Грузия – Южная Осетия: история формирования конфликтных отношений




Зона грузино-осетинского конфликта по размерам территории едва ли не самая маленькая среди всех подобных конфликтов в мире и, безусловно, наименьшая на постсоветском пространстве. Территория бывшей Юго-Осетинской автономной области в составе Грузии всего 3,9 тыс. кв. км, численность населения без малого 100 тыс. человек, преимущественно осетин, но со значительной (30%!) грузинской общиной. Грузино-осетинский конфликт не имеет сколь-либо существенной конфессиональной составляющей. Стороны в конфликте в основном принадлежат к одной конфессии — православной.

В состав России Северная Осетия вошла в октябре 1774 г., Южная — в 1801 г. Однако, как считает, например, бывший президент Республики Северная Осетия — Алания А. Галазов, в составе России Осетия была единым образованием. [1]

После Великой Октябрьской социалистической революции осетины не признали власти независимой Грузинской Демократической Республики в 1917—1921 гг. и находились с нею в постоянном вооруженном противоборстве. С приходом Советской власти в апреле 1922 г. Осетия была разделена на Северную и Южную.

Проблема Северной и Южной Осетии началась, по мнению самих осетин, в годы Советской власти — в 20-е годы. Северная Осетия как автономная область в 1924 г. вошла в состав РСФСР, с 1936 г. она стала автономной республикой. Южная же Осетия 20 апреля 1922 г. вошла в состав Грузии в качестве Юго-Осетин­ской автономной области.

Отношения в «треугольнике» двух Осетий и Грузии были далеки от идиллии. Тем не менее сложившееся в течение десятилетий положение устраивало в общем его основных фигурантов и не вызывало больших трений. В 1988 г. Южной Осетии была отмечена вспышка брюшного тифа, давшая толчок к формированию национального движения осетин Юго-Осетинской автономной области Грузинской ССР «Адамон Ныхас» («Народная беседа»). На первых порах в «Адамон Ныхас» говорили о чисто экономических проблемах и требованиях. Однако разговор очень скоро вошел в русло национальной политики, так как югоосетинские исследователи выяснили из сравнения заработков и бюджетных расходов на душу населения более низкий уровень жизни в Южной Осетии по сравнению с остальной Грузией.

По мере того как в Грузии с середины 80-х годов стала набирать силу волна шовинизма по отношению к малым национальностям в ее составе, стихийное движение югоосетин за улучшение элементарных экономических условий жизни приобретало антигрузинский характер. «Грузинская печать, грузинские средства массовой информации, грузинская журналистская и околонаучная этнологическая и политологическая мысль, — по словам российского исследователя проблемы межэтнических отношений в бывшем СССР С.М. Червонной, — безусловно, несут определенную долю ответственности за обострение межнациональной напряженности, за распространение в менталитете национальных меньшинств (у осетин, абхазов, русских, армян, азербайджанцев, проживающих в Грузии, и у других народов) страха перед великогрузинским шовинизмом».[2]

Процессы нарастания националистических (в Цхвинвали) и шовинистических (в Тбилиси) настроений шли параллельно. В сентябре 1989 г., например, лидер партии Национальной независимости Грузии Ираклий Церетели заявил: «...Народ должен иметь свою автономию, если он представляет автохтонное население — ни абхазы, ни осетины не являются таковыми». Спустя месяц (10 ноября 1989 г.) Областной совет Юго-Осетинской автономной области принял решение о ее преобразовании в автономную республику в составе Грузинской ССР. Верховный Совет Грузинской ССР отменил это решение. В Цхинвали для проведения митинга в поддержку грузинского населения автономной области отправился многотысячный отряд представителей неформальных общественных организаций. 23 ноября 1989 г. этот отряд был остановлен вооруженными осетинами. Начались первые вооруженные столкновения, продолжавшиеся здесь до начала 1990 г.

С начала декабря 1990 г. конфликт вступил в новую фазу. 9 декабря были проведены выборы в Верховный Совет Юго-Осетинской автономной республики. 11 декабря председатель Верховного Совета Грузии 3. Гамсахурдиа добился принятия грузинским парламентом закона об упразднении Юго-Осетинской автономной области, что еще более обострило конфликт. 12 декабря в Цхинвальском и Джавском районах Южной Осетии было введено чрезвычайное положение.

Но это была только «разминка». Настоящее противостояние сторон началось после развала СССР, когда Тбилиси оказался «один на один» со своими «проблемными провинциями», к числу которых помимо Южной Осетии относились Абхазия, Аджария, Борчалы, Джавахетия.

Пик грузино-югоосетинского кон­фликта приходится отнюдь не на период пребывания у власти шовинистического режима 3. Гамсахурдиа. Наоборот, знаменитая осада Цхинвали частями грузинской национальной гвардии и спровоцировавший ее референдум 19 января 1992 г., на котором подавляющее большинство населения Южной Осетии высказалось за воссоединение с Северной Осетией, имели место уже после свержения 3. Гамсахурдиа 6 января 1992 г. Наиболее драматические события конфликта, таким образом, приходятся на период пребывания у власти Государственного Совета Грузии во главе с Т. Китовани, Д. Иоселиани, Т. Сигуа.

Как бы то ни было, но референдум в Южной Осетии и осада Цхинвали начались после того, как процесс выхода Грузии из Со­ветского Союза принял необратимый характер и это осознали широкие массы населения Южной Осетии.[3] Причем многие югоосетины выступили против ликвидации Советского Союза не по каким-то высоким политическим соображениям, а просто из опасения закрытия границы с Северной Осетией.

«Во время советской власти, — считает бывший в ту пору руководителем Северной Осетии А. Галазов, — проблема объединения Северной и Южной Осетии была не настолько болезненной, потому что был единый Советский Союз, и фактически границы между Россией и Грузией, между Северной и Южной Осетией существовали совершенно формально. После развала СССР проблема, конечно, обострилась. Был очень остро поставлен вопрос об объединении Северной и Южной Осетии».[4]

В это время, как признавали многие представители осетин как в Северной, так и в Южной Осетии, объединение обеих частей их нации в едином государственном образований было вряд ли возможно. Территориальная целостность современной Грузии единогласно признана международным сообществом, по их мнению, на расчленение Грузии не пойдет прежде всего Россия, в составе которой предлагалось образовать единый осетинский национальный очаг.

24 июня 1992 г. в Дагомысе (Сочи) состоялась встреча Б.Н. Ельцина с Э. Шеварднадзе, в результате которой было подписано Соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта. Статья 3 Соглашения предусматривала учреждение Смешанной контрольной комиссии вовлеченных в конфликт сторон и создание при ней «смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка».

14 июля 1992 г. началась миротворческая операция в Южной Осетии. В зону конфликта были введены российский батальон, а также грузинский и осетинский батальоны. Миротворческая акция в Южной Осетии позволила остановить кровопролитие, разъединить военные силы сторон и стабилизировать обстановку.

14 сентября 1993 года между Россией и Грузией было подписано межправительственное соглашение, согласно которому обе страны взяли на себя обязательства (их срок истек в 1997 г.) по финансированию восстановительных работ в зоне конфликта (Грузия — две трети затрат, Россия — одну треть). Выполнение этого соглашения натолкнулось на ряд трудностей, связанных с политико-экономическим кризисом, как в России, так и в Грузии. Это дало основание югоосетинской стороне утверждать, что если Россия выполнила весьма незначительную часть своих обязательств по данному соглашению, то Грузия не выполнила их совсем и саботирует подписание нового аналогичного соглашения.

Важнейшей вехой переговорного процесса стало подписание 16 мая 1996 г. в Кремле в присутствии Б.Н. Ельцина и Э. Шеварднадзе Меморандума о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия между сторонами в грузино-осетинском конфликте. Этот документ обозначил психологический перелом в процессе урегулирования. В международно-правовом плане признан этноним «Южная Осетия», что является актом исторической справедливости в отношении осетинского народа, но при этом не наносит ущерба принципу территориальной целостности Грузии.

Вместе с тем, как считают осетины, отсутствие в официальных документах политической оценки событий в Южной Осетии является серьезным препятствием в деле оздоровления межнациональных отношений. Оно дает возможность различным движениям и социальным силам в Грузии использовать те или иные документы в зависимости от своих прагматических интересов. В парламенте и в средствах информации Грузии до сих пор употребляются термины «так называемая Южная Осетия» или же другие грузинские наименования (например, Цхинвальский район и т.п.), что, безусловно, не способствует созданию атмосферы, благоприятствующей урегулированию.

Со своей стороны, лидеры Цхинвали должны были бы признать принцип территориальной целостности Грузии, что означает вхождение Южной Осетии в состав федеративного Грузинского государства на правах автономного образования, статус которого подлежит оформлению в ходе переговоров.

