Значение и сущность педагогической техники. Мало понимать, что делать, мало хотеть — надо еще знать как. Это относится и к педагогическим аспектам в правоохранительной деятельности. Как действуют те сотрудники правоохранительных органов, которым удается понять, учесть педагогическую составляющую своей деятельности и, повлияв на педагогические явления, связанные с ней, обеспечить профессиональный успех? Изучение опыта показывает, что они выполняют действия, применяют приемы и средства, традиционно относимые педагогикой к такому компоненту педагогического мастерства и деятельности, который именуется педагогической техникой. Причем чем чаще они это делают, чем более осознанно и компетентно используют их, чем выше профессионально-педагогическая подготовленность, тем выше и успех.
Педагогическая техника сотрудника [73] - совокупность педагогических действий, средств и приемов, адаптированных к специфике правоохранительной деятельности и используемых в интересах получения максимального педагогического результата. В сегодняшнем виде она уже не продукт эмпирического обобщения, но и научного осмысления юридической педагогикой, сделанного с опорой на данные общей педагогики.
Педагогическая техника сотрудника, правоохранительных органов в своей основе включает технику владения словом, голосом, жестом, мимикой, позой, походкой, используемых в качестве средств при практическом учете педагогических аспектов и решении педагогических задач, включенных в правоохранительную деятельность.
Видное и своеобразное место в педагогической технике сотрудника занимают педагогические действия — отдельные составляющие профессиональной правоохранительной деятельности, возникающие и используемые при наличии педагогического намерения и желания достигнуть определенного педагогического результата. К важнейшим из них относятся:
|
- педагогическое наблюдение - действие, подчиненное желанию собрать педагогическую информацию при непосредственном восприятии людей, групп, событий и пр.;
- педагогический анализ — действие по осмыслению и оценке педагогической информации, а также ситуаций, процесса, результатов;
- принятие педагогического решения — действие, связанное с поиском путей достижения нужного педагогического результата и разработкой мер по его достижению;
- педагогическое общение, - действие по установлению непосредственного контакта с лицами и группами, представляющими
профессиональный интерес и подчиненное обмену информацией,
педагогическому изучению, педагогическим воздействиям, прослеживанию происходящих психолого-педагогических изменений и достигаемых результатов;
- педагогическое воздействие — действие, ориентированное на достижение педагогического результата с использованием всех возможных средств, условий, приемов, способных оказать педагогическое и социально-педагогическое воздействие;
- педагогическая оценка — действие, проводимое для отчетливого понимания того, какой промежуточный или итоговый результат достигнут.
Педагогические действия реализуются с помощью особых педагогических приемов, а также средств (слова, голоса и др.). Педагогическая техника связана с психологической, но ее специфика — в подчинении ее достижению максимально возможного педагогического — образовательного, обучающего, воспитательного, развивающего результата. Ведь в любой деятельности именно цель, как закон, определяет выбор и использование средств, методов, способов и приемов ее достижения.
|
Психотехника — вроде бы мелочи, детали, но это такие мелочи, тонкости в работе, которые отличают подлинного мастера от ремесленника, дилетанта, формалиста, верхогляда. Мастерство -всегда тонкости. Мастер подмечает, учитывает и делает то, что менее компетентный не замечает, чему не придает значения, отбрасывает как лишнее.
Владение педагогической техникой нужно всем сотрудникам, но с различиями в объеме и совершенстве, определяемыми тремя различными видами их профессионально-педагогической подготовленности.
Педагогическая техника использования речевых и неречевых средств [74]. К речевым средствам относятся: собственно речевые (вербальные), неречевые (невербальные) и обстановочно-поведенческие. К первым принадлежит слово, как основной феномен речи; к неречевым — мимика, жестикуляция; к обстановочно-поведенческим - поза и передвижения говорящего, социальная дистанция между ним и слушающим, окружающая обстановка. Педагогическая техника каждой группы средств имеет свои тонкости но успех приходит при комплексном использовании их. Многие практические работники являются мастерами в пользовании ею, но значительная часть не владеет ею.
Речь использование языка для передачи информации, воздействия на чувства, отношения и поведение собеседника. Слово - основной инструмент юриста, сотрудника правоохранительных органов. «Слово — великая сила, но надо заметить, что это союзник, всегда готовый стать предателем»[75], — писал выдающийся русский юрист и пропагандист высокой профессиональной культуры П. Сергеич (П.С. Пороховщиков). Надо владеть техникой использования слова. Совет А.Ф. Кони: «Пусть не мысль ваша ищет слова и в этих поисках теряет время и утомляет слушателей, пусть, напротив, слова покорно и услужливо предстоят перед вашей мыслью в полном распоряжении»[76].
|
Надо уметь говорить ясно, понятно, образно, точно, логично, подбирать яркие, впечатляющие слова и выражения. Многословие всегда малопонятно и свидетельствует об отсутствии ясной мысли у говорящего. Истинную ценность представляют лишь те высказывания, в которых, по замечанию А.Ф. Кони, «самые глубокие мысли сливаются с простейшими словами»[77]. Одно простое слово, один удачный эпитет иной раз могут сказать больше, чем длинные бледные рассуждения. При разговоре с гражданами злоупотребление юридической терминологией и формулировками в большинстве случаев непродуктивно.
Плохое впечатление производит речь сотрудника, если она засорена и словами-паразитами типа: «так сказать», «как говорится», «значит», «понимаешь», «ну», «так», «в некотором роде», «и так далее», «и вот», «в общем и целом», «надо сказать», «говоря откровенно» и пр. или «мычащими» и «блеющими» звуками – «м-м-м-м...», «э-э-э-э...». Обязательно соблюдение норм слово-Употребления, произношения, ударения и грамматики. Нарушения этих норм вряд ли напрямую отразятся на профессиональных действиях, но неприятное впечатление на граждан производят, подмечаются, расцениваются как проявление низкой культуры, порой и умственных способностей, а становясь предметом насмешек, мало способствуют повышению авторитета юриста.
Педагогическая речь опытных сотрудников отличается выразительностью слов и интонаций (экспрессии), ясностью произношения, нужной громкостью, использованием разнообразных словесных оборотов, ярко сформулированных выражений, применением уменьшительных и ласкательных слов, идиом, афоризмов, пословиц, дидактических повторов, подытоживаний и др.
Слово действует не только своим содержанием и интонацией, но и всем комплексом «обрамляющих» его неречевых средств — мимики, жеста, позы, походки. Общее правило таково: говорить не только ушам, но и глазам слушающих.