3.2.1. Предварительный.
3.2.2. Диагностический.
3.2.3. Разработка.
3.2.4. Реализация.
3.2.5. Анализ и коррекция.
Этап | Шаги проектирования АОП | Содержание деятельности |
Предвари-тельный | Предварительная оценка образовательных потребностей ребенка и запроса родителей. | Администрация ДОО вместе с координатором по инклюзии: - определяет, к какому воспитателю и в какую группу поступает ребенок. Так же определяется, какие специалисты психолого-педагогического сопровождения могут войти в междисциплинарную комиссию; - если в школе нет какого-либо специалиста, административная группа ищет возможные варианты привлечения дополнительных ресурсов (сотрудничество с ПМПК, привлечение волонтеров и др.). |
Оценка требований ФГОС и ОП. | - изучение документации; - разработка локальных регламентирующих документов: приказа о деятельности ПМПк. | |
Диагности-ческий | Углубленная диагностика. Изучение результатов комплексного психолого-педагогического обследования (далее - ППО). | - организация диагностической работы воспитателя и специалистов ПМПк; - подготовка заключений о психологических особенностях ребенка, сформированность у него знаний, умений, навыков, специфике взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Основная задача диагностики: - определить, какие образовательные потребности есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие из направлений деятельности воспитателя и специалистов являются самыми актуальными. |
Описание необходимых ребенку с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом возможностей и дефицитов. | Организация деятельности ПМПк: обсуждение заключений специалистов. | |
Разработка | Проектирование необходимых структурных составляющих АОП | Деятельность воспитателей и специалистов сопровождения в рамках работы ПМПк: описание ООП, определение цели и задач обучения по АОП, определение объектов адаптации, проектирование коррекционной работы. Разработка АОП и утверждение. |
При необходимости привлечение специалистов ПМПК, с которыми заключено соглашение о сотрудничестве | ||
Определение временных границ реализации АОП | ||
Четкое формулирование АОП (совместно с родителями) | ||
Определение круга задач в рамках реализации АОП | ||
Определение содержания АОП (образовательный, коррекционный, воспитательный компоненты) | ||
Планирование форм реализации разделов АОП | ||
Определение форм и критериев мониторинга достижений и формирования социальной компетентности. | ||
Определение форм и критериев мониторинга эффективности коррекционной работы. | ||
Реализация | - Организация деятельности воспитателей и специалистов психолого-педагогического сопровождения в соответствии с Программой и планом; - организация мониторинга учебных достижений и социальной компетенции ребенка; - организация мониторинга эффективности коррекционной работы. | |
Анализ и коррекция | - Организация деятельности ПМПк по анализу эффективности работы, динамики развития и достижений ребенка; - внесение коррективов в АОП. |
Структура АОП.
АОП состоит из нескольких взаимосвязанных разделов. Основными компонентами структуры АОП являются:
- Титульный лист
- Пояснительная записка.
- Содержание программы.
- Индивидуальный план коррекционной работы.
- Заключение и рекомендации.
В приложении к АОП указывается целевые ориентиры, подлежащие усвоению по разным образовательным областям программы, а также отражается коррекционная работа с детьми, т.е. фиксируются те приемы и методы коррекционной работы, которые будут реализованы в процессе усвоения содержания программы во время непосредственной образовательной деятельности.
№ | Структурные единицы программы | Краткое содержание |
Титульный лист | Наименование образовательного учреждения | |
Гриф рассмотрения и согласования программы с зам. заведующего по УР и родителями (с указанием даты проведения и номера протокола заседания методического объединения) | ||
Гриф утверждения программы заведующим образовательным учреждением (с указанием даты и номера приказа) | ||
Название адаптированной образовательной программы | ||
Ф.И.О. ребенка, класс, номер личного дела | ||
Цель программы | ||
Сроки действия программы | ||
ФИО педагога (ов), разработавшего (их) и реализующего (их) программу (возможно указание стажа работы, категории) | ||
Пояснительная записка | Общие сведения | |
Педагогическая характеристика с перечнем знаний и умений ребенка, которые не сформированы в должной степени | ||
Характеристика специалистов службы сопровождения | ||
На основе данных диагностики формулируются цель и задачи сопровождения ребенка на определенный временной промежуток, описываются особые образовательные потребности. | ||
3333. | Содержание программы | Содержательной основой разработки индивидуальной образовательной программы служит ФГОС, задающий содержательно-целевые рамки подготовки детей, примерные основные общеобразовательные программы и требования к результатам освоения образовательных программ, учебный план образовательного учреждения. Содержание индивидуальной программы отбирается с учетом своеобразия темпа развития ребенка и взаимосвязи физического и психического становления ребенка. Раздел, раскрывающий содержание АОП, разделен на два основных блока: образовательный и коррекционный. |
3.1. Образовательный компонент | является обязательным. Содержательное наполнение данного компонента конкретизирует содержание рабочих программ по образовательным областям, в освоении которых ребенок с ОВЗ может испытывать реальные трудности | |
3.2. Коррекционный компонент | в его рамках излагаются направления коррекционной работы с ребенком, ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке может быть раздел учителя-логопеда, педагога-психолога, а также других специалистов службы сопровождения по рекомендации ПМПК. | |
44. | Индивидуальный учебный план | Прописывается при рекомендации ПМПК. Варьирование на уровне содержания ИОП осуществляется путем перепланировки количества часов в структурных единицах программы; изменения последовательности изучения отдельных разделов программы, некоторых тем; увеличения объема интегрированных занятий внутри индивидуальной программы. В данном разделе указывается также распределение часов на дистанционные и очные занятия. |
55. | Заключения и рекомендации | В данном разделе формулируется обоснование внесения коррективов по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации АОП в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового ПМПк в конце учебного года. Рекомендации формируются с целью обеспечении преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ и ребенка–инвалида на следующем этапе его обучения. |