Вскоре после подписания Меморандума и грузино-югоосетинской встречи на высшем уровне со стороны Цхинвали были предприняты новые шаги по оформлению фактической независимости Южной Осетии. Под давлением радикальных националистических сил Верховный Совет Южной Осетии 13 сентября 1996 г. принял решение о введении поста президента, выборы которого назначил на 10 ноября 1996 г. Это решение вызвало болезненную реакцию Тбилиси, где оно было расценено как попытка искусственно завысить статус самопровозглашенного самообразования до завершения переговоров о политическом урегулировании конфликта.

Перед лицом столь резкого недовольства югоосетинское руководство поторопилось внести нотки успокоения в свои речи. В заявлении парламента Республики Южная Осетия было дано объяснение, что «необходимость перехода к новой политической форме управления продиктована исключительно стремлением усовершенствовать структуру власти в республике, привести ее в соответствие с новыми политическими, экономическими реалиями и ни в коей мере не связана с внешнеполитическими аспектами деятельности руководства Южной Осетии».[5]

Верховный Совет Южной Осетии подтвердил свою приверженность мирному урегулированию грузино-осетинского конфликта и заявил о недопустимости отхода от достигнутых договоренностей, заложенных в подписанном сторонами меморандуме.

Процесс мирного урегулирования конфликта в целом приобрел позитивную динамику. В марте 1997 г. в Москве состоялся первый раунд переговоров по полномасштабному урегулированию. Были подписаны Протокол Московской встречи, порядок работы делегаций и Совместное заявление о дальнейших мерах по восстановлению экономики и развитию в зоне конфликта. Состоялись встречи между президентом Грузии Э. Шеварднадзе и лидером Южной Осетии Л. Чибировым. Начался процесс организованного возвращения беженцев и вынужденно перемещенных лиц в места их постоянного проживания. Был подписан Протокол о взаимодействии правоохранительных органов сторон. В мае 1997 г. российская сторона выступила с инициативой заключения промежуточного документа — Соглашения об основах политико-правовых отношений между сторонами в грузино-осетинском конфликте. Переговоры по центральному вопросу урегулирования — о будущем статусе Южной Осетии — ведутся на основе этого документа.

В конце 90-х гг. югоосетинская сторона достаточно реалистически оценивала свои возможности в переговорном торге относительно будущего статуса Южной Осетии в составе единой Грузии. Не случайно, например, осенью 1999 г. в Цхинвали имели место высказывания о приемлемости для югоосетинской стороны предложений, выработанных ОБСЕ для Нагорного Карабаха, в качестве базы для определения будущего статуса Южной Осетии в составе Грузии. Это равносильно признанию югоосетинскими лидерами принципа территориальной целостности Грузии.

С 1992 г. территория фактически не подчиняется Грузии, хотя номинально входит в ее состав. Президент Грузии Михаил Саакашвили поклялся вернуть сепаратистский регион под контроль Тбилиси.Международные аналитики рассматривают осетинский конфликт в более широком смысле как противостояние Запада и России. И Грузия, которую поддерживает США не в последнюю очередь ради строительства транзитного нефтепровода, и Россия усиливают свое военное присутствие в регионе.В настоящее время 10-километровую границу контролируют грузинские, осетинские и российские миротворцы. Местные жители утверждают, что их деревни отстреливаются каждую ночь. Обе стороны обвиняют в этом друг друга.
12.11.2006 проведен референдум о присоединении Южной Осетии к Северной. ЦИК Южной Осетии готовится объявить окончательные итоги голосования по выборам главы республики и референдуму о независимости. По информации ЦИК, 99% избирателей высказались за независимость Южной Осетии, 98% - поддержали действующего президента на выборах главы государства.


[1] https://www.grazhdanin.com/grazhdanin.phtml?var=Vipuski/2004/5/statya13&number=?5%C2%A02004%D0%B3

 

[2] https://www.grazhdanin.com/grazhdanin.phtml?var=Vipuski/2004/5/statya13&number=?5%C2%A02004%D0%B3

[3] https://www.grazhdanin.com/grazhdanin.phtml?var=Vipuski/2004/5/statya13&number=?5%C2%A02004%D0%B3

[4] Там же

[5] https://www.grazhdanin.com/grazhdanin.phtml?var=Vipuski/2004/5/statya13&number=?5%C2%A02004%D0%B3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: