Рубрика № 1. «Быт и хозяйственный уклад казачества»
1. Казачьи городки на Дону и его притоках назывались:
а) станица
б) хутор
в) зимовник
2.Как называются наземные деревянные жилища казаков в XVI– XVII вв.?
а) землянка
б) курень
в) мазанка
3. Укрепление, внутри которого стояла церковь, хозяйственные постройки и жилые помещения:
а) хутор
б) слобода
в) сечь
4. Красный угол в избе у казаков это:
а) главная комната
б) комнатка-кладовая, где стоят два сундука: походный войсковой и кованный, в котором хранилось приданое невесты.
в) наиболее почётное место в избе, в котором находились иконы и стол, обращённый на юго-восток.
5. Символ домашнего очага, обязательный элемент кухонного интерьера:
а) русская печь
б) умывальник
в) подвесные люльки
6. Мужские брюки с широкими лампасами:
а) чембары
б) шаровары
в) бешмет
7. Элемент военной формы одежды казаков, изготавливается из овчины или искусственного меха (чёрного или белого цвета) с алым верхом, к которому пришивается красный колпак – тумак:
а) папаха
б) башлык
в) челоуч
8. Символ всей полноты прав казака, а также обладание им паевым земельным наделом:
а) трость есаула
б) шашка
в) нагайка
9. Две самые важные для казака вещи:
а) серьга и оселедец
б) башлык и нагайка
в) шашка и папаха
10. Элемент украшения у мужчин, который считался оберегом, и указывал, что носивший его – единственный сын у родителей, либо последний мужчина в роду, или единственный ребёнок у своих родителей:
а) наколка
б) серьга
в) пояс
Рубрика № 2. «Символы и обычаи казачества»
1. Святыня, за которую казак обязан биться не щадя жизни, не допуская ни осквернения, ни захвата или утери. Символ войскового (или полкового) объединения. При его утере полк расформировывался, а станица решала вопрос о перевыборах атамана:
а) знамя
б) булава
в) бунчук
2. Символ военной власти,которой наделяется атаман:
а) медаль
б) булава
в) пернач
3.Символ хозяйственной и дипломатической деятельности атамана. Передавалась от атамана к атаману:
а) казна
б) книга
в) печать
4. В 1828 году, во времена царствования императора Николая I, была введена единая система казачьих званий и чинов, а также отличий. Эти знаки отличия подразделяются по предназначению на галунные (серебристого цвета) и суконные,защитного или синего цвета для нижних чинов. О чём речь:
а) погоны
б) нашивки
в) звёзды
5.Не только оружие, но и личный символ власти атамана, обычно украшено. Лично атаману не принадлежала, а была у него на хранении на время правления. Могла храниться в церкви и надеваться на Круге по праздникам:
а) насека
б) атаманская сабля
в) пернач
6. «…В этот день в доме казака собираются родственники и друзья. Он уже одет…, сидит в красном углу. Вокруг садятся гости. Все пьют, ведут разговоры о предстоящем, старики рассказывают о прежних временах; поют старинные «служивские» песни; пляшут… Казак встаёт из-за стола, благодарит гостей за то, что они пришли, за пожелания и напутствия. Казак крестится, целует икону, кланяется в ноги отцу, матери… Вместе с благословением казак принимал и ладанку (мешочек) с землёй родного база или с могилы родных, которую вешал на грудь рядом с крестом. Казаки к этому ритуалу относились очень серьёзно». О каком обряде идёт речь:
а) венчание
б) проводы на службу
в) крещение
7. Основу морально-нравственных устоев казачества составили:
а) Заповеди Ветхого Завета
б) любовь к Отечеству
в) казачьи заповеди
8. «Безмерное уважение к этому человеку у казаков обуславливалось, тем, что он считался посланцем Божьим. Независимо от возраста, ему отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе. Старик уступал место, даже если этот человек был моложе его». О ком речь:
а)о главе семейства
б) о женщине
в) о госте
9. «Эта знаменательная дата связана с городом Азовом – символом казачьей воинской славы. В 1637 году казаки взяли штурмом эту хорошо укреплённую крепость и выгнали из города турок. Чтобы взять реванш за поражение, турки привели под стены Азова 240 000 воинов. Им противостояло всего 6 000, включая 800 их жён и дочерей. Осада длилась несколько месяцев и получила историческое название «Азовское сидение». Когда у казаков не осталось никаких надежд на спасение, они причастились, попрощались друг с другом и пошли на последнюю вылазку из крепости, чтобы победить или достойно умереть. Каково было их удивление, когда они обнаружили, что турки сняли осаду и покинули предместья Азова». Это событие послужило тому, что объяснение чуда спасения казаков, стало считаться главным общеказачьим праздником. О чём речь:
а)Прощёное воскресенье
б) Покров Пресвятой Богородицы
в) Сретение Господне
10. История какого казачьего праздника отражена в стихотворении ставропольского поэта Витислава Ходарева:
Клубились бабы у завала.
А враг всё ближе подходил.
У жёлтой Малки – речки звонкой,
Собрали женщин старики.
Они – ну, чем не амазонки? –
Расположились у реки.
Мальчишки воду кипятили,
Пылали жаркие костры.
В руках у женщин вилы были,
Кинжалы, пики, топоры…
Я слышал: – Марья, бей паскуду!
И слышал: – Дашка, полощи!
Горели детские качалки,
У рва как щит, – огни, огни…
Такими были наурчанки.
И здесь казачки, как они.
Врага на приступах встречая,
Терчанки бились… Страшен час
С небес глядела Мать Святая,
Их охранял казачий Спас.
Была тяжёлою победа
Тех отгоревших болью дней.
Былое памятью согрето
Во славу женщин и детей.
а)Прощёное воскресенье
б) Покров Пресвятой Богородицы
в) День матери-казачки