В своей жизни и деятельности человек повсюду имеет дело с созданным его разумом и руками вещественным миром, который при всём своём бесконечном многообразии обладает единой общностью, имя которой - качество продукции.
Качество продукции представляет собой материальную основу удовлетворения как производственных, так и личных потребностей людей, и этим определяется его уникальная общественная, экономическая и социальная значимость. Чем выше качество продукции, тем большим богатством обладает общество и тем большими материальными возможностями оно располагает для своего дальнейшего прогресса.
Решение проблемы повышения качества продукции требует прежде всего четкого представления о качестве как предмете экономической науки.
Проблема качества продукции имеет много аспектов. Одни исследователи различают философский, социологический, экономический, правовой, инженерно-технический, статистический аспекты, другие выделяют кибернетическую, математическую, техническую, производственную, потребительскую ее сторону.
Все эти аспекты проблемы имеются. Однако экономический аспект качества является решающим среди других, и исследования других аспектов будут иметь практическое значение только в том случае, если они будут осуществляться на экономической основе. Поэтому решение проблемы обеспечения качества продукции требует прежде всего чёткого представления о качестве как предмете экономической науки.
Качество - это универсальная философская категория, охватывающая как явления внешнего мира, так и сознание человека. Философская категория качества впервые была проанализирована Аристотелем (3 в. до н.э.). Позже (19 в. н.э.) полно исследовал эту категорию Гегель. По Гегелю "качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество". Другими словами, как философская категория, качество это характеристика отличия предмета от всех остальных. Гегель отметил неразрывное единство качества и количества. Те или иные количественные изменения имеют свой предел, свою качественную границу, выход за которую ведет к установлению нового соотношения количества и качества.
|
Ф. Энгельс рассматривал качество в двух планах: во-первых, всякое качество имеет бесконечно много количественных градаций, доступных измерению и наблюдению; во-вторых, существуют "...не качества, а только вещи, обладающие качеством, и при том бесконечно многими качествами".
Экономическое содержание понятия "качество продукции" базируется на том, что качество продукции формируется в процессе ее изготовления. Поэтому как экономическая категория качество продукции рассматривается как овеществленный результат производственной деятельности людей.
Любые вещи создаются для удовлетворения определенных потребностей человека и общества в целом. Это предназначение вещей полностью относится и к их качеству. Учитывая это социальное значение качества продукции, можно охарактеризовать его как социально-экономическую категорию.
Степень удовлетворения личных и общественных потребностей конкретной вещью определяется ее свойствами. А качество вещи определяется совокупностью ее свойств. Таким образом, как совокупность свойств качество является технической категорией и изучается техническими дисциплинами.
|
Обобщая рассмотренные аспекты качества продукции, ГОСТ 15467-79 дает ему следующее определение: "Качество продукции" - это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением".
Определение качества как совокупности свойств продукта, направленных на удовлетворение определенных потребностей, можно отнести и к потребительной стоимости. Между тем это взаимосвязанные, но не тождественные категории.
Под потребительной стоимостью понимается полезность товара, его способность удовлетворять общественные потребности - личные или производственные. Каждый продукт обладает множеством свойств. Однако его потребительную стоимость формируют только те из них, которые обусловливают полезность, т.е. служат удовлетворению определенных человеческих потребностей.
Покупатель, вступая в товарно-денежные отношения, рассматривает потребительские свойства вещи и выбирает те из них, которые нужны для удовлетворения его потребности, т.е. покупатель оценивает полезность данной вещи.
Следовательно, потребительная стоимость представляет собой целостную совокупность свойств продукта, благодаря которым он способен удовлетворять ту или иную человеческую потребность, т.е. определяет полезность данного продукта, а категория качества означает степень, в которой данная потребительная стоимость способна удовлетворять ту или иную потребность, т.е. выражает меру полезности данной потребительной стоимости.
|
Если потребительная стоимость выражает вообще полезность вещи, то качество означает меру, в какой она объективно способна удовлетворять конкретные потребности.
Установлены три категории качества: высшая, первая и вторая.
Продукция, отнесенная к высшей категории качества, должна была по технико-экономическим показателям соответствовать лучшим отечественным и мировым достижениям или превосходить их, быть конкурентоспособной на внешнем рынке, иметь повышенные стабильные показатели качества, соответствовать стандартам, учитывающим требования международных стандартов, обеспечивать экономическую эффективность и удовлетворять потребности народного хозяйства и населения страны.
В Советском Союзе при аттестации продукции высшего качества присваивается государственный Знак качества. В изображении государственного Знака качества СССР (рис. 1) заложена идея «качества», выраженная буквой «К» (повернута на 90°) и уравновешенными весами на острой вершине измеряющего циркуля, символизирующего мысль: от соизмерения — к установлению соответствия. В нашей стране впервые государственный Знак качества был присвоен продукции Московского электромеханического завода им. Владимира Ильича 22 апреля 1970 года — в день 100-летия со дня рождения В. И. Ленина.
Государственный Знак качества ставится непосредственно на товарах народного потребления и производственно-технического назначения, получивших это право, или на упаковке, таре, а также в товаросопроводительной документации, на ярлыках и этикетках (независимо от наличия обычного товарного знака). Для подготовки продукции к государственной аттестации необходимо провести определенные организационно-технические мероприятия: совершенствование проектирования конструкции и технологических процессов; контроль и сравнительный анализ технического уровня разрабатываемых изделий; обеспечение неуклонного выполнения всех требований стандартов и расширение работ по унификации продукции; безупречное соблюдение технологической дисциплины; внедрение комплексной системы качества, обеспечивающей стабильное бездефектное изготовление деталей и изделий; проведение внутризаводской аттестации деталей, сборочных единиц и комплексных. технологических процессов; систематический контроль и поддержание на должном уровне состояния оборудования, технологической оснастки, средств контроля и испытания; периодическую проверку соблюдения в производстве требований чертежей, технических условий и методики контроля качества продукции; упорядочение технической документации в соответствии с ЕСКД, ЕСТД и другими стандартами, внедрение научной организации труда
Государственная аттестационная комиссия при решении вопроса о присвоении изделию Знака качества учитывает также наличие на предприятии-изготовителе необходимых условий для систематического выпуска продукции высшего качества, действенность планов инженерно-технических и организационных мероприятий по повышению качества продукции, применение прогрессивных форм организации производства и ритмичного выпуска изделий стабильного качества, наличие системы технической учебы и повышения квалификации рабочих и ИТР, эффективность работы по пропаганде и внедрению передового опыта, уровень организации социалистического соревнования за высокое качество продукции и другие вопросы, характеризующие предприятие и его коллектив с точки зрения их способности систематически выпускать данную продукцию стабильного качества на уровне лучших мировых стандартов.
Продукция, отнесенная к первой категории, должна была соответствовать современным требованиям стандартов, технических условий и удовлетворять потребности народного хозяйства и населения страны, а также дополнительным требованиям для экспортных поставок. В отличие от высшей категории качества изделие первой категории, хотя и обеспечивает установленные требования, однако не достигает уровня лучших технико-экономических показателей.
Продукция, отнесенная ко второй категории, по своим технико-экономическим показателям считалась не соответствующей современным требованиям народного хозяйства и населения и морально устаревшей и подлежала модернизации или снятию с производства.
Для стимулирования повышения качества продукции в цехах и других производственных подразделениях проводится внутризаводская аттестация. Заводскими комиссиями оформляются Аттестаты качества на лучшие детали, сборочные единицы и комплексные технологические процессы.
В ходе внутризаводской аттестации продукции разрабатываются комплексные планы мероприятий, которые должны быть осуществлены на соответствующих производственных участках для обеспечения стабильного качества изделий, сборочных единиц и деталей. В этих планах уделяется особое внимание деятельности непосредственных исполнителей технологических операций — рабочих, от которых во многом зависит уровень качества продукции. Нередко кажущаяся на первый взгляд мелкая недоработка или погрешность оператора может свести на нет работу коллектива всего участка, цеха и даже предприятия.
Для эффективной борьбы за высокое качество продукции необходимо иметь ясное представление о том, что такое производственный брак, знать основные причины, которые могут вызвать погрешности при обработке деталей и сборке изделий, и способы предотвращения и устранения этих недостатков.
Брак - это дефектная единица продукции или совокупность таких единиц. Если все дефекты могут быть устранены, брак считается исправимым. Брак, состоящий из таких единиц продукции, в каждой из которых имеется хотя бы один неисправимый дефект, является браком неисправным.
Дефект - это отдельное несоответствие продукции требованиям, установленным нормативной документацией. Например, нарушение допуска на размер, несоответствие шероховатости обработанной поверхности, наличие заусенцев, непараллельность обработанных сторон (выше допустимой по техническим условиям), забоины, шлифовочные трещины или прижоги и т. п.
Дефекты могут быть исправимыми или неисправимыми, скрытыми или явными. Причем к неисправимым относят и те дефекты, исправление которых технически возможно, но экономически нецелесообразно. Скрытые дефекты продукции особенно опасны, так как они не могут быть (в отличие от явных дефектов) выявлены предусмотренной методикой контроля и испытания, а обнаруживаются в большинстве случаев у потребителя в процессе эксплуатации изделия.
Из опыта известно, что станочники, сборщики и другие рабочие, а также наладчики и производственные мастера, непосредственно участвующие в осуществлении технологического процесса, очень часто высказывают весьма достоверные предположения о наличии скрытых дефектов в продукции. Если эти предостережения сделаны своевременно и по ним приняты необходимые меры, то во многих случаях могут быть предотвращены значительные материальные потери. Таким образом, предупреждение о возможности появления брака также является своеобразной формой участия производственников в обеспечении бездефектной работы предприятия.
В условиях рыночной экономики заказчик (потребитель) при выборе поставщика учитывает многие факторы: качество продукции и способность изготовителя стабильно поддерживать заданный уровень качества, условия поставки и оплаты, послепродажное (сервисное) обслуживание и др. При заключении контрактов четко обуславливаются требования к продукции, которые характеризуются свойствами и показателями этих свойств Важнейшими из них являются функциональная пригодность, безопасность, надежность, защита окружающей среды, экономические факторы и др. Из вышесказанного видно, что качество продукции включает не только технические, но и экономические характеристики.
При организации производства продукции изготовитель должен учитывать достигнутый конкурентами технический уровень продукции, ее технико-экономические показатели, а также все затраты на маркетинговые мероприятия.
Гарантировать реализацию продукции может только более высокий уровень ее качества по сравнению с конкурентами. При разработке конкурентоспособной продукции изготовитель должен ориентироваться не на абстрактный лучший образец, а на оценку всех факторов, определяющих качество товара. Потребитель приобретает на рынке среди аналогичных товаров только тот, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребности.
Товар может быть признан пригодным для удовлетворения потребностей потребителя в том случае, если он обладает необходимым набором параметров (показателей) качества. Поэтому изготовитель перед выходом на рынок обязан определить, в какой мере его продукция соответствует требованиям потребителей по сравнению с продукцией конкурентов, т. е. оценить уровень ее качества.