Аннотация
«Педагогика»
Цельосвоения дисциплины (модуля): теоретическая и практическая подготовка студентов к профессиональной педагогической деятельности.
Место дисциплины (модуля) в структуре основной профессиональной образовательной программы (ОПОП): дисциплина относится к базовой части блока Б1.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с результатами освоения ОПОП.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие:
общекультурных компетенций:
- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6).
общепрофессиональных компетенций:
- готовностью сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
- способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);
- готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);
- владением основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5).
профессиональных компетенций:
- способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);
- способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);
- способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4);
- способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5);
- готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);
- способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7);
- способностью проектировать образовательные программы (ПК-8);
- способностью проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся (ПК-9);
- способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10);
- способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
· сущность и назначение педагогики как науки, ее объект, задачи и функции;
· категориально-понятийный аппарат педагогики;
· место и роль педагогики в системе гуманитарных знаний и наук о человеке;
· ценностные основы профессиональной деятельности в области образования;
· правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования;
· сущность и структуру образовательных процессов;
· тенденции развития мирового историко-педагогического процесса; особенности современного этапа развития образования в мире;
· методологию педагогических исследований проблем образования;
· методы, структуру и логику педагогического исследования;
· сущностные характеристики педагогического процесса, процессов обучения, воспитания;
· теории и технологии обучения и воспитания, сопровождения субъектов педагогического процесса;
· различные подходы к конструированию содержания образования и многообразных образовательных программ;
· способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса; систему форм и методов обучения и воспитания;
· способы профессионального самопознания и саморазвития.
Уметь:
· системно анализировать и выбирать воспитательные и образовательные концепции;
· анализировать основные тенденции социально-педагогической практики;
· учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;
· использовать общенаучные, конкретно-научные методы для решения педагогических задач;
· конструировать содержания образования на разных ступенях обучения;
· учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности развития учащихся;
· проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специальным закономерностям и особенностям возрастного развития личности;
· организовать урочную и внеурочную деятельность обучающихся.
Владеть:
· способами пропаганды важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны;
· способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы);
· способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;
· способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений;
· способами проектной и инновационной деятельности в образовании;
· способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;
· способами совершенствования профессиональных знаний и умений.
Объем дисциплины (модуля) составляет 13 зачётных единиц (468 часов).
Семестры – 1, 2, 3, 4.
Формы контроля – зачёт (1 семестр), экзамен (2,4 семестр).
Основные разделы дисциплины:
1. Введение в педагогическую деятельность.
2. Общие основы педагогики.
3. Теория обучения.
4. Теория и методика воспитания.
5. Педагогические технологии.
6. История педагогики и образования.
7. Управление педагогическими системами. Нормативно-правовое обеспечение образования.
Авторы: Вяликова Галина Сергеевна, профессор кафедры педагогики, доктор педагогических наук.
Программа утверждена на заседании кафедры начального и дошкольного образования.
Протокол № от «» февраля 2016 г.
Зав. кафедрой начального
и дошкольного образования Т. Ю. Макашина
«» февраля 2016 г.