Язык художественного произведения




Художественный образ

1. Что означает понятие «художественный образ» (дать возможные определения: Л. С. Выготского, М. Н. Эпштейна, В. Е. Хализева, других исследователей); внутренняя структура образа.

2. Типология художественных образов.

3. Образ-деталь и его значение в литературном произведении.

4. Понятие «архетипа»; учение о коллективном бессознательном К. Г. Юнга.

Научная литература

Аверинцев С.С. Аналитическая психология К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // О современной буржуазной эстетике. Вып. 3. М., 1972.

Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. М., 1972.

Добин Е. Искусство детали. Наблюдения и анализ. Л., 1975.

Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.

Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М., 1994.

Эпштейн М.Н. Образ художественный // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

Юнг К.Г. О современных мифах. М., 1994.

Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

Художественные тексты

Набоков В.В. Возвращение Чорба; Сказка; Рождество.

 

 

Образ-характер. Психологизм в литературе.

1. Характер как форма изображения человека в литературе. Соотношение категорий: «характер», «тип», «персонаж».

2. Эволюция характера в процессе исторического развития литературы. (Изображение человека в античной литературе, в литературе Средневековья, Возрождения, в эпоху классицизма, романтизма, реализма, модернизма.)

3. Понятие психологизма в литературе.

4. Основные формы психологического изображения человека.

Научная литература

Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979. (гл. 1, 3);

Гинзбург Л.Я О психологической прозе. Л., 1971. (Введеие, гл. 3).

Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. М., 1988. Или: Есин А.Б. Психологизм // Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. М., 2000. С. 313 – 328.

Овсянико-Куликовский Д.Н. Этюды о творчестве Чехова // Овсянико-Куликовский Д.Н. Литературно-критические работы. В 2-х т. М., 1989. Т. 1. С. 459 – 519.

Тюпа В.И. Характер // Литературный энциклопедический словарь. М.,

1987.

Эткинд Е.Г. Внутренний человек и внешняя речь // Эткинд Е.Г. Психопоэтика. СПб., 2005.

Художественные тексты

Пушкин А.С. Евгений Онегин.

Чехов А.П. Скрипка Ротшильда.

 

Сюжет и композиция литературно-художественного произведения

1. Понятие сюжета, соотношение сюжета и фабулы.

2. Формирование сюжета: жизненный материал и художественный сюжет.

3. Конфликт. Основные элементы развития конфликта (сюжета). Своеобразие конфликта в эпосе, лирике и драме.

4. Композиция и ее основные элементы. Типы композиционных связей.

5. Специфика сюжетно-композиционной организации лирического произведения.

6. Сюжет и композиция как особая форма авторской концептуализации действительности.

Научная литература

Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. М., 1999.

Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.

Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений // Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975.

Кожинов В.В. Сюжет. Фабула. Композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Кн. 2. М., 1964.

Лотман Ю.М. Проблема поэтического сюжета // Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. С. 103 – 119; Идейная структура «Капитанской дочки» // Лотман Ю.М. Избр. ст. В 3-х т. Таллин, 1992. Т. 2. С. 416 – 429.

Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб., 2000.

Хализев В.Е. Композиция // Литературный энциклопедический словарь. М.. 1987.

Шкловский В.В. Книга о сюжете. М., 1981.

Художественные тексты

Чехов А.П. Черный монах.

 

Художественное время и пространство

1.Освоение художественной литературой явлений времени и пространства.

2. Образ времени и формы времени в литературе.

3. Единство временных и пространственных представлений в литературе. Понятие хронотопа.

4. Значение художественных времени и пространства в ценностной концепции действительности, созданной писателем.

Научная литература

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин. М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234 – 235; 391 – 392; 396 – 400.

Есин А.Б. Время и пространство // Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. М.. 2000. С. 47 – 62.

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

Роднянская И.Б. Художественное время и художественное пространство // Краткая литературная энциклопедия. Т. 9. С. 772 – 779.

Художественные тексты

Бродский И. 24 декабря 1971 года; «Я входил вместо дикого зверя в клетку…».

Шаламов В.Т. Ночью; Одиночный замер.

 

Язык художественного произведения

1. Понятие поэтической (художественной) речи, ее основные свойства.

2. Состав художественной речи: звуковой, лексический, синтаксический, ритмико-мелодический.

3. Тропы и их значение в структуре поэтического языка.

4. Художественное мышление м поэтическая речь.

Научная литература

Васильева А.Н. Художественная речь. М., 1983.

Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражении поэтического стиля // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1040. С. 124 – 197.

Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М., 1991.

Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.

Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970. С. 11 – 23.

Шапир М.И. Язык поэтический // Введение в литературоведение / Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. М.. 2000. С. 512 – 527.

Художественные тексты

Бабель И. Переход через Збруч; Солнце Италии; Мой первый гусь.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: