СОВЕТСКИЕ ФИЛЬМЫ
О людях золотого возраста.
Страсти по пенсионной реформе не утихают, в связи с чем предлагаем вспомнить пенсионеров советских, как изображал их великий и могучий кинематограф. Не всех вспомнить, ясное дело, а основных, для которых пенсия стала кардинальным, жизнеобразующим событием.
САМЫЙ ОБНАДЕЖИВАЮЩИЙ – «У ТИХОЙ ПРИСТАНИ» (1958; РЕЖИССЕРЫ– ЭДУАРД АБАЛОВ и ТАМАЗ МЕЛИАВА)
Пенсионеры: Колючкин (Владимир Ратомский) и Пушков (Василий Меркурьев)
Сюжет: Два соседа по коммунальной квартире оказываются «у тихой пристани», то бишь, на пенсии. Бывший эстрадный куплетист Пушков переносит безделье с легкостью, а вот заводчанин Колючкин всё тоскует и даже просится обратно на завод. Желая отвлечь друга, Пушков снаряжается с ним на рыбалку. Много летних дней пенсионеры будут бродить с сачками-удочками, но полноценно до речки им помешает добраться ряд общественных обязательств. То они хотят заставить начальника отремонтировать дорогу; то прижучить кляузника; то отвести в детский сад ребенка, то бабушку в дом престарелых; то окоротить хулигана.
Особенности фильма: В 1956 году система пенсионного обеспечения была установлена в СССР окончательно законом «О государственных пенсиях». Иллюстрацией этого закона и стал фильм «У тихой пристани».
Ключевые фразы картины, вложены в уста жизнелюба Пушкова - «Трудности всякие бывали. Освоим и безделье» и «Обрати внимание, Николаша: старики и дети. Одни уже не работают, другие еще не работают».
Заниматься, причем, с полной самоотдачей, фигней, которой будут заниматься Колючкин и Пушков, можно только при совершенно свободном досуге, незанятыми мозгами и детской энергией. Фильм построен по принципу скетчей журнала «Фитиль» и природа его нереальная, а эстрадная, отсылающая к профессии пенсионера Пушкова.
|
Реальность ложно обрушится на пенсионеров лишь в финале, когда выяснится, что кто-то под них копает, стряпает о проступках досье и теперь вот приходит повестка. Но вместо суровых гбэушников дедушек встретят энергичные члены клуба пенсионеров, собравшиеся в школе (еще один отсыл к детству). Там Колючкин формулирует цели клуба: «Основная-то наша задача – это помощь молодежи. Ведь воспитание молодого поколения – это воспитание будущих граждан коммунистического общества».
САМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ - «СТАРИКИ-РАЗБОЙНИКИ» (1971; РЕЖИССЕР – ЭЛЬДАР РЯЗАНОВ)
Пенсионеры: Николай Мячиков (Юрий Никулин) и Валентин Воробьев (Евгений Евстигнеев)
Сюжет: Следователя Мячикова хотят отправить на пенсию, чтобы освободить место для блатного. Инженера Воробьева на пенсию провожают, но в момент проводов он решает еще поработать. Столкнувшись с проблемами Мячикова, энергичный Воробьев предлагает совершить «идеальное преступление», которое Мячиков раскроет и останется на должности.
Особенности фильма: Создав в фильме «Берегись автомобиля» образ преступника-идеалиста Рязанов со своим постоянным соавтором Брагинским решил успех повторить. Получилось хуже, но дело сейчас не о том.
Благодаря пенсионной реформе многие цитаты из картины Рязанова получили второе рождение. Например: «Люди делятся на тех, кто доживает до пенсии… и на остальных. Пенсионером называется человек, которому платят за то, чтобы он не работал. Старость надо уважать как своё недалёкое будущее, ведь каждый, если повезёт, станет стариком».
|
Или: «Вообще-то это неправильно, что пенсию дают в старости. По-настоящему её надо давать от восемнадцати до тридцати пяти лет. Лучший возраст. В эти годы и работать-то грех, надо заниматься только личной жизнью. А потом уж можно и на службу ходить. Всё равно от жизни никакого толку»
В принципе, довольно осенняя лирическая комедия о людях заката, которые не представляют жизни без работы. А что делать, - возраст!