Урок физической культуры и здоровья состоит из трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок. В начале нагрузки организм преодолевает инерцию покоя за счет постепенного повышения функциональной работоспособности своих органов и систем. Это называется фазой врабатывания, которая соответствует подготовительной части урока. Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности определенное время сохраняется с небольшими колебаниями в сторону ее увеличения и снижения. Это называется фазой устойчивой работоспособности, которая соответствует основной части урока. По мере расходования функциональных резервов рабочих органов и систем организма работоспособность занимающегося постепенно снижается. Это называется фазой истощения или утомления, которая соответствует заключительной части урока.
1. Подготовительная часть урока. Основная ее цель – подготовить организм занимающихся к выполнению упражнений в основной части урока. Исходя из этого, в подготовительной части решаются следующие методические задачи:
– обеспечение первоначальной организации занимающихся и их психического настроя на урок;
– активирование внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся;
– обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности;
– обеспечение специальной готовности к первому виду упражнений основной части урока.
В подготовительную часть урока включают: игровые задания для активизации внимания и повышения эмоционального состояния занимающихся; строевые упражнения; различные виды ходьбы, бега, упражнения в движении; комплекс общеразвивающих упражнений в строю и отдельные специально подготовительные упражнения без предметов, с предметами; упражнения на гимнастической стенке и скамейках и др.
Упражнения с высокой интенсивностью не включаются в подготовительную часть, так как могут снизить работоспособность детей.
В комплекс средств для разминки включают упражнения с поочередным воздействием на основные группы мышц и постепенным возрастанием нагрузки.
Проводя уроки с одним и тем же классом, следует стремиться разнообразить упражнения в подготовительной части, всегда включая в ее содержание элементы новизны. Разнообразие обеспечивается путем обновления в каждом занятии нескольких общеразвивающих упражнений; изменения исходных положений; выполнения упражнений преимущественно с большой амплитудой и в разных направлениях и плоскостях, под счет и самостоятельно без счета – по заданию; применения упражнений с набивными мячами, гимнастическими палками, булавами и др.; применения различных построений.
Рекомендуется такой порядок выполнения упражнений: ходьба, бег, упражнения для рук и плеч, упражнения для туловища, упражнения для ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.
Общая продолжительность подготовительной части составляет 10–20% от общего времени урока и зависит от продолжительности занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды и др.
2. Основная часть урока физической культуры и здоровья. Цель основной части – решение наиболее значимых оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, предусмотренных учебной программой и планом данного урока.
В основной части вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине или конце основной части урока. Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых качеств, тонкой координации движений, выполняют в начале основной части урока, а упражнения, связанные с силой и выносливостью, – в конце. Причем воспитание специальной выносливости, если она запланирована, осуществляется раньше, чем воспитание общей выносливости. Состав всех упражнений в основной части урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние.
Для поддержания эмоционального тонуса и закрепления пройденного на уроке материала учителю следует завершать основную часть подвижными играми и игровыми заданиями и упражнениями с включением движений, разученных на уроке.
Продолжительность основной части урока зависит от продолжительности занятия, объема и интенсивности нагрузки, пола и возраста учеников и др. В рамках школьного урока физической культуры и здоровья она обычно длится 25–30 мин.
3. Заключительная часть урока физической культуры и здоровья. Цель заключительной части урока – постепенное снижение функциональной активности организма учеников и приведение его в относительно спокойное состояние. В соответствии с этой целью решается ряд методических задач:
– снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц;
– регулирование эмоционального состояния;
– подведение итогов урока;
Длительность заключительной части урока 3–5 мин.