Основные этапы работы. Как слепить игрушку.




РЕФЕРАТ


по исследовательской работе

«Глиняная игрушка Воронежской губернии XVII века»

Название работы

«Рамонские игрушки потешки, свистульки»

 

 

Выполнила:воспитанница творческого объединения «Сувенир» Горожанкина Ксения(возраст – 05.03.2001г)  
Руководитель: педагог дополнительного образования Белова Любовь Михайловна

 

 

Пгт. Рамонь – 2015 год

 

 

 

Содержание
  Пояснительная записка  
  Объективная часть исследования  
  Основные этапы работы. Как слепить игрушку.  
  Влияние развития Воронежской губернии на материал форму изготовления игрушек.    
  Предназначение изделия  
  Вывод  
  Литература  
     
     

 

 

Пояснительная записка.

Моя исследовательская работа посвящена Рамонской игрушке. А все началось на занятии в творческом объединении «Сувенир», в котором я занимаюсь. На занятии мы знакомились с техникой лепки – лепили игрушки, меня заинтересовала история «Глиняная игрушка Воронежской губернии » и мне захотелось узнать больше о глиняных игрушках.
Мой педагог предложил мне участвовать в фестивале детского творчества «Мечтай! Исследуй! Дерзай!», но для этого нужно было больше знать о характерных особенностях игрушки, познакомиться с историей возникновения игрушек. И я решила провести свое исследование, для начала я выбрала объект исследования, актуальность исследования, поставила перед собой цель исследования, которая должна была достигнута в дальнейшей работе.


1. Объективная часть исследования.

Объектом моего исследования я выбрала Рамонскую глиняную игрушку.
Актуальностью исследования - глиняная игрушка в современности.

Если раньше в старину глина использовалась человеком в бытовых целях, из нее изготавливали посуду (горшки, тарелки), детские игрушки и сувениры, то в наше время глина и изделия из нее стали как видом декоративно -прикладного творчества, изучаемое детьми на занятиях в кружках.

Глиняные изделия используются как сувениры, подарки и все реже в быту. Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство нашегожилища.
Цель исследования - заинтересовать друзей и всех окружающих красотой народной глиняной игрушки.

В дальнейшей моей работе надо было решить определенные задачи:

Определить: Что такое глиняная игрушка?

Исследовать историю возникновения глиняной игрушки.

Изучить глиняную игрушку в современности.

Выяснить процесс изготовления глиняной игрушки.

Представить глиняную игрушку в моем создании.

Поиск информации: обратилась за помощью в районную библиотеку.

Нашла нужную информацию в Интернете.

Что такое глиняная игрушка?

В наше время – в мир прогрессивного развития технологий – многие ребята, сидя за компьютером, даже и не подозревают, что есть очень интересное занятие, которым увлекались наши предки много тысяч лет назад. Это лепка из глины.
Одним из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненным и народным является Игрушка. Традиции ремесла и искусства игрушки передавались из поколения в поколение. Игрушка близка к фольклору, она создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.
Если попросить вспомнить известные игрушки, то любой назовет дымковскую глиняную игрушку, обязательно каргопольскую игрушку, не забудут охлудневской и романовской игрушках, кожлянской и плешковской. Но никто не назовет Воронежскую игрушку. Хотя это и неудивительно, ведь её сложно найти на выставках художественных промыслов, в галереях и арт - салонах, в продаже.
Несмотря на это, такая глиняная игрушка существовала, с присущими ей сюжетами, своеобразными орнаментами и формами. К настоящему времени по всей территории Воронежской области найдены 43 игрушки и их фрагменты. Это птички-свистульки и игрушки среднего размера: конь, баран, утка, барыни, дудки и т.д. Это говорит о том, что игрушка изготовлялась локально, но не стала промыслом. Но она была! В статье коллекционера Н. Валукинского "Глиняные игрушки" за 1925 год представлена некая информация об исследованиях игрушки в Воронежской губернии: "В 1913 году удалось найти коллекцию игрушек чрезвычайно содержательных. Одна из них изображала пахаря за сохой, вторая – странника, третья – гончара за станком. Лучше всего выглядела барыня, из животных интересен олень, козел, корова, бык. Краски самые разнородные и удачно подобраны".
В альбоме И.Я. Богуславской "Русская глиняная игрушка" показаны две удивительные "воронежские барыни" в знаменитых и ни на какие другие промыслы не похожих головных уборах, условно называемых "капоры", со спирально закрученными концами, их еще называют "селезнёвы кудри", т.к. перья из хвоста "косявчатого" селезня, а спирали – это знаки жизненной силы, плодородия, союза земли и воды.
Одним из наиболее развитых центров керамического производства в Воронежской губернии в XVII веке и до второй половины XX века считалось село Карачун под Рамонью. В то время множество сельских дворов целыми семьями занимались гончарным промыслом, изготавливая изделия из местного сырья. Чего только не производили гончары Карачуна, снабжая воронежские, задонские и елецкие рынки своей звонкой посудой, кирпичом и дымовыми трубами. А еще игрушками для детворы – переливчатыми трелями свистулек и грохотом погремушек, глиняными лошадками и барынями. Сегодня, к сожалению, производство ушло в прошлое. Но живут и работают мастера, возрождающие на свет глиняную карачунскую игрушку.

Основные этапы работы. Как слепить игрушку.

Для изготовления свистульки нужна глина, палочки - проколки разного размера, нож, тряпочка и емкость с водой.
Высушить глину, удалить из нее камешки, былинки, крупные песчинки. М Можно размельчить комки и просеять через сито.
Замочить глину в воде до полного растворения. Хорошо перемешать и дать отстояться. Слить воду. Верхний слой крутой глины разложить на клеенке или дощечке, дать подсохнуть.
Хорошо вымесить, как тесто. Глина не должна приставать к рукам.
Поделить массу на две части: размером с яблоко и с теннисный шарик.
Больший комок раскатать, чтобы получился усеченный конус длиной с ладонь. Согнуть его ближе к центру под прямым углом: толстый конец - туловище, тонкий - шея. Кончик шеи загнуть - будет голова.
Вдоль шеи двумя пальцами защипать "гриву". На голове сформировать уши. На месте хвоста вытянуть мундштук для будущего свистка.
Меньший кусок глины раскатать в "колбаску" диаметром 2-2,5 сантиметра и разрезать пополам. Каждую часть прикрепить к туловищу снизу, чтобы получилось две пары ног. Загладить стыки. Тонкой палочкой обозначить глаза и рот.
Край "хвоста" отрезать, проколоть мундштук с задней стороны под углом 45 градусов круглой палочкой, чтобы в туловище образовалась камера свистка. Плоской палочкой проколоть отверстие от верхушки мундштука до камеры свистка (чтобы стек прошел насквозь). В игрушке должно получиться три дырочки: две в мундштуке, одна в боку.
Чтобы сделать пустотелую свистульку (на которой можно играть музыку), туловище формируют из лепешки, оборачивая ее вокруг пальца. Затем ее также прокалывают.
Отверстия можно сделать на второй день после лепки, когда изделие чуть затвердеет. При комнатной температуре сушить его надо около недели. Перед первым или вторым обжигом можно нанести поливу-глазурь. Глиняную свистульку обжигают в печке 6-8 часов при температуре 900-1000 градусов. Затем не менее 12 часов изделие должно остывать в той же печи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: