Одаренность как социально-педагогическое явление




Содержание

 

Введение ……………………………………………………………………………2-3

1.1 Одаренность как социально-педагогическая проблема...…………………….4-6

1.2 Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми…………...8-13

Заключение ………………………………………………………………………...14

Библиографический список..…………………………………..………………..15

Введение

 

Человеческое мышление, способность к творчеству – величайшие из даров природы. Даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одаренным принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Большинство ученых называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей, который в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают ему раскрыться. Благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить дар в выдающийся талант.

Проблема одаренности в настоящее время становится более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования.

Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм. Очень сложно перестроить систему образования, изменить отношение педагога к одаренному ребенку, снять барьеры, блокирующие его таланты.

По решению Всемирной организации здравоохранения одаренные дети входят в «группу риска» наряду с умственно отсталыми, малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Им необходимо особое воспитание, специальные, индивидуальные учебные программы, специально подготовленные учителя, специальные школы.

В теоретическом плане российская психология имеет свои серьезные накопления в области изучения способностей и одаренности. Такие ученые, как Б.М.Теплов и С.Л.Рубинштейн, многое прояснили в понимании именно индивидуальных различий по одаренности.

Хочется отметить работы известного психолога, доктора психологических наук Н.С.Лейтеса. В его работах по изучению психики одаренных детей рассматриваются способы выявления одаренных детей, проблемы их обучения и воспитания.

В последние годы Министерство образования Российской Федерации в рамках Федеральной программы «Одаренные дети» активно поддерживает психологические исследования в данной области и передовой опыт обучения и воспитания одаренных детей. В результате разработана, в частности, «Рабочая концепция одаренности» (под ред. Д.Б.Богоявленской и В.Д.Шадрикова).

В наше непростое время мы должны выявлять одаренных детей, развивать творческие способности, воспитывать быть личностью, не подавлять, не мешать реализовать свои возможности. Помимо того, что выявлять таких детей необходимо в дошкольном возрасте, «сопровождать», помогать в школьные годы, вести совместную работу с родителями, педагогами.

Одаренность как социально-педагогическое явление

При установлении основных понятий учения об одаренности наиболее удобно исходить из понятия способность.

В отечественной психологии многие авторы давали различные определения понятию «способность». Так Рубинштейн С.А. считал, что всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических качеств. Мы говорим об этих качествах как о способности человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.

Крутецкий В.А. дает такое определение: способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.

Различают общие умственные способности и специальные способности. Общие умственные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности; эти способности отвечают требованиям, которые предъявляют не одна, а целый ряд, широкий круг относительно родственных деятельностей. Специальные способности – это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определенной деятельности – музыкальной, художественно-изобразительной, математической, литературной, конструктивно-технической и т.д. Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развитие в виде задатков.

Задатки – некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обуславливают природные индивидуальные различия между людьми.

Между задатками и способностями очень большая дистанция; между одними и другими – весь путь развития личности.

Общую способность часто обозначают термином «одаренность». С понятием «одаренность» связывают не только высокий уровень «способностей», но и некоторую внутреннюю установку, направленность развивающейся личности.

Специалисты, работающие по проблемам детской одаренности, склонны учитывать неоднозначные понятия «одаренного ребенка», и связано такое положение с тем, что ребенок, который сегодня показывает феноменальные результаты по обучению и развитию творческих способностей, вполне может не показывать их в будущем.

Известный специалист в области детской одаренности Лейтес Н.С. выделяет три категории детей, которых в социально-педагогической практике обычно и принято именовать одаренными: дети с высоким IQ; дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности и дети с высокой креативностью.

Другой специалист в области психологии интеллекта Холодная М.А. утверждает, что следует выделять шесть категорий таких детей: «сообразительные», «блестящие ученики», «креативы», «компетентные», «талантливые», «мудрые».

Савенков А.И. различает лишь три категории одаренных детей. Первая категория одаренных, которую принято выделять, - дети с высокими показателями по уровню общей одаренности.

Вторая группа одаренных, на существование которых реагирует педагогическая практика, - дети достигшие успехов в каких-либо областях деятельности.

К третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одаренность»).

Среди определений понятия «одаренный ребенок» наиболее удачное содержится в тексте «Рабочей концепции одаренности»: «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».

Особенно высокий уровень одаренности обозначают понятиями «талант» и «гений».

 

Одним из важнейших условий реализации индивидуального подхода в построении педагогического процесса является дифференциация образо­вательных программ по отношению к одаренным детям. Для этого необхо­димо учитывать специфику их психического развития, познавательной активности, характер учебной деятельности. Прежде всего, ре­комендуется обращать внимание на повышенную любознательность (по­знавательную потребность) таких детей. Одаренным детям в большей сте­пени, чем их «нормальным» сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира.

Одна из основных характеристик одаренного ребенка – умственная (интеллектуальная) активность, а также сверхчувствительность к пробле­мам.

Не менее важными свойствами одаренности являются гибкость мыш­ления, высокая концентрация внимания, легкость генерирования идей, спо­собность к прогнозированию, выработке обобщенных стратегий на осно­ве выявления скрытых связей и отношений, познавательная самостоятель­ность как «способность к ситуативной и не стимулируемой деятельности», к постоянному углублению в проблему.

Поддержка одаренного ребенка — процесс сложный, требующий вы­сокого педагогического мастерства и личностной зрелости самого педаго­га. Дело в том, что педагогическая система по своей природе консерва­тивна, а одаренный ребенок склонен к нонконформистскому типу поведе­ния. Кроме того, учебный процесс воспринимается одаренными как слишком простой и однообразный, а потому скучный и неинтересный. Про­блему создают также личностные особенности одаренного ребенка — его эгоцентризм, свобода от общепринятых норм, стремление избежать ситуа­ций, требующих нормативного поведения и деятельности по образцу.

Специалисты, работающие по проблемам детской одаренности, склонны учитывать неоднозначное понятие «одаренный ребенок», и связано такое положение с тем, что ребенок, который сегодня показывает феноменальные результаты по обучению и развитию творческих способностей, вполне может не показывать их в будущем. Исходя из этого, в практической работе с одаренными детьми, следует использовать понятие «ребенок с признаками одаренности».

Признаки одаренности представляют собой «особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка:

- инструментальный (характеристика способов его деятельности);

- мотивационный (характеристика отношений ребенка к той или иной стороне действительности).

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка охарактеризо­ван как:

1. Наличие специфических стратегий деятельности, которые проявляются
в быстром освоении деятельности, высокой успешности ее выполнения, в ­
использовании и изобретении новых способов деятельности и выдвижения новых
целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом.

2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля
деятельности (все делают по-своему).

3. Высокая структурированность знаний.

4. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скоро­сти и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения с последующим резким изменением структуры знаний.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка характеризуется как:

1. Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторо­нам
предметной действительности, сопровождающаяся переживанием чувства
удовольствия.

2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям.

3. Чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом.

4. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности.

5. Предпочтение противоречивой и неопределенной информации.

6. Высокая критичность к результатам собственного труда.

7. Склонность ставить сверхтрудные цели.

8. Стремление к совершенству.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: