Расскажите о формах научно-исследовательской подготовки юриста.




В высшем учебном заведении функционируют два основных вида научно-исследовательской работы студентов: учебная научно-исследовательская работа, предусмотренная учебными планами, и научно-исследовательская работа студентов, которая осуществляется под руководством профессорско-преподавательского состава.

Учебная научно-исследовательская работа. Такой вид работы студентов в рамках учебного процесса является обязательным для каждого и охватывает почти все формы учебной работы:

- Написание рефератов по конкретной теме в процессе изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла, фундаментальных и профессионально ориентированных, специальных дисциплин, курсов специализации и по выбору;

- Выполнение лабораторных, практических, семинарских и самостоятельных задач, контрольных работ, которые содержат элементы проблемного поиска;

- Выполнение нетипичных задач исследовательского характера во время различных видов практики, индивидуальных заданий;

- Разработка методических материалов с применением исследовательских методов (наблюдение, анкетирование, беседа, социометрия и т.д.);

- Подготовку и защиту курсовых и дипломных работ, связанных с проблематикой исследований кафедр.

Согласно учебным планам и программам общеобразовательных и профессиональных дисциплин каждый студент должен овладеть процессом научного познания, выполняя в течение всего периода обучения задачи, которые постепенно усложняются и углубляются.

Российские ученые В. Гаврилюк, Л. Гусейнова и Т. Исламишина на основе обобщения экспериментальных данных выделили возможные уровни самореализации студентов в учебно-исследовательской деятельности:

а) репродуктивно-стереотипный (решение проблемы осуществляется в соответствии с усвоенными алгоритмами размышлений, деятельности, общения). Студенты постоянно обращаются к преподавателю за подробным разъяснением требований задачи исследования, алгоритма деятельности, стремятся получить быстрый результат с минимальным приложением усилий. Они не проявляют стремления к овладению культурой учебного исследования, а следовательно, и к совершенствованию личностной культуры в целом;

б) адаптационный (студенты выполняют учебное исследование на основе разработанного преподавателем алгоритма). Этот уровень также предполагает отсутствие у студентов устойчивого стремления к личностно-ценностного самоопределения и самореализации в учебно-исследовательской деятельности, заинтересованного овладения ее культурологических аспектов;

в) творчески рефлексивный (студенты, актуализируя свой личностно-ценностный, креативный потенциал, выделяют сущность проблемы, моделируют исследовательскую ситуацию, варианты и способы ее решения). Используя рефлексию, студенты критически анализируют полученные в результате своей деятельности достижения, особенно в интеллектуальном, культурно-научному развитию, выделяют барьеры, которые им препятствуют.

Первые этапы приобретения научного опыта предусматривают ознакомление будущих специалистов с приемами, методами, видами научного исследования, основными понятиями научного аппарата, правилами подбора нужной информации и подготовки докладов, рефератов, рецензий и др. На втором курсе студенты полнее знакомятся с профессиональными направлениями работы кафедр, участвующих в кружках научного творчества студенческой молодежи, проблемных группах, а также лично выбирают конкретную тему для самостоятельной поисковой работы. На третьем курсе, кроме рефератов, студенты пишут курсовые работы по учебным дисциплинам. Они, как правило, имеют реферативный и прикладной (в отдельных случаях) характер. На четвертом курсе уровень подготовленности студентов уже достаточен для проведения значимых самостоятельных научных исследований, написания курсовых работ по профессиональным дисциплинам. Благоприятные условия для этого создает активная производственная практика. На пятом курсе, который приближает студентов к квалификационной рамки профессиональной подготовки, они выполняют и защищают дипломную работу, является итогом всей научно-исследовательской работы.

Инновационной технологии обучения является внедрение в учебный процесс индивидуальных учебно-исследовательских задач (ИНДЗ). Это вид внеаудиторной индивидуальной работы студента учебного, учебно-исследовательского или проектно-конструкторского характера, которая выполняется в процессе изучения программного материала учебного курса и завершается составлением итогового экзамена или зачета. ИНДЗ направлены на самостоятельное изучение части программного материала, систематизацию, углубление, обобщение, закрепление, практическое применение знаний студента по учебному курсу и развитие навыков самостоятельной работы.

Среди ИНДЗ наиболее распространены: конспект по теме (модуля) по заданному плану или плану, студент разработал самостоятельно; реферат по теме (модуля) или узкой проблематике; решения и составления расчетных или практических задач разного уровня по теме (модуля) или курса; разработка теоретических или прикладных (действующих) функциональных моделей явлений, процессов, конструкций и т.п.; комплексное описание строения, свойств, функций, явлений, объектов, конструкций и т.п.; аннотация прочитанной дополнительной литературы по курсу, библиографическое описание, исторические исследования и т.

ИНДЗ оценивает преподаватель, читающий лекционный курс по дисциплине и принимает экзамен или зачет. Оценка по ИНДЗ выставляется на завершающем занятии (практическом, семинарском, коллоквиуме) по курсу на основе предварительного ознакомления преподавателя с содержанием ИНДЗ. Возможную защиту задания в форме устного отчета студента о проделанной работе. Оценка по ИНДЗ является обязательным компонентом испытательной оценки (дифференцированного зачета, зачета) и учитывается при выведении итоговой оценки по учебному курсу. Удельный вес ИНДЗ в общей оценке по дисциплине, в зависимости от сложности и содержания задачи, может составлять от 30% до 50%.

В учебной НИРС особая роль принадлежит подготовке курсовых работ на всех курсах, а также дипломной работы. Во время выполнения курсовых работ студент делает первые шаги к самостоятельному научному творчеству. Он учится работать с научной литературой, приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации. С каждым курсом требования к курсовой работе заметно повышаются и их написание становится настоящим творческим процессом.

Дипломная работа как завершающий этап обучения в высшем учебном заведении направлена на расширение и закрепление теоретических знаний и углубленное изучение выбранной темы. На старших курсах многие студенты уже работают по специальности, и это влияет на выбор дипломной работы. В таком случае кроме анализа литературе дипломная работа может содержать собственный практический опыт, обогащает ее научную ценность.

К НИРС относятся также рефераты по тем семинарских и практических занятий при условии, что они написаны на основе нескольких десятков статей и источников.

Научно-исследовательская работа студентов. Научно-исследовательская работа студентов вне учебного процесса является одним из важнейших средств формирования высококвалифицированного специалиста. Она предусматривает участие в работе предметных научных кружков; проблемных групп, секций, лабораторий; участие в выполнении госбюджетных или хозрасчетных научных работ; проведение исследований в рамках творческого сотрудничества кафедр, факультетов; работу в студенческих информационно-аналитических и культурологических центрах, переводческих бюро; рекламную, лекторскую деятельность; написание статей, тезисов, докладов и других публикаций.

Предметный научный кружок как форма НИРС чаще всего используется в работе со студентами младших курсов. Члены научного кружка готовят доклады и рефераты. Впоследствии их заслушивают на заседаниях кружка или научной конференции. Членами кружка могут быть студенты группы, курса, факультета, всего учебного заведения. Последний вариант чаще всего касается кружков, которые изучают проблемы общественных и гуманитарных наук, так как в технических и естественных кружках научные исследования студента пятого курса будут малопонятные студентам первого, что приведет к потере интереса к кружку.

Для успешного функционирования и результативной деятельности научных студенческих кружков необходимо соблюдение следующих основных организационных принципов: целесообразность, добровольность, плановость, реальность тематики, разнообразие методов работы, стабильность состава, учет интересов и возможностей студентов, высокая научная квалификация и заинтересованность преподавателя, преемственность и формирование традиций в работе, стимулирования, высокий идейно-теоретический уровень.

Деятельность студенческих научных кружков способствует овладению специальностью, расширению теоретического кругозора и научной эрудиции будущих специалистов, ознакомлению студентов с состоянием разработки научных проблем в различных областях науки, техники, культуры, формированию способностей применять теоретические знания в практической деятельности, привитию студентам навыков ведения научных дискуссий и тому подобное.

