Тема: Методы трудового обучения: словесный




План:

  1. Методы трудового обучения
  2. Классификация методов трудового обучения
  3. Требования к устному изложению материала учителем

 

Под методами обучения технологии понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся, при помощи которых достигается усвоение каждым учащимся технологических знаний, умений и навыков, осуществляется разностороннее развитие его личности.

В определении понятия метода обучения технологии выделяются четыре характерных признака: деятельность учителя, деятельность учащихся, усвоение учащимися технологических знаний, умений и навыков и развитие личности ученика.

Действительно, любой момент процесса обучения, так или иначе, протекает под влиянием учителя. Более того, учитель в процессе обучения играет руководящую роль. Даже самостоятельная учебная работа учащихся осуществляется по заданию учителя. Вместе с тем, в конечном итоге результат обучения непосредственно зависит от деятельности ученика, от его усилий, проявления настойчивости.

Усвоение знаний, умений и навыков в обучении технологии имеет характерные особенности. Дело в том, что технологические знания, которые осваивают ученики при изучении технологии, обслуживают предметно-практическую деятельность людей и поэтому носят во многом практический характер. Следовательно, и овладение этими знаниями носит практическую направленность.

Развитие личности ученика при изучении технологии также имеет свои особенности. Технологическая деятельность имеет универсальный характер. В ней проявляются практически все качества личности. Поэтому, в процессе обучения технологии осуществляется и физическое развитие (укрепление здоровья в физическом труде), и интеллектуальное (развитие технического мышления), и нравственное (формирование правильного отношения к труду).

Методы обучения технологии включают в себя отдельные элементы, называемые приёмами обучения. Например, метод показа рабочего действия состоит из следующих приёмов: показ действия в рабочем темпе, показ действия в замедленном темпе и показ действия с расчленением на отдельные трудовые движения.

Один и тот же приём обучения может входить в различные методы обучения технологии. Примером может служить запись учениками определений новых понятий и при объяснении нового материала учителем, и при выполнении учениками лабораторной или практической работы, и в ходе беседы.

Классификация методов обучения технологии

В общей теории обучения, или дидактике, раскрываются различные подходы к классификации методов обучения: по источнику знаний учащихся, по характеру их познавательной деятельности и др.

В обучении технологии, в теории и на практике, распространена классификация методов обучения по источнику знаний учащихся. Учащиеся овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками через словесное восприятие, непосредственное чувственное восприятие и практическую деятельность. Словесное восприятие технологических знаний учащимися осуществляется через слово учителя или письменное слово учебной книги. В основе чувственного восприятия лежит образ технического объекта, явления или процесса. Овладение знаниями, умениями и навыками через практическую деятельность особенно характерно для технологического обучения, так как сами технологические знания, как уже отмечалось, носят во многом практическую направленность и поддаются усвоению главным образом через практику.

В соответствии с классификацией методов обучения технологии по источнику знаний, они делятся на три группы.

В первую группу входят методы обучения технологии, в которых источником знаний для учащихся является слово учителя или письменное слово учебной книги. Это методы словесного сообщения и закрепления технологических знаний.

Вторую группу методов обучения технологии составляют методы, где источником знаний для учащихся является образ технического объекта, процесса или явления. Это – методы демонстрации.

Третью группу методов обучения технологии составляют методы, в которых источником знаний, умений и навыков для учащихся являются их практические действия. Эти методы так и называются – методы практической работы учащихся.

В этой группе методов обучения технологии широко используются методы устного изложения знаний учителем, которые могут носить характер рассказа или объяснения, метод беседы и методы работы с учебником и учебно-технической литературой. Применение этих методов позволяет учителю технологии систематически, в строгой логической последовательности излагать технические сведения, знакомить с устройством инструментов и приспособлений, с сущностью технологических операций и т.д. Живое слово учителя технологии оказывает эмоциональное воздействие на учащихся, активизирует их практическую деятельность, будит техническую мысль, развивает воображение.

Рассказ как повествовательное изложение описательного, фактического учебного материала применяется в обучении технологии при сообщении учащимся сведений, не требующих раскрытия сущности отдельных технологических явлений или процессов. Например, рассказ об истории того или иного технологического изобретения или открытия, рассказы об учёных в области техники.

Используется рассказ как метод обучения технологии сравнительно редко, так как изучение практически любого технологического явления, процесса или конструкции технического устройства требует обоснования с точки зрения естественнонаучных и технологических закономерностей, в которых раскрывается их сущность.

Объяснение – это такое изложение учебного материала, при котором раскрывается сущность новых технологических понятий и закономерностей, даётся научное толкование технологических операций, конструкций технических устройств. Объяснение обычно сопровождается показом, вопросами к учащимся, диктовкой для записи определений.

Объяснение очень широко применяется в практике обучения технологии. Оно используется и как самостоятельный метод устного изложения знаний, и как составная часть или приём обучения, входящий в состав других методов обучения. Например, демонстрация приёмов выполнения технологической операции по обработке древесины, металла или тканей сопровождается объяснением отдельных рабочих приёмов, входящих в эту операцию. Руководство практической работой учащихся также сопровождается объяснением процесса выполнения работы, рабочих приёмов, приёмов контроля.

При объяснении тех или иных технологических явлений очень важен умелый подбор фактов и примеров, доступных для понимания учащихся, проведение сравнений с уже известными ученикам понятиями.

Беседа – это диалог между учителем и учащимися, посредством которого учащиеся побуждаются к осмыслению и воспроизведению усвоенных знаний, к обобщению изученного материала.

В обучении технологии с помощью бесед решаются самые различные учебные задачи: углубление, закрепление и проверка технологических знаний, систематизация и обобщение усвоенного материала, приобретение новых знаний. Особенностью беседы как метода обучения является то, что при её использовании с целью приобретения учащимися новых знаний нужно, чтобы учащиеся частично уже, были знакомы с этим материалом, и учитель при постановке вопросов мог бы опереться на некоторый личный опыт учеников.

Эффективность беседы определяется, прежде всего, тем, как будут сформированы вопросы к ученикам. Вопросы учителя во время беседы могут быть основными, дополнительными и наводящими. Основные вопросы требуют от учащихся раскрытия ведущих положений учебного материала, их описания и обоснования. Дополнительные вопросы касаются конкретизации отдельных фактов, подробностей. Наводящие вопросы помогают учащимся припомнить учебный материал для ответа на основные и дополнительные вопросы. Суть обучающего характера беседы заключается в том, что ученики, конструируя ответы на вопросы учителя, анализируют известные им факты, сопоставляют их. Неточные и неправильные ответы отдельных учеников поправляются другими учениками или учителем. Знания учащихся тем самым углубляются, закрепляются и систематизируются.

Работа с учебником и книгой. При самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся по изучению технологии основным источником знаний является учебник, другая учебная и популярная научно-техническая литература.

Особо важную роль в обучении играет учебник. Он выполняет в учебном процессе целый ряд функций. Главные среди них: информационная, то есть сообщение технологических сведений, и функция трансформации технологических знаний в познавательные действия учащихся. Эти функции учебника дают основу для построения процесса изучения технологии, что и как изучать. По сути дела, учебник является моделью учебного процесса.

При работе с учебной книгой, деятельность учащихся направлена на восприятие и осмысление печатного слова, иллюстраций и других изображений технических объектов и явлений. Это восприятие осуществляется при помощи зрительного анализатора, а не слухового, как при устном изложении знаний учителем. В работе участвуют другие центры коры головного мозга. Это важный момент в обучении и развитии учащихся. Для того чтобы использовать учебную книгу для целей обучения, нужно предварительно научить учащихся работать с книгой. Эта работа предполагает установление целей чтения, деление учебного материала на части, нахождение логических связей между отдельными частями текста, установление степени соподчинения рассматриваемых в нём фактов и обобщений, конспектирование отдельных главных положений, повторное чтение.

Требования к устному изложению знаний учителем:

1) Речь учителя технологии должна быть грамотной, ясной и хорошо доступной для понимания учащимися.

2) Изложение должно быть чётким, а выводы и обобщения доказательны. Для этого используется сравнительный анализ рассматриваемых технологических явлений и процессов, применяются различные средства наглядности.

3) Подобные факты и примеры должны убедительно раскрывать сущность изучаемых вопросов.

4) Темп изложения должен быть таким, чтобы ученики могли, при необходимости, записать определения отдельных понятий, формулы и пр.

5) Внимание учащихся должно быть сосредоточено на восприятии излагаемого учителем учебного материала.

 

Контрольные вопросы:

1. Что понимают под методами трудового обучения?

2. Как классифицируются словесные методы обучения?

3. Какие требования предъявляются к устному изложению материла учителем?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: