Оценка эффективности управления персоналом
Оценка эффективности деятельности по управлению персоналом - это систематический процесс, нацеленный на сопоставление затрат и результатов, связанных с работой кадровой службы, а также на соотнесение этих результатов с итогами деятельности предприятия (организации) в прошлом.
Оценка деятельности кадровой службы базируется на определении того, насколько кадровая составляющая способствует достижению целей предприятия (организации).
Для оценки эффективности деятельности по управлению персоналом используют различные методы и приемы. Результаты оценки являются индикатором, который отражает основные проблемы работы с персоналом, таких как: качество выполняемой работы, удовлетворенность работников, исполнительская дисциплина, текучесть кадров и т.д.
Основные критерии оценки эффективности работы служб управления персоналом делятся на две группы (рис. 1).
Все показатели работы кадровых служб могут быть сгруппированы следующим образом:
1. Показатели экономической эффективности: показатели эффективности управленческого потенциала (табл. 1); стоимость кадровой программы на одного работника;
2. Уровень удовлетворенности работников: обучением; оплатой (мотивацией) труда; продвижением по службе (карьерой); условиями труда;
3. Косвенные показатели эффективности работы: текучесть персонала; невыходы на работу; качество труда; количество жалоб; безопасность труда;
4. Результаты опроса сотрудников: устный опрос (интервью); письменный опрос (анкетирование).
Рис. 1 Критерии оценки эффективности работы служб управления персоналом
Чаще всего используются методы оценки, основанные на анализе статистических данных.
|
Таблица 1 Показатели оценки эффективности кадровой политики
Показатель | Формула | Расшифровка условных обозначений в формуле |
Экономическая результативность управленческой деятельности | Кер = ТО / ВО | Кер - коэфициент экономической результативности управленческой деятельности; ТО - выручка от реализации (без НДС); ВО - издержки обращения |
Доля расходов на управление | КИУ = ВВУ / ВО | КИУ - доля расходов на управление; ВВУ - административные расходы |
Соотношение количества управленцев к количеству работников | Кз = Чау / Чсер | Кз - удельный вес управленческого персонала в общей численности персонала; Чау - количество управленцев; Чсер - среднесписочная численность работников предприятия |
Производительность труда | Ппр = ТО / Чсер или Ппр = ТО / ФРЧ | Ппр - производительность труда; ФРЧ - фонд рабочего времени промышленно-производственного персонала |
Трудоемкость товарооборота | Т = Чсер / ТО | Т - трудоемкость товарооборота |
Результативность управления | РВС = ТО / Чау | РВС - результативность управления |
Рентабельность товарооборота | Ро = П / ТО | Ро - рентабельность товарооборота; П - чистая прибыль предприятия |
Рентабельность затрат | Рв = В / ВО | Рв - рентабельность затрат |
Рентабельность использования персонала | Рпер = В / Чсер | Рпер - рентабельность персонала |
Переподготовка и повышение квалификации
При том, что переподготовка как рабочих, так и специалистов и профессионалов вызвано одинаковыми обстоятельствами - освобождением определенного количества работников отдельных категорий, изменением спроса на профессиональные структуры, потребностями производства, системы подготовки и повышения квалификации имеют свои особенности и отличия.
|
Переподготовка рабочих.
Переподготовка рабочих - это процесс обучения, благодаря которому у работника расширяется возможности применения своих навыков и приложения своего труда.
Между процессом подготовки новых рабочих и переподготовкой имеющих стаж работы на производстве, есть существенные отличия:
- Подготовка предполагает обучение профессионально-квалификационным знаниям и навыкам в то время, как п ереподготовка - расширение и углубление профессионально-квалификационных знаний и навыков, которые рабочие приобрели в процессе трудовой деятельности.
Переподготовка осуществляется на специальных курсах с отрывом или без отрыва от производства: на предприятиях и в учебных заведениях создаются курсы целевого назначения, курсы овладения смежных профессий и специальностей, производственно-технические курсы или индивидуально-бригадное ученичество, целью которых является переподготовка рабочих для конкретных требований производства, вызванных изменением производства вследствие внедрения новых технологий и (или) техники.
Определение рабочих по новым профессиям базируется на основе балансовых расчетов сравнение между наличным количеством профессий и плановой в зависимости от изменения производственной программы и спросом на конкретные группы рабочих по специальности.