовой форме в логике КИМов П. 22., повторить строение, функции, жизненный цикл клеток

 

Таки образом, сущностной характеристикой технологической карты является представление образовательного процесса на уровне технологии (проектирования и конструирования), включая описание действий учителя и учащегося в процессе целеполагания, организации, контроля, регулирования и рефлексии. Технологическая карта позволяет представить образовательный процесс в виде целостной системы учебных занятий, взаимосвязанных по этапам процесса образования: целевому, содержательному, операционно-деятельностному, контрольно-регулировочному, рефлексивному. В ней предусматривается планирование результатов развития образовательного потенциала учащихся, планирование усвоения ими знаний, умений, навыков. Указанные параметры являются конечными результатами усвоения школьниками учебного материала.

Планирование конечных результатов усвоения учебного материала учащимися осуществляется посредством определения целей учебной темы и отбора фактов, понятий, правил, формул, законов, составляющих основу практической подготовки учащихся.

Отбор содержания материала каждого раздела и распределение его по темам осуществляется на основе работы с учебной программой и стандартом образования по общеобразовательным предметам. Для большей наглядности это содержание заносится в технологическую карту. В эту карту можно внести также межпредметные связи, более четко определить преемственные связи между разделами и темами внутри каждого их них. Все это позволит учителю оптимально осуществить структурирование учебного предмета в логике ЕГЭ.

Затем учитель приступает к плакированию изучения каждой учебной темы, но с учетом анализа особенностей усвоения и выявления типичных учебных затруднений учащимися отдельных тем и вопросов курса, с учетом анализа результатов Единого государственного экзамена предыдуще­го года (см. таблицу 3).

Для развития саморефлексии и самоорганизации выпускников можно предложить вести тетрадь самоконтроля. Такая тетрадь является своеобразным стимулом самообразования, так как позволяет видеть изучаемую тему целостно в собственных целевых действиях и самостоятельно организовать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями (см. таблицу 4).

 

 

Таблица 4 Тетрадь самоконтроля по учебному предмету
ТЕМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Что должен знать Знаю Отметка Мои затруднения Рекомендации
Моя Учителя
         
Что должен знать Знаю Отметка Мои затруднения Рекомендации
Моя Учителя
           

Определение учеником целей занятия, выступающих в роли эталонов усвоения; умение оценить себя в начале работы над темой, в середине и по ее окончании; способность самостоятельно переходить от одного вида деятельности к другому; готовность выходить за рамки обязательных учебных заданий позволяет каждому школьнику оценивать уровень сформированности своих знаний и умений, принимать решения о необходимых действиях по самокоррекции процесса усвоения содержания образовательных программ по предмету.

Применяемые в соответствии с содержанием технологической карты учителя задания в тестовой форме позволяют осуществить поурочный контроль, самоконтроль деятельности учащихся, обеспечивают развитие рефлексии и самоорганизации. Домашние задания в виде составления тестовых заданий школьниками требуют умения отбирать нужную информацию, выделять главное, существенное в изучаемом материале.

Сочетание самоконтроля и самооценки с контролем учителя способствует объективному выявлению причин учебных затруднений школьников и ликвидации имеющихся у них пробелов в темах, включенных в КИМы.

Следует особо отметить, что планирование - это «бросок из настоящего в будущее». Поэтому между проектируемым завтра и сегодняшним состоянием образовательной системы лежит деятельность по конструированию. Важным звеном в технологии подготовки выпускника к ЕГЭ является этап конструирования и реализации учебных занятий, каждое из которых должно отвечать на вопрос: какое место в системе других занятий по теме или разделу занимает данный урок, то есть каковы его цели, задачи и др.

V. Этап конструирования и реализации учебных занятий. При конструировании учебного занятия необходимо учитывать:

• типичные затруднения школьников в выполнении тестовых заданий;

• определять причины возникновения затруднений совместно с учащимися;

• устранять (по возможности) в ходе проверки обнаруженные пробелы;

• обеспечивать рефлексию учащихся по поводу своих способов учебой работы в процессе выполнения домашнего задания в логике ЕГЭ.

Учитывая, что участие в эксперименте ставит учеников и учителей перед серьезными проблемами, которые нужно решать уже сегодня, необходимо особенно серьезное внимание уделить повторению и обобщению знаний, отработке умений и навыков, формируемых в 5-10-х классах. Поэтому наряду с изучением нового материала, выделением в нем наиболее существенных вопросов необходимо проводить целенаправленное повторение изученного в предшествующие годы. Процесс подготовки выпускников школ к ЕГЭ имеет следующую логику:

• изучить затруднения школьников, выполнявших КИМы прошлых лет;

• выявить возможные проблемы, с которыми могут столкнуться ученики класса;

• разработать тематику консультаций по наиболее сложным разделам курса (в логике ЕГЭ);

• организовать групповые и индивидуальные консультации.

Важно обеспечить усвоение методики воспроизведения изученного материала в логике ЕГЭ; осознание школьниками своих способов проработки учебной информации с использованием заданий в тестовой форме. Особую значимость составляет закрепление знаний и способов действий, требующих внутрипредметных и межпредметных связей, которые лежат в основе тестовых заданий в логике ЕГЭ; усвоение учащимися знаний и способов деятельности на уровне их применения в разнообразных вариантах выполнения КИМов (на уровне воспроизведения; на уровне применения знаний по образцу; на уровне творческого применения знаний). С этой целью учителя, как правило, включают в различные этапы урока задания в тестовой форме, разработанные в логике ЕГЭ, стремятся развивать у школьников умения самостоятельно создавать вышеназванные задания с учетом своего индивидуального познавательного стиля, обеспечивать условия, способствующие самоорганизации познавательной деятельности.

В процессе реализации учебных занятий особую важность имеет объективная качественная оценка работы класса и отдельных учащихся в логике подготовки к ЕГЭ; анализ степени успешности в овладении выполнением тестовых заданий; анализ недостатков в деятельности учащихся; рекомендации по преодолению недостатков. Учителю важно инициировать рефлексию учащихся по поводу эмоционального состояния, качества своей деятельности при выполнении КИМов, взаимодействия с учителем, с одноклассниками; необходимо обеспечивать реализацию принципов саморегуляции и сотрудничества.

VI. Контрольно-регулировочный этап.

Для изучения уровня подготовки выпускников (10-11-е кл.) к ЕГЭ целесообразно после освоения стержневых тем предмета проводить:

• проверку и оценку знаний;

• способов деятельности с применением тестовых заданий открытого и закрытого типа в логике ЕГЭ с использованием контрольно-измерительных материалов при повторении ранее изученных тем.

• тестовые задания обязательно должны содержать инструкцию для учащегося.

При составлении контрольно-измерительных материалов учителю необходимо руководствоваться таблицей распределения времени на ответы уровня воспроизведения (А), уровня применения знаний по образцу (Б), творческого применения знаний (С).

Желательно, чтобы ответы заполнялись в бланках ЕГЭ.

При оценивании уровня подготовки выпускников может быть выявлен ряд образовательных затруднений, с которыми столкнулись ученики в ходе выполнения КИМов. В этом случае зачастую анализируются затруднения, определяются их причины. Однако согласно опыту целого ряда учителей, успешно работающих в режиме личностно ориентированного образования, можно утверждать, что гораздо продуктивнее анализировать достижения школьников и их причины.

Результаты такого анализа ложатся в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов каждого ученика, а также программ их самообразования, самокоррекции и самоконтроля. Кроме того, эти данные используются в процессе подготовки и проведения педагогического консилиума, в ходе которого осуществляется коллективное определение системы мер оказания индивидуальной помощи школьникам по подготовке к ЕГЭ.

VII. Этап рефлексии.

Результаты ЕГЭ по общеобразовательным предметам оформляются в организационно-педагогическом документе «Справка по результатам ЕГЭ».

Для оценки результатов подготовки выпускников к ЕГЭ учителю-предметнику поможет следующий информационный материал.

1.Анализ образовательного потенциала обучающихся, планируемые уровни усвоения учебного предмета.

2.Анализ педагогической деятельности по содержанию, правилам и технологии подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ. Анализ учета результатов проведения репетиционных испытаний, факторов, повышающих и понижающих качество выполнения КИМов.

3.Сведения об освоении учащимися инструктажа по заполнению бланков ЕГЭ и по выполнению КИМов.

4.Анализ соответствия образовательных достижений (успехов), выявленных учителем к концу учебного года, и ГЭК - в ходе ЕГЭ.

Для составления справки «Качество результатов ЕГЭ» учителю-предметнику необходимо внести в таблицы количественные показатели рубежной, промежуточной, годовой аттестации, репетиционных испытаний выпускников, сдающих ЕГЭ по предмету, а также свои предложения по модернизации педагогической деятельности в процессе подготовки и проведения ЕГЭ в школе, по обеспечению качества общего образования.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Битинас В.П., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика. 1993. № 2. С. 10-15.

2. В помощь организаторам Единого государственного экзамена. Учебно-методическое пособие. М., 2002.

3. Гласе Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 2001.

4. Ефремова Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании. М.; Ростов, 2001.

5. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование. Киев, 1994.

6. Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология. М., 2001.

7. Нардюжев В.И., Нардюжев И.В. Современные системы компьютерного тестирования // Школьные технологии. 2001. №3. С. 45-65.

8. Чибисова М.Б. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка. М., 2004.

9. Шамова Т.И., Худин А.Н., Подчалимова Г.Н., Ильина И.В. Единый государственный экзамен: технология подготовки образовательного учреждения. М.; 2004.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: