Источники финансирования инновационных проектов
1. Собственные средства. Занять у родственников, знакомых, друзей и близких. Преимущества – безвозмездный долг без обслуживания процентов по кредиту или же с низким процентом. Недостатки: знакомых с деньгами может и не обнаружиться, есть риск невозврата средств, что в дальнейшем вызывает усугубление отношений.
2. Привлечь акционеров (совместный бизнес). Преимущества: большой объем средств. Недостаток: тяжело убедить, нужен бизнес-план, теряется контроль фирмы.
3. Обратиться в банк. Недостатки:
1) могут отказать из-за различных факторов (отсутствие кредитной истории, низкий уровень официальной заработной платы);
2) высокие процентные ставки;
3) залоговое обременение и т.д.
4. Фонды, гранты. Особенности гос. финансирования: преимущества: безвозмездность; недостатки: высокий уровень конкуренции. Более подробнее о существующих фондах/грантах: https://www.rsci.ru/grants/fonds/
5. Венчурные организации, бизнес-ангелы и прочие инвесторы.
6. Институты развития. Внешэкономбанк. Примеры финансирования проектов:
Инвестиционный фонд "ВЭБ Инновации" инвестирует 60 млн руб. в проект частной космической компании "Даурия Аэроспейс" по созданию спутника дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) высокого разрешения "Аурига". Всего на создание космического аппарата "Даурия" потратит около 300 млн руб. В дальнейшем "Даурия" планирует производить такие спутники для сторонних заказчиков, а также создать группировку из 10 таких спутников, чтобы продавать полученные с них данные.
Сбербанк и ВЭБ инвестируют в производство летающих мотоциклов
Отечественная компания HoverSurf, разработчик первого в России летающего мотоцикла, назвала потенциальных инвесторов в запуск промышленного выпуска аппарата.
|
7. Краудфандинговые платформы. Kickstarter, IndieGoGo, RocketHub. Самыми заметными в России являются краудфандинговые площадки Boomstarter и Planeta.
8. ICO англ. Initial coin offering, (с англ. — «первичное предложение монет, первичное размещение монет») — форма привлечения инвестиций в виде продажи инвесторам фиксированного количества новых единиц криптовалют, полученных разовой или ускоренной эмиссией
9. Самостоятельный заработок капитала с использованием соцсетей. (реклама, посты, блоги, Yotube, донаты и т.д.).
1) Заработок на лайках, ссылках, отзывах или статусах. Для этой цели существуют специальные, так называемые, биржи социальных сетей, которые платят деньги за лайк, приглашение друзей в определенную группу, за отметки «мне нравится» и так далее.
2) Создание дополнительных приложений. Для этого способа заработать в социальных сетях также необходимы дополнительные навыки и умения (онлайн-игры, поздравительные открытки и др.).
3) SMM – раскрутка чужих брендов
4) Заработок в группах и сообществах путем размещения постов. Необходимое условие – наличие подписчиков.
5) Создание самобренда.
Методы и критерии оценки экономической эффективности инвестиционных проектов
Критерии оценки | Методы | |
Статистические | Динамические | |
Абсолютные | 1. Суммарный доход 2. Среднегодовой доход | 1. Интегральный экономический эффект 2. Годовой экономический эффект |
Относительные | Рентабельность | 1. Чистый дисконтированный доход 2. Индекс доходности 3. Внутренняя норма доходности |
Временные | Простой срок окупаемости инвестиций | Дисконтированный срок окупаемости инвестиций |
|
Среди динамических методов оценки экономической эффективности инвестиций в практике принятия инвестиционных решений наибольшее распространение получили те из них, в основе которых лежит определение целого ряда показателей (табл.1).
Таблица 1
п/п | Наименование показателя | Формула для расчета | |
1. | Чистый дисконтированный доход | (16) | |
2. | Индекс доходности | (17) | |
3. | Внутренняя норма доходности | (18) |
где - результаты, достигаемые на t -ом интервале планирования, руб.;
- инвестиционные и текущие затраты, осуществляемые в этот же период времени, руб.;
- текущие затраты (себестоимость продукции) без учета инвестиций, руб.;
– величина инвестиций, руб;
– внутренняя норма доходности;
- период планирования.