На организационном собрании по выбору студентов распределяют темы докладов и рефератов, знакомят их со списком основной и дополнительной литературы и предлагают обсудить план работы. Руководитель научного кружка должен наблюдать за всеми студентами, помогать им в разработке выбранных тем. Целесообразно прочитать студентам две-три лекции о методах и способах научного исследования, сбор материала, работа над литературой, о пользовании научным аппаратом и тому подобное.

Выделяют несколько этапов научно-исследовательской деятельности студентов:

1. Выбор темы исследования.

Она должна быть связана с основными направлениями развития отрасли и научными исследованиями, которые проводятся в высшем учебном заведении.

Важным требованием к выбору темы исследования является ее перспективность или стабильность: исследователь должен осознавать тенденции развития явлений и процессов, которые он собирается изучать. Перспективность определяет параметры для выбора объекта исследования, подбора соответствующих методов, а также характеристики условий, для которых будет осуществляться внедрение результатов научной работы.

Выбранная студентом тема должна соответствовать профилю обучения и арсенала методов, которые специалист после окончания вуза будет иметь возможность квалифицированно использовать в практической деятельности. Однако это не означает, что в процессе исследования тема не может выходить за пределы основной специальной дисциплины. Наоборот, при выборе темы студент может поставить проведения исследований вопросов из смежных дисциплин. Соответствие выбранной темы по профилю обучения студента чаще всего обусловлена необходимостью использования основных результатов исследования при написании курсовых и дипломных работ, отчета о практике, при выступлениях на семинарах, конференциях.

При выборе темы исследования необходимо также учесть возможности ее разработки непосредственно в учебном заведении. Прежде всего речь идет о времени, которое студент может выделить на это с учетом всего учебного процесса. Также должны быть учтены все возможности разработки темы с точки зрения затрат материальных и финансовых ресурсов. Опыт показывает, что важную роль при выборе темы студентом играет степень ее соответствия тематической направленности научно-исследовательской работы кафедры. Например, тему студент разрабатывает под руководством преподавателя, научного руководителя, следовательно, он сможет получить квалифицированную помощь в том случае, если этот преподаватель в течение определенного времени проводил исследования по этому направлению.

2. Самостоятельный подбор научных литературных источников (книг, брошюр, статей), официальных документов, ведомственных материалов по теме и обработки их. Данные о литературный источник студент заносит на библиотечные карточки и перфокарты, на каждое литературное источник заполняет отдельную карточку, то есть формирует картотеку литературных источников по теме исследования. Карточки желательно сгруппировать в соответствии с рассматриваемым в научной работе.

3. Уточнение проблемы (темы) и составления содержания научно-исследовательской работы. При составлении содержания работы прежде всего необходимо обосновать тему, определить ее актуальность, новизну, поставить цель, разработать задания и т.п.. Цель исследования - это то, чего в самом общем виде нужно достичь в конечном результате. Ее формулировка обычно начинаются словами "разработать методику (модель, критерии, требования, основания и т.п.)", "обосновать...", "выявить...», «раскрыть особенности...», «выявить возможности использования..." тому подобное.

4. Формулировка гипотезы, научного предвидения, предположения, предложенного для объяснения каких-либо явлений, процессов, причин, которые обусловили определенный результат. Гипотеза определяет направление деятельности исследования. Удачное ее формулировки прогнозирует неопределенность результата исследования и направляет его на доведение реальности существования предполагаемого предположения.

5. Определение задач, которые нужно решать в процессе работы. Желательно, чтобы содержание отвечал поставленным вопросам.

6. Определение методологии исследования. В научно-исследовательской работе применяют преимущественно метод наблюдения в его различных формах, анализ и обобщение собственного практического опыта и опыта других работников, научный эксперимент, анализ результатов работы предприятий, учреждений, различные специальные исследовательские методы, а также методы математической статистики, моделирования и т.

7. Систематизация накопленного материала в соответствии с планом работы, проведения анализа научных работ, практического опыта, обобщения и др.

8. Статистическая обработка собранных при экспериментальном исследовании материалов. На основе полученной информации об отдельных явлениях, изучаемых определяют данные, характеризующие исследуемый комплекс в целом.

9. Составление расширенного плана научно-исследовательской работы в соответствии с содержанием наработанного материала.

10. Литературное оформление результатов исследования. Все материалы систематизируют и готовят к обобщению и литературного оформления, формулируют выводы к научно-исследовательской работы. При оформлении работы следует руководствоваться требованиями ВАК.

Внедрение результатов исследования в практику - это начало ее применения в реальных практических условиях в образовании, на производстве и т.

Заслушивание докладов осуществляется по заранее составленному графику. Как правило, на одном заседании кружка заслушивают не более двух выступлений, чтобы иметь возможность подробно обсудить их, задать вопрос и получить развернутые ответы. Большее количество докладов трудно воспринимается, что приводит к снижению активности и заинтересованности членов кружка. Формами подведения итогов работы кружка могут быть конкурс докладов, участие в научных конференциях и предметных олимпиадах, круглые столы, встречи с учеными, а также публикации тезисов лучших работ в научных сборниках высшего учебного заведения.

Деятельность студентов в проблемных группах имеет много общего с работой в научных кружках. Она может объединять студентов разных курсов и факультетов высшего учебного заведения. Объектом научного исследования может быть проблема, которой занимается научный руководитель этой группы. Преимуществом такой формы НИРС является возможность исследования выбранной темы значительно глубже и разностороннее. Проблемные группы организуют встречи с людьми, сталкиваются с проблемами, выбранными группой для научных изысканий.

Работа в проблемных студенческих лабораториях (ПСТ) охватывает различные виды моделирования, изучение и анализ реальных документов, программ, деловые игры, проведение эксперимента, создание чего-то нового. Здесь очень важное значение имеет способность студентов работать коллективно. Если в группе каждый студент отвечает преимущественно только за себя, то в ПСТ, где темы исследований более глобальные, одной самостоятельной работой обойтись практически невозможно. Руководитель лаборатории должен помочь студентам разделить тему на отдельные вопросы, решение каждого из которых облегчать решение главной проблемы. Необходимо принимать во внимание интересы каждого студента, его склонности и возможности. Работая в ПСТ, студент имеет возможность полученные за время обучения и работы в кружках знания реализовать в исследованиях, имеющих практическое значение. Итак, работа в ПСТ является важным шагом к полноценной научно-исследовательской работы и ценным опытом для научной и практической деятельности.

На научных конференциях молодые исследователи выступают с результатами своей научной работы. Это заставляет их тщательно готовить выступление, формирует ораторские способности. Каждый студент имеет возможность оценить свою работу на фоне других и сделать соответствующие выводы. Поскольку на конференциях, как правило, происходит творческое обсуждение докладов, то каждый докладчик может почерпнуть оригинальные мысли, идеи.

Научно-практические конференции направлены на обсуждение путей решения практических задач. Часто их проводят вне стен вуза, на территории завода, фабрики, фермерского хозяйства, школы. Например, научно-практическая конференция может проводиться по результатам летней практики студентов, на которой они столкнулись с определенными проблемами и с помощью работников предприятия и преподавателей могут найти путь к их преодолению. Такие конференции способствуют установлению тесных связей между высшим учебным заведением и предприятиями, а также формируют умение студентов применять теорию на практике.

Художественно-творческая деятельность студентов осуществляется практически во всех высших учебных заведениях, особенно в музыкальных, театральных, на творческих факультетах институтов культуры, в следующих формах: работа в творческих секциях и студиях (литературной, композиции, режиссуры, скульптуры и др.); участие в концертах, конкурсах, выставках на уровне вузов, региональном, всеукраинском и международном уровнях; выступления на радио, телевидении, в прессе; разработка сценариев, подготовка и показ спектаклей, шоу-программ, тематических вечеров и тому подобное.

Это направление НИРС обеспечивает тесную связь с творческими организациями, самодеятельными коллективами, учреждениями досуга, способствует постоянному совершенствованию художественного мастерства и эффективному использованию творческого потенциала студенческой молодежи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: