Введение
В условиях становления рыночной экономики в России роль предпринимателей как субъектов процесса динамического обновления экономического и социального реструктурирования общества значительно усиливается. Интерес к современным российским предпринимателям определяется, прежде всего, особой важностью их функций в обществе. Однако, предпринимательство в нашей стране все еще относится к мало изученным проблемам. Многое здесь остается еще не до конца ясным, сформулированным.
Важность и актуальность разработки этой темы связаны и с национально-историческими особенностями обстановки, в которой сейчас происходит становление предпринимательства. В обществе на протяжении многих лет само понятие "предпринимательство" носило негативный характер. Поэтому обществу придется приложить немалые усилия, чтобы, с одной стороны, раскрывать его позитивную роль в обеспечении благосостояния и прогрессивного развития общества, а с другой - помочь посредством научных рекомендаций способствовать искоренению различных негативных проявлений предпринимательской деятельности, из-за которых она отклоняется от своего социального предназначения, необходимого и полезного для общества, человека.
Специфика развития отечественного предпринимательства вызвана следующими причинами:
исторически быстрым и спонтанным ходом социально-экономических преобразований, определившим необходимость ускоренного формирования новых экономических отношений при незавершенности реорганизации их базисной основы
неспособностью государства к выполнению управляющей роли в процессах политического, административного и правового регулирования развитием предпринимательской деятельности; отсутствием социальной подготовленности широкого слоя людей, способной обеспечить их эффективную рыночную переориентацию,
|
формирование качественно новых моделей трудового поведения; - устойчивость стереотипов экономического поведения, сформированных в условиях всеобщего огосударствления собственности и административного централизма.
Глава 1. Определение сущности понятия предпринимательство
Строго говоря, термин предприниматель или, тем более, предприятие "без образования юридического лица" в каком-то смысле - юридический нонсенс, т.к. в классических нормах и категориях права предприятие это и есть юридическое лицо, тогда как физические лица (в экономических терминах - домохозяйства) реализуют в обществе не предпринимательские, а потребительские функции. Если физическое лицо помимо потребительских функций выполняет предпринимательские (поставляет товары или услуги на рынок), то это - уже предприятие (предпринимательство), сколько бы работников и какое количество часов там не трудилось (хотя и сам один хозяин три часа в неделю).
Однако в известном смысле, эти малые формы хозяйствования, лишенные нормального и традиционного для мировой практики юридического статуса, труднее реализуются как объекты целенаправленной политики налогового регулирования и стимулирования в позитивном смысле.
В имеющихся многочисленных научных и экспертно-аналитических разработках решение задач выхода российского малого бизнеса на качественно новый виток или этап развития обосновано адресуется государству и его специализированным органам. Разумеется, в отдельных случаях без таковой поддержки, особенно, в качестве мощного "стартового" механизма для малого бизнеса, не обойтись. Однако превращение факторов поддержки (а проще говоря, постоянной бюджетной подпитки) в необходимое и бесконечное условие выживаемости российского малого бизнеса в целом было бы крайне деконструктивно. Действительно, проведение государственной политики в области развития и поддержки малого предпринимательства продолжает сталкиваться со многими нерешенными проблемами, что снижает действенность осуществляемых мер и результативность привлекаемых для этого финансовых и иных ресурсов, в том числе, и в контексте стимулирования инвестиционной активности малого бизнеса. Недостаточно понимание того, что стабильное развитие малого предпринимательства, тем более, в реальном секторе, возможно только при условии общего оздоровления российской экономики и ее основы в виде крупных и крупнейших предприятий, которые, в свою очередь, должны получить реальные стимулы и финансовые ресурсы для активного кооперационного и иного взаимодействия с малым бизнесом. [1]
|