Художественный образ
1. Что означает понятие «художественный образ» (дать возможные определения: Л. С. Выготского, М. Н. Эпштейна, В. Е. Хализева, других исследователей); внутренняя структура образа.
2. Типология художественных образов.
3. Образ-деталь и его значение в литературном произведении.
4. Понятие «архетипа»; учение о коллективном бессознательном К. Г. Юнга.
Научная литература
Аверинцев С.С. Аналитическая психология К.Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // О современной буржуазной эстетике. Вып. 3. М., 1972.
Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания. Очерки по истории образа. М., 1972.
Добин Е. Искусство детали. Наблюдения и анализ. Л., 1975.
Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.
Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М., 1994.
Эпштейн М.Н. Образ художественный // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
Юнг К.Г. О современных мифах. М., 1994.
Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
Художественные тексты
Набоков В.В. Возвращение Чорба; Сказка; Рождество.
Образ-характер. Психологизм в литературе.
1. Характер как форма изображения человека в литературе. Соотношение категорий: «характер», «тип», «персонаж».
2. Эволюция характера в процессе исторического развития литературы. (Изображение человека в античной литературе, в литературе Средневековья, Возрождения, в эпоху классицизма, романтизма, реализма, модернизма.)
3. Понятие психологизма в литературе.
4. Основные формы психологического изображения человека.
Научная литература
Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979. (гл. 1, 3);
Гинзбург Л.Я О психологической прозе. Л., 1971. (Введеие, гл. 3).
Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. М., 1988. Или: Есин А.Б. Психологизм // Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. М., 2000. С. 313 – 328.
|
Овсянико-Куликовский Д.Н. Этюды о творчестве Чехова // Овсянико-Куликовский Д.Н. Литературно-критические работы. В 2-х т. М., 1989. Т. 1. С. 459 – 519.
Тюпа В.И. Характер // Литературный энциклопедический словарь. М.,
1987.
Эткинд Е.Г. Внутренний человек и внешняя речь // Эткинд Е.Г. Психопоэтика. СПб., 2005.
Художественные тексты
Пушкин А.С. Евгений Онегин.
Чехов А.П. Скрипка Ротшильда.
Сюжет и композиция литературно-художественного произведения
1. Понятие сюжета, соотношение сюжета и фабулы.
2. Формирование сюжета: жизненный материал и художественный сюжет.
3. Конфликт. Основные элементы развития конфликта (сюжета). Своеобразие конфликта в эпосе, лирике и драме.
4. Композиция и ее основные элементы. Типы композиционных связей.
5. Специфика сюжетно-композиционной организации лирического произведения.
6. Сюжет и композиция как особая форма авторской концептуализации действительности.
Научная литература
Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. М., 1999.
Веселовский А.Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.
Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений // Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975.
Кожинов В.В. Сюжет. Фабула. Композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Кн. 2. М., 1964.
Лотман Ю.М. Проблема поэтического сюжета // Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. С. 103 – 119; Идейная структура «Капитанской дочки» // Лотман Ю.М. Избр. ст. В 3-х т. Таллин, 1992. Т. 2. С. 416 – 429.
|
Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб., 2000.
Хализев В.Е. Композиция // Литературный энциклопедический словарь. М.. 1987.
Шкловский В.В. Книга о сюжете. М., 1981.
Художественные тексты
Чехов А.П. Черный монах.
Художественное время и пространство
1.Освоение художественной литературой явлений времени и пространства.
2. Образ времени и формы времени в литературе.
3. Единство временных и пространственных представлений в литературе. Понятие хронотопа.
4. Значение художественных времени и пространства в ценностной концепции действительности, созданной писателем.
Научная литература
Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин. М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234 – 235; 391 – 392; 396 – 400.
Есин А.Б. Время и пространство // Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. М.. 2000. С. 47 – 62.
Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.
Роднянская И.Б. Художественное время и художественное пространство // Краткая литературная энциклопедия. Т. 9. С. 772 – 779.
Художественные тексты
Бродский И. 24 декабря 1971 года; «Я входил вместо дикого зверя в клетку…».
Шаламов В.Т. Ночью; Одиночный замер.
Язык художественного произведения
1. Понятие поэтической (художественной) речи, ее основные свойства.
2. Состав художественной речи: звуковой, лексический, синтаксический, ритмико-мелодический.
3. Тропы и их значение в структуре поэтического языка.
4. Художественное мышление м поэтическая речь.
Научная литература
Васильева А.Н. Художественная речь. М., 1983.
Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражении поэтического стиля // Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1040. С. 124 – 197.
|
Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М., 1991.
Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.
Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970. С. 11 – 23.
Шапир М.И. Язык поэтический // Введение в литературоведение / Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. М.. 2000. С. 512 – 527.
Художественные тексты
Бабель И. Переход через Збруч; Солнце Италии; Мой первый гусь.