Влияние развития Воронежской губернии на материал форму изготовления игрушек.




Глиняные игрушки в прошлом были широко распространены на территории нынешней Воронежской области. Это вполне объяснимо: была потребность в подобных изделиях, имелось сырье, сохранялись древние истоки местных традиций гончарства. Природа проявила щедрость в отношении воронежских землепашцев. Местные черноземы позволяли во многих местах получать сравнительно хорошие урожаи. Нечасто люди отвлекались от своего основного занятия.
К их числу можно отнести увлечение гончарством в селе Карачун Рамонского района Воронежской области. Здесь многие семьи занимались изготовлением посуды и игрушек. Село Карачун Рамонского района, давшее имя игрушкам, славилось своей глиной и гончарным промыслом уже с XVII века, когда здесь образовался Карачунский Владимирский монастырь. Считается, что именно монахи зародили гончарное производство, которое вскоре определило род занятий местных жителей. Но набеги крымских татар в 1659 году уничтожили монастырь, сожгли жилища и разорили все без остатка.
Среди мастеров карачунского гончарного промысла фамилия Лямзиных известна больше всего. Василий Иванович Лямзин, отдавший ремеслу 50 лет, сам добывал глину и создавал керамические шедевры. Наряду с игрушечными лошадками, оленями, собачками, птичками и посудой, Василий Иванович придумывал своих кукол или "баб". Их он вытягивал на гончарном круге подобно тому, как делал горшки и чашки. Потому и вид у них был необычный: круглая голова, кувшинообразное туловище, руки – словно ручки у горшка. Карачунская игрушка поливная, без всяких рисунков и орнаментов, в ней нет ничего лишнего.
Свистульки - потешки для малышей лепили между делом, с натуры. Выходили похожие на кувшины с ручками бабы, ржавого цвета кони и коровы, поросята и собаки; совсем не гладкие, а наоборот, грубые, с отпечатками пальцев мастера и небрежно нанесенной зеленоватого цвета глазурью из смеси мазута и порошка свинца. Несколько таких игрушек хранятся в Музее игрушек в Сергиевом Посаде.
Он долгие годы проработал в местном филиале Рамонской фабрики художественной керамики. Сложен, труден и драматичен жизненный путь этого человека. Лямзин родился в 1929 году в семье потомственных карачунских гончаров, которая была раскулачена спустя четыре года. Семья лишилась практически всего. Власти отняли у нее даже собственную хату. Но потомственая тяга к гончарному делу не покидала членов семьи даже Б самые трудные годы. Она и определила дальнейший жизненный путь мастера. К самостоятельному гончарству В И. Лямзин приступил в пятнадцатилетнем возрасте, после смерти отца. С образованием в селе филиала рамонской фабрики художественной керамики стал работать в местном гончарном цехе и был вынужден заниматься выпуском ширпотреба. По иронии судьбы под крышей когда - то отнятого собственного дома мастер вместе с односельчанами штамповал глиняные плошки для теплиц. Прирожденный художник занимался не авторскими работами, а выпускал однообразную примитивную поточную продукцию. Жизнь складывалась так, что художественной керамикой он занимался лишь эпизодически.
Между делом он изготовлял и глиняные игрушки. При этом ситуация складывалась так, что поделки мастера уходили в чужие края, попадали даже за границу, но не оставались в родных местах
Игрушки В.И. Лямзина - особые. Они обусловлены мировосприятием автора. В них явно присутствует душевная ясность, чувство спокойствия, сложившегося и устоявшегося ритма крестьянской жизни. От предков мастер унаследовал ощущение незыблемости и гармонии мироздания. Оно осеняет и воспринятую им традицию преображать природную глину в степенные образы птиц, зверей и домашних животных. Жизненные потрясения не один раз касались судьбы игрушечника. А он продолжал создавать свои нехитрые, наивно - простые и на редкость спокойные и величавые глиняные потешки для детей. Образы глиняных игрушек Лямзина - это те животные, которые важны для человека, ощущающего себя связанным с окружающим миром. Поэтому гончара привлекает конь - верный друг и помощник человека, слуга жизнедающего светила, а также олень и баран - символы солнца. Часто изображает он и корову - надежную кормилицу крестьянской семьи, символ ееблагополучия.
Наряду с изображениями животных В.И. Лямзин вручную лепил любимые детворой свистульки, покрывая их при обжиге глазурью.
На гончарном круге мастер "вытягивал" глиняных кукол. Эти полые фигуры напоминали сосуды. Они были с большими головами, прилепленными руками и широкими колоколами юбок. Детали лица лишь намечались спичкой. По своей форме куклы были спокойны, устойчивы и плавны. Изображения фигур наполнены добротой и задумчивостью.
Привлекательна и кукольная посуда, выполненная мастером. Криночки, кувшинчики, горшочки в точности подобны большим сосудам. Изделия поражают своей соразмерностью и законченностью форм, отточенных многими поколениями карачунских гончаров Назначение посуды простое: играя с ней ребенок должен был постепенно, незаметно получать представления об окружающем мире, учиться взаимодействовать с ним.
Великого мастера уже нет в живых, но местным и воронежским керамистам удалось в свое время побывать у него в гостях в мастерской, посмотреть на процесс создания изделий. Своими воспоминаниями делится керамист М.И. Перепелицына: "В.И. Лямзин сел за круг и показал, как искусно вытягивает крынку. Все обратили внимание, что делал он все ловко. Шкурку свиную наматывал на палец, прикладывал к изделию и медленно поднимал глину к верху, разводил ее с помощью шкурки, и получалась очень гладкая поверхность. Затем брал проволоку и срезал изделие. У него все было отработано, чувствовался навык, как будто руки сами все делали. В.И. Лямзин был также замечательным мастером, у которого лучше всего получался свисток ". Всех гостей мастер щедро одаривал своими игрушками, так что его свистульки можно увидеть не только в фондах музеев России, но и в частных коллекциях.
Сегодня в Рамони живут последователи Лямзина: Галина Ивановна Котельникова и Людмила Викторовна Дедова. Увлекшись лепкой игрушек, они продолжили дело великого мастера, и по сей день берегут древние гончарные традиции. Конечно, их игрушки немного отличаются от карачунских, в художественный облик этих игрушек мастерицы привнесли много нового, интересного и самобытного.

Предназначение изделия.


Конец XIX – начало XX века ознаменовались невиданным расцветом искусства: появись новые стили, материалы, идеи. Гипсовая скульптура, фабричный фарфор выглядели более современно, да и стоили дешевле. «Простонародное» постепенно ушло в небытие. Подобно многим крестьянским промыслам, рамонская игрушка в то время окончательно утратила связь со своим прошлым, превратившись в сувенир - безделушку, казавшуюся случайно занесенным в наше время из иных земель.
Тем не менее, рамонская игрушка, привлекая детей и взрослых своей веселой пестротой, становилась более популярной. Ее изготовление стало классическим элементом образовательной программы в образовательных учреждениях. Творчество рамонских мастеров, среди которых есть обладатели правительственных наград, выданных за художественные заслуги, остается по - прежнему востребованным, организуются выставки и конкурсы, появляются новые мастерские. Жесткая заданность сюжетов и форм ограничение, наложенное сувенирным стилем в то же время позволило сохранить традиции в почти неизмененном виде.
Воплощая собой языческое мировоззрение, она может служить неисчерпаемым источником вдохновения для творческого человека.

Итак, в Воронежской области создают Центр рамонской керамики и карачунской глиняной игрушки. Проект по созданию Центра по сохранению и развитию традиционной рамонской керамики и карачунской глиняной игрушки, представленный коллективом во главе с В.А.Дедовым, получил грант от Правительства Воронежской области.
Рамонский район Воронежской области издавна являлся местом керамического ремесла. Село Карачун, давшее имя игрушкам, славилось глиной и гончарным промыслом с 17-го века. А в 1930-х годах здесь открыли гончарный цех, работники которого продолжали традиции предков и занимались выпуском глиняной посуды. В 60-е годы традиции Карачунского промысла продолжила Рамонская фабрика художественной керамики. Ее изделия были широко известны в России и за рубежом как продукция народного художественного промысла России.
К сожалению, фабрику закрыли, и существует большая вероятность утраты традиционного для Рамонского района художественного промысла.
Технология изготовления карачунской глиняной игрушки включена в Реестр нематериального культурного наследия народов России. В настоящее время ей владеют всего два человека – Народный мастер Воронежской области Котельникова Галина Ивановна и ее ученица, лауреат Премии имени Василия Кубанева, Дедова Людмила Викторовна.
В Рамонском районе традиционно проводится Фестиваль «Игрушка-говорушка», основным фактором к возникновению которого стала карачунская глиняная игрушка. Однако необходимо принятие серьезных мер по сохранению и развитию традиции изготовления игрушек.
Музей керамики, открытый на территории бывшей фабрики, проводя экскурсии, выполняет лишь демонстрационную функцию, а важно, чтобы работали люди, передающие свои умения ученикам.
Открытие центра позволит решить ряд задач по сохранению и развитию традиционной рамонской керамики и карачунской глиняной игрушки. Проектом центра предусмотрены создание Интернет - сайта, сбор информационных материалов и восстановление производства, представление воронежских традиций на общероссийских, региональных выставках и фестивалях народного творчества, мастер - классы и обучение, экскурсии на базе творческого центра, развитие производства и продажа продукции с целью обеспечения самофинансирования.
В настоящее время участники проекта располагают мастерскими, печами для обжига керамики, ножным гончарным кругом, ручным инструментом и приспособлением. Имеющееся оборудование мастерских позволяет производить продукцию в единичных экземплярах.
В рамках проекта планируется приобрести глиномялку и электрический гончарный станок, мебель для организации мастер - классов.
Реализация проекта будет способствовать сохранению ремесла, позволит создать собственную школу мастеров, поднять престиж Воронежской области и Рамонского района в сфере культуры.

 

 

Вывод.

В заключении я задаю себе вопросы: «Чем для меня была полезная эта работа?» «Чему она научила?»
Во - первых, я узнала много нового, интересного и полезного. Эта тема меня заинтересовала давно, я часто задавала себе вопросы, на которые получила ответы в результате работы над этой темой. Мне было трубно, но я старалась находить и выделять главное в огромном мире информации. Я думаю, если у меня не все получилось, это не страшно, ведь я только учусь.
Что же дала мне эта работа? Я научилась сравнивать, анализировать, лепит игрушку, при этом рассматривая её со всех сторон. Хочу отметить, что приобрела опыт работы по исследовательской деятельности.
Трудности: я делаю первые шаги в этом виде учебной деятельности, поэтому было сложно собирать свои мысли воедино, делать соответствующие выводы.
Итак, о рамонской игрушке я узнала очень много. Не только, как и из какого материала, по каким правилам ее изготавливают, но и многое другое о истории создания и о современном ее предназначении.
Я считаю, что это исследование во многом пополнило мои знания. Для меня работа была интересной, увлекательной. Я не только много узнала, но и в результате своих исследований научилась делать рамонскую игрушку.

 

 

Литература.
  Аракчеев Ю.С., Хайлов Л.М. Чудеса из глины. М., 2000. – с. 72.  
  Агапова, И., Давыдова, М. Забавные игрушки из природных материалов. – М., 2007, – с. 255  
  В.С. Горичева. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина - «Академия развития», 1998г.  
  Гульяни Э.Л., Базик, И.Я. Что можно сделать из природного материала. - М., Просвещение., 1984. – с. 48 Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В.,  
  Использование интернет ресурсов.  
  Пантелеева Л.В. Декоративное искусство – детям. М., 1996. – с. 128.  
  Чудо – Кони, чудо - птицы, Г. Блинов. Рассказы о русской народной игрушке. Москва «Детская литература» 1977 г    
     
     

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: