Пенсионная система Казахстана




 

Я рассмотрел пенсионные системы стран с развитой рыночной экономикой. В данной главе я рассмотрю, как реализуется система пенсионного страхования в странах с переходной экономикой на примере Казахстана.

Казахстан стал первой страной на территории СНГ, которая в 1998 г. начала планомерный переход к системе накопительного пенсионного обеспечения на принципах персональных пенсионных отчислений. Основной целью проведения пенсионной реформы стало построение финансово устойчивой и справедливой системы, учитывающей экономический рост, соразмеряющей трудовой вклад с пенсией через персонифицированный учет пенсионных взносов. К тому же накопительная пенсионная система была призвана решить ряд проблем: смягчить социальную напряженность, постепенно освободить бюджет от бремени пенсионных выплат, способствовать появлению у граждан заинтересованности зарабатывать много и легально. В результате пенсионной реформы будущие пенсии должны были сохраниться и приумножиться, а экономика получить еще одного институционального инвестора — пенсионные фонды. Многие эксперты отмечают, что пенсионная система Казахстана — одна из наилучших в мире.

Пенсионное обеспечение Казахстана в настоящее время представляет собой систему из трех уровней (пилларов), сочетающих одновременно механизмы солидарной и накопительной систем:

Первый уровень — это солидарная пенсионная система, унаследованная Казахстаном от СССР после его распада и основанная на «солидарности поколений», в которой источником пенсионных выплат становится государственный бюджет за счет налоговых отчислений работающей части населения и других поступлений. Размер пенсионных выплат определяется трудовым стажем. В настоящее время в рамках этого уровня формируются пенсионные выплаты для тех, чей трудовой стаж на момент выхода на пенсию по состоянию на 1 января 1998 года составляет не менее шести месяцев.

Наряду с солидарной системой создана и развивается накопительная пенсионная система. Второй уровень — это обязательная накопительная пенсионная система с фиксированным 10-процентным размером пенсионных отчислений от ежемесячного дохода для граждан Казахстана, иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Казахстане.

Третий уровень — накопительная система, основанная на добровольных и добровольных профессиональных пенсионных взносах.

Обязательное отчисление предприятий в солидарную систему уменьшается: ставка снижена до 15% в 1998 г. и постепенно будет сокращаться, поскольку будут уменьшаться выплаты пенсий по со­лидарной системе.

Преобразование отечественной пенсионной системы носит долгосрочный характер: полный переход к накопительной пенсионной системе прогнозируется до 2040 года.

Сейчас в Казахстане функционируют 14 фондов, из них порядка 6 управляют сами, а не через управляющие компании. Государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ) поставили на один уровень с другими фондами и дали возможность его приватизировать. Так, частично его акциями владеет Европейский банк реконструкции и развития и Национальный банк Казахстана.

По состоянию на 1 декабря 2009 года общая численность вкладчиков/участников (ИПС) накопительной пенсионной системы (НПС) составила 7 778 658 человек, из которых 7 734 000 человек - вкладчики по обязательным пенсионным взносам (ОПВ), 40 586 человек - по добровольным пенсионным взносам и 4 072 человек - по добровольным профессиональным пенсионным взносам.

С 1 апреля 2009 года внедрена автоматическая система перевода накоплений из одного фонда в другой, осуществляется «автоперевод» через Государственный Центр по Выплате Пенсий.

1. На первом этапе (с 1 апреля 2009 года) пенсионные накопления только тех вкладчиков, которые заключили новые пенсионные договора, аккумулируются на одном ИПС.

2. На втором этапе, (с 1 июля 2009 года) в систему автопереводов вовлечены все вкладчики (получатели), которые ранее заключали два и более договора о пенсионном обеспечении с различными НПФ. На данном этапе задействованы все накопительные пенсионные фонды и государственный центр по выплате пенсий ГЦВП. Производиться своего рода «схлопывание» пенсионных накоплений на одном ИПС вкладчика в том фонде, с которым у вкладчика имеется договор с более поздней датой заключения.

3. И третьим этапом (2012 год) станет переход к обслуживанию посредством электронных карточек, когда владелец карточки, то есть вкладчик сможет осуществлять выбор фонда, которому он пожелает доверить свои накопления и одновременный перевод накоплений через электронную систему обслуживания. На завершающем этапе, НПС перейдет на качественно новый уровень, когда вкладчик, основываясь на свои личные предпочтения, сможет сам выбирать свой инвестиционный портфель.

Право на получение государственных пенсийимеют граждане, по­лучавшие пенсию до 1 января 1998 г., а также достигшие пенсион­ного возраста и имевшие трудовой стаж не менее 6 месяцев по со­стоянию на 1 января 1998 г. в размере, пропорциональном имею­щемуся трудовому стажу.

При этом следует отметить, что возраст выхода на пенсию по­степенно увеличивается:

·с 1 января 1998 г. имеют право на пенсию мужчины, достиг­шие 61 года, женщины - 56 лет;

·с 1 июля 1998 г. - мужчины по достижении 61,5 года, жен­щины - 56,5 лет;

·с] июля 1999 г. - мужчины по достижении 62 лет, женщины ­57 лет;

·с 1 июля 2000 г. - мужчины по достижении 62,5 года, жен­щины - 57,5 года;

·с 1 июля 2001 г. - мужчины по достижении 63 лет, женщины ­58 лет.

 

Мировой финансовый кризис оказал свое негативное воздействие и на финансовую систему Республики Казахстан, в том числе – накопительную пенсионную систему, которая является одним из важнейших направлений социальной политики. 3 НПФ в 2008 – 2009 годах находились в минусе и только НПФ «Республика» имел доходность, превышающую темпы инфляции на 2,5%.

 

Накопительная пенсионная система Казахстана за короткий период своего существования подвергается кризису уже не в первый раз. В настоящее время в пенсионном секторе можно определить несколько основных проблем:

1. Ограниченность финансовых инструментов.

2. Недостаточное раскрытие информации (непрозрачность).

3. Низкий уровень финансовой грамотности населения.

4. Старение населения.

 

После разрешения приватизации ГНПФ (казахстанского государственного пенсионного фонда) гарантию государства на получение гражданином после выхода на пенсию взносов плюс инфляцию распространили на вкладчиков всех пенсионных фондов Казахстана.

Сейчас уже с уверенностью можно сказать, что деятельность НПФ позитивно влияет на социальный климат, и, прежде всего, это выражается в повышении мотивации к труду. Многие пенсионные системы ориентированы на доли процентов от зарплаты, что обусловливает стремление к профессиональному росту. В то же время необходимо рассматривать пенсионные фонды в долгосрочном разрезе, поскольку нынешние вкладчики, возраст которых в среднем около 40 лет, выйдут на пенсию лет через 20, и только тогда можно будет сказать с уверенностью, что действующая ныне накопительная система в Казахстане успешна.

 

 

 

Заключение

 

Итак, рассмотрев существующие модели пенсионного обеспечения, опыт разных стран по осуществлению пенсионной защиты населения, можно прийти к следующим выводам и определить следующие тенденции.

В последние десятилетия происходит реформирование пенсионных систем многих государств. В наибольшей степени это связано с такими глобальными проблемами как демографическое старение населения и как следствие возникновение дефицитности бюджетов пенсионных фондов. Все большая нагрузка ложится на плечи ныне работающего населения при использовании солидарно-распределительной схемы. Уже к 2030 году на одного пенсионера в среднем в мире будет приходиться менее двух работающих граждан. Чтобы исправить сложившуюся ситуации во многих станах увеличивают пенсионный возраст, ставки пенсионных взносов. Но как уже было мной отмечено подобное возможно лишь в странах с достаточно большой продолжительностью жизни, ровно как и увеличение бремени приводит к недовольству, особенно в странах, где налоги и так высоки. Поэтому наиболее эффективным явилось увеличение доли накопительного пенсионного страхования. Некоторые страны латинской Америки (например, Чили) полностью перешли на эту модель. Как было упомянуто мной выше, Казахстан также планирует перейти на чисто накопительную модель к 2040 году. Но, силу большей неопределенности, с которой сталкивается такая система, я не могу назвать такую политику разумной. Несомненно, накопительная система, при которой на каждого работающего открывается свой счет, стимулирует работников к получению «белой» заработной платы, а также к улучшению качества своего труда. Также денежные средства, накапливаемые в накопительных фондах, вкладываются в экономику и способствуют ее развитию. Но последний мировой финансовый кризис ставит под сомнение надежность таких систем. К тому же необходимо отметить, что для обеспечения достойной старости, необходимо обладать солидной заработной платой.

Поэтому, по моему мнению, наиболее оптимальной является смешанная модель пенсионного обеспечения, которая в том числе с 2002 года реализуется и в России. Обязательные социальные гарантии (минимальная пенсия) стабилизируют общество, а дополнительные возможности (связанные с обязательным и добровольным накопительным пенсионным обеспечением) мотивируют его, повышают производительность труда, конкурентоспособность экономики.

12 ноября 2009 года Всемирный банк выпустил доклад под названием «Пенсионные системы в период кризиса: Региональный доклад по странам Европы и Центральной Азии», где отмечается, что финансовый кризис оказал значительное влияние на пенсионные системы в странах Европы и Центральной Азии (ЕЦА), вынуждая правительства принимать политические решения в ответ на растущий дефицит пенсионного фонда. Кризис показал, что ни одна пенсионная система, независимо от своей структуры, не защищена от его воздействий.

 

 

Список литературы

 

1) Соловьев А.К. Экономика пенсионного страхования: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 335 с.

2) Соловьев А.К. Пенсионное страхование: учебное пособие. – М.: Норма – 2008. – 399 с.

3) Соловьев А.К. Финансовая система обязательного пенсионного страхования в России. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 480 с.

4) Аникеева, Л. В. Пенсионное обеспечение: учеб. пособие для студ. - М.: ГУУ, 2007. - 197 с.

5) Никитин С.М. «Социальные налоги как финансовая база пенсионного обеспечения в развитых странах» Труд за рубежом – 2003 №2 с 89-105

6) Лебедева Л. «США: государственное пенсионное страхование как основа социальной защищенности пенсионеров» Бизнес Академия 2001 №9 с 62-69

7) Кривощекова Е. «Обязательное пенсионное страхование: теория и практика российской пенсионной реформы» Вопросы экономики – 2006 №6 – с 120-135

8) Ерошенков, С. «Мировой опыт реформирования пенсионных систем» Общество и экономика.- 2001.-N7-8.-С.183-219

9) Шушков В. «Методическая база развития национальных систем государственного пенсионного страхования» Человек и Труд – 2006 №12 с 19-22

10) Антропов. В.В «Системы пенсионного обеспечения в странах ЕС» Труд за рубежом – 2006 - №3 с. 78-94

11) Маркелова, Н. «Структура и организация пенсионных систем в зарубежных государствах: роль пенсионного страхования» Страховое право - 2007 №1 с. 19-30

12) Михайлова, О.Б. «Практика пенсионного страхования» Финансы – 2007 - №8 с. 64-68

13) Иванов, А.Н. «Пенсионное страхование как фактор трудовой мотивации» Финансы и кредит – 2008 №44 с 54-61

14) Роих В.Д. «К формированию в стране современного пенсионного страхования» Российский экономический журнал – 2009 - №1-2 с. 26-33

15) Кан, М. Организация пенсионного обеспечения (из мирового опыта) Человек и труд. - 2006. - N5. - С.29-32

16) Полякова, А.Н. «Принципы обязательного пенсионного страхования в России» Сборник научных трудов СевКавГТУ Серия «Гуманитарные науки» 2006 №3

17) www.wikipedia.org

18) https://www.zakon.kz/101075-po-mneniju-jekspertov-pensionnaja.html

19) https://www.pfbta.kz/ru/system/

20) https://www.zonakz.net/articles/2797

21) https://www.mypensiya.ru/main/pensya/zar

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: