Б) Современная Республика Арцах (Быв. НКР)




Современная НКР (Нагорно-Карабахская Республика) - это динамично развивающаяся страна, у которой есть все необходимое для того, чтобы считать себя государством. У Республики Арцах своя конституция, руководство, армия. Армия - гарант безопасности и мира в регионе.

Референдум по вопросу независимости Нагорного Карабаха от Азербайджана, который прошёл 10 декабря 1991 года. Проходил на территории бывшей Нагорно-Карабахской Автономной Области, прилегающего Шаумяновского района и части территории Ханларского района Азербайджанской ССР. 99,9% голосующих проголосовали за независимость Арцаха. После того, как Верховный Совет Азербайджана 30 августа 1991 г. принял Декларацию о восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики как правопреемницы Азербайджанской демократической республики, существовавшей с 1918 по 1920 г. Как уже отмечалось в предыдущих главах данной работы, Арцах никогда не входил в состав Азербайджанской демократической Республики.[70] АДР получила отказ Лиги наций на вступление в эту организацию,[71] и покинула историческую сцену, так и не обретя признанные границы.

Кроме того, не продолжалось нарушение закрепленного в Конституции СССР статуса Нагорно-Карабахской автономной области: «Верховный Совет Азербайджанской Республики 26 ноября 1991 года принял постановление «О ликвидации Нагорно-Карабахской автономной области», нарушив тем самым статьи 86 и 87 Конституции СССР и условие, согласно которому Арцах был передан Азербайджанской ССР. [72] Есть ряд причин, исходя из которых, Арцах не может быть в составе Азербайджана.

 

1. Арцах никогда не был в составе Азербайджанской республики, а передача Азербайджанской ССР незаконна и лишена международного права.

В юридическом понимании в 1991 году АР вышла из СССР без Нахичевани и Нагорного Карабаха, так как они не были частью государства, правопреемницей которого она стала. АР в 1991 году не имела юридического права провозглашать свою независимость в границах АзССР, вследствие отказа от ее правопреемства.

2. В частности «Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций», аналогом этого можно считать Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

— Хельсинкском Заключительном акте 1975 года, Итоговом документе Венской встречи 1986 года, документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года и других международно-правовых актах.[73]

3. С точки зрения правовых оснований проблемы ни одна пядь территорий АР не оккупирована со стороны НКР. Наоборот, именно Азербайджанской Республикой оккупирована территории, к которым она никакого юридического отношения не имеет. Это центральные и северные районы Нагорного Карабаха, которые вопреки постановлению Кавбюро РКП(б) не были включены в пределы АОНК (НКАО).

 

4. В 1920 году бывшая Азербайджанская Советская Социалистическая Республика была создана как не национальная, а интернациональная (в документах двадцатых годов употреблялся также термин – вненациональная) республика, которая до тридцатых годов не имела титульной нации, и в этом качестве она была единственной среди советских республик. Армянский народ Восточного Закавказья рассматривался как один из основателей этой не национальной (вненациональной, интернациональной) советской республики. Практически во всех касающихся национального характера АзССР документах двадцатых годов подчеркивается, что АзССР образована как советская республика мусульман и армян, как их общее государство. Это отражено и в политической мотивации решения Кавбюро РКП(б), текст которого начинается со слов: “Исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами…”.[74]

В 1998 году Минская группа ОБСЕ обратилась к идее общего государства, однако получила резкий отказ от Баку.

 

5. На политическое требование народа НК о воссоединении с Арменией в феврале 1988 года Баку ответил сумгаитским погромом. Затем последовали акты массового насилия и погромов в Кировабаде, Шуши, Баку и в других городах республики с армянским населением. На протяжении всего XX века и, особенно в годы распада СССР политика в отношении армян Азербайджана была, по сути, той же политической линией турецких преступлений начала века против человечества. Все это до сих пор не получило адекватной международной оценки. Более того, случившееся замалчивается и подвергается забвению. У народа Арцаха нет уверенности в том, что подобное не повторится. В апреле 2016 года солдаты армии Азербайджана вошли в село Талыш Республики Арцах, убили стариков, которые не успели покинуть свои дома. В Мартунийском районе Арцаха были убиты дети, были до основания разрушены дома в селах Талыш и Мадагис в городе Мардакерт и прилегающих ему селах.

В феврале 2017 года в НКР прошли выборы для смены конституций. Согласно новой Конституции, НКР был переименован в Республику Арцах. Население республики чуть больше 151 000 человек. В стране действуют школы и ВУЗы. Страна развивается динамично и согласно отчетам «Freedom House» демократия в Арцахе выше, чем в Азербайджане. Несмотря на все препятствия Азербайджана, туризм в Арцахе развивается. В экономику Арцаха продолжают поступать инвестиции из других стран, в том числе из США, России и стран ЕС. Де факто признание Республики Арцах уже реальность. По словам Министра Иностранных дел Армении, в 2017 году международное признание республики наберет новый оборот и есть сведение, что она будет признана другими государствами. И после этого стоит вопрос, нужна ли автономия народу Арцаха, в составе Азербайджана, в том случае, когда по всем показателям Арцах стоит выше Азербайджана?

Заключение

 

В данной работе был рассмотрен вопрос Карабахского конфликта с точки зрения исторических и правовых спектров. Исходя из всего представленного, можно уверенно сказать:

 

1. Исторический факт. Республика Арцах является правопреемником независимых или полунезависимых государственных образований, таких как Мелики Арцаха, Хаченское княжество, НКАО и др.

 

2. Республика Арцах не имеет никакого отношения с территориальной целостностью Азербайджанской Республики, ибо:

 

а) Не существует такого международного договора, где четко обозначены границы Азербайджана и куда входит Арцах;

 

б) В состав АДР никогда не входил Арцах, правопреемником которой является Азербайджанская Республика.

 

в) Передача Арцаха Азербайджанской ССР незаконно и не имеет правовых оснований, с другой стороны, так как Азербайджан отказался от правопреемства Азербайджанской ССР и объявил, что 70 лет это ничто иное, чем оккупация страны, то решать границы Азербайджана исходя от границ Азербайджанской ССР большая ошибка.

 

Из этого вытекают следующие вопросы:

А) По какой норме международного права принцип территориальной целостности применяется к государствам с нелегитимными границами, то есть с территориями юридически им не принадлежащими?

 

Б) И почему Минская группа ОБСЕ, считает руководство Арцаха сепаратистами, если территория Арцаха юридически не является частью Азербайджана?

 

В) Почему не существуют правовые документы, касающиеся Карабахского конфликта?

 

3. Народ Арцаха провозгласил независимость своей страны и воспользовался правом на самоопределение. Здесь рождается вопрос, ответ на который не смог дать никто: сколько раз народ должен проводить референдум, чтобы объявить о независимости своей страны? Народ Арцаха воспользовался этим правом в 1918-1920 гг., в 1921г. и в 1991г. Но, не один из них не признан.

Ныне Азербайджан предлагает широкую автономию Нагорному Карабаху. Но любые предложения Азербайджана не могут дать народу НКР то, что даст независимость. История доказывает это.

4. Самооборона народа Нагорного Карабаха была организована в соответствии со статьей 51 Устава ООН в ответ на вооруженную агрессию АР против Нагорно-Карабахской Республики, созданной в полном соответствии с законом. Нарушение же принципа «целостности территории» в применении к Азербайджанской Республике произошло в результате вынужденного отражения ее агрессии против Нагорно-Карабахской Республики, а также военного обустройства зон безопасности на территориях АР, отвоеванных у агрессора в процессе ликвидации его огневых точек и рубежей. Исходя из того, что Азербайджан не может обеспечить безопасность народа Арцаха и, так как Азербайджан не соблюдает ни один из уставов ООН, связанные с дружественными отношениями с другими государствами и народами, народ Арцаха просто не может жить в составе Азербайджана, исходя только из того, что президент Азербайджана обещал широкую автономию и безопасность.

Для решения конфликта и достижения мира в этом регионе в 1992-1994 годах были задействованы все возможные средства. Начиная от давления на государства, заканчивая резолюцией ООН. Достигнутые соглашения и требования резолюции ООН о немедленном прекращении огня нарушались, во всех случаях Азербайджан, который в итоге терял территории. Понимая опасность потерь, второго по величине города Азербайджана, Гянджи, ибо Армия Обороны НКР закрыла все дороги, ведущие в город и готовилась к наступлению на город Тартар, а после и на Гянджу президент Азербайджана обратился к России с просьбой вмешаться и остановить военные действие. 12 мая 2016г. в Бишкеке стороны подписали соглашение о прекращении огня. После этого свою работу начали посредники Минской группы ОБСЕ для достижения полного мира и подписания мирного договора. Все предложения Минской группы блокируются Азербайджаном. И мирный период рассматривается, как время для подготовки армии на войну. В апреле 2016 года Азербайджанские войска начали операцию на Арцах, которая должна была закончиться в столице Арцаха. Операция закончилась тем, что Армия Обороны НКР отрезала передвижение азербайджанских войск и, когда готовилось контрнаступление на город Тартар, президент Азербайджана Ильхам Алиев обратился к президенту России для прекращения огня. Все разговоры и предложения Минской группы блокируются, ибо все они связаны с передачей территории. Именно поэтому я предлагаю решить этот вопрос другим путем:

 

1. Экономическая разблокировка Армении и Арцаха. С другой стороны Азербайджана и Нахиджевана. Подписание экономических соглашений и сотрудничество, которое приведет к тому, что народы этих трех государств будут вести переговоры, что приведет к снижению вражеских настроений.

 

2. Дипломатические связи между этими государствами без рассмотрения границ, оставляя данный вопрос до тех пор, пока риск войны будет велик.

 

3. Прекращения вооружения сторон. Армения ныне единственное государство, кроме России, в вооружении которого стоят ракетные комплексы Искандер. Эти ракеты в силах достигуть всех точек в Азербайджане, в том числе и нефтяных вышек, Мингечевирского водохранилища. А так же РЗСО Смерч, С-300, Р-17 (Скад) и так далее. В Баку же грозятся бомбить Ереван. Такими темпами война снова возобновиться.

4. Передача культурного наследия каждого народа этому народу. Например, передать огромное количество армянских церквей во всех городах Азербайджана АЦЦ, мечети же в Арцаха Азербайджану. Чтобы не повторилось то, что было в Джуге, где были уничтожены более 1700 армянских средневековых хачкаров.

 

5. Соглашение о совместном использовании водных ресурсов, ибо согласно докладам к 2020 году в Азербайджане будет нехватка питьевой воды. А с другой стороны, обеспечения армянских государств дешевым топливом.

 

6. Совместные неэкономические, программы. Например, в инновационных технологиях, в сфере науки и так далее.

 

7. Предоставление коридора друг другу. Например, Арцах и Армению через Азербайджан в Россию, а Азербайджану через Армению и Арцах в Турцию. Использование железных дорог и туристических возможностей.

 

Есть больше сфер и средства сотрудничества. Нужно достичь мира максимум быстрее, ибо каждый день на границе этих государств гибнут юноши, которым не более 20 лет.

Нагорно-Карабахский вооруженный конфликт может и должен быть урегулирован исключительно мирными средствами. Это не только моральное и политическое требование, но и международно-правовой императив. С точки зрения юридической стороны, данный конфликт предлагаю решить следующим путем:

1. Решение конфликта должно базироваться на праве народа на самоопределение и, так как не существуют признанных границ, то и о территориальной целостности речи идти не может. Право народа на самоопределение относится к числу неотъемлемых и не погашаемых прав народа, оно не может быть отменено государством и, следовательно, не может ставиться в зависимость от действий государства, от его согласия — явного или молчаливого. Даже формальное признание одним государством факта осуществления другим государством суверенитета над определенной территорией не может лишить народ, населяющий эту территорию, неотъемлемого права свободного выбора своего политического статуса.

 

2. Ликвидация последствий незаконного акта Кавбюро ЦК РКП(б) о передаче Азербайджану Нагорного Карабаха с условием введения «широкой автономии» с центром в городе Шуши; возвращение к статусу Нагорного Карабаха как спорная территория.

 

3. Так как Азербайджан является правопреемником АДР, в которую не входил Карабах, то решать границу Армении и Азербайджана исходя из демографических показателей 1918 года. Территории с преимущественно армянским населением передать Армении, а закавказскими татарами, ныне азербайджанцами, Азербайджану.

 

4. Подписать трехсторонний мирный договор, между Арменией, Азербайджаном и Арцахом. Признать независимость и территориальную целостность Арцаха и Азербайджана.

Проводя исследования по данной теме, мне удалось достичь ту цель, которая была поставлена изначально, а именно «анализ правовых основ территории Арцаха (НКР)». Также, были реализованы следующие задачи: статус НКР в составе СССР, борьба армян за право самоопределения, современная Республика Арцах (Быв. НКР).

Список использованной литературы

1. Нормативные акты

1. Резолюцию 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года.

2. [Mandate of the CoChairmen of the Conference on Nagorno-Karabakh under the auspices of OSCE («Minsk Group», Vienna, 23 March 1995, DOC.525/95).

3. Распоряжение Президента Азербайджанской Республики o помиловании Р.С.Сафарова

4. Резолюция 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года.

5. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. статья 1.

6. Документ пятого комитета Ассамблеи Лиги Наций 9 декабря 1920 года. Документ Ассамблеи 175.

7. Декларации о принципах международного права (от 24 октября 1970г.) в Лигу Наций. 9 декабря 1920 года. Документ Ассамблеи 175.

8. Указ Президиума Верховного Совета СССР “О введении особой формы управления в Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР от 12 января 1989г.

II. Монографии, учебники, учебные пособия:

9. А. П. Новосельцев «к вопросу о политической границе Армении и кавказской Албании в античный период».

10. Страбон, XI

11. Плиний, Естественная история VI.

12. Птолемей, География V.

13. Плутарх, Сравнительные жизнеописания, т. II, М., 1863 (Помпей, XXXIV).

14. П. М. Мурадян нагорный карабах с древних времен до 1917 г.

15. Фавстос Бузанд, История Армении V.

16. С. Т. Еремян, А. П. Новосельцев, К вопросу о политической границе Армении и Кавказской Албании в античный период — «-Кавказ и Византия», Ереван, 1979.

17. «Армянская География VII века по Р. Х (приписывавшаяся Моисею Хоренскому)». Пер. с др.-арм. и коммент. К. П. Патканова

18. Урхаеци М. Хроника. Вагаршапат, 1898 (на арм. яз.).

19. В. Ф. Минорский. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. — М.: Издательство восточной литературы, 1963.

20. Пер.: армянин Сахл сын Смбата, см.: Абу-л-Хасан 'Али ибн ал-Хусайн ибн 'Али ал-Масуди. Золотые копи и россыпи самоцветов (История Аббасидской династии 749—947 гг). М., 2002.

21. Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Под ред. Алаева Л. Б. — М.: Академкнига, 2003.

22. Константин Порфирородный, О церемониях Византийского двора, кн. II.

23. И. Орбели, Избранные труды, Ереван, 1963.

24. «Армяно-русские отношения в первой трети XVIII века», т. II, ч. II, Ереван, 1967.

25. Шараф-Хан ибн Шамсаддин Битлиси, Шариф-намэ, Перевод, предисловие, примечания и приложение Е. И. Васильевой, т. I, М., 1967.

26. АББАС-КУЛИ-АГА БАКИХАНОВ "ГЮЛИСТАН-И ИРАМ"

* Александр Макарович Худобашев. «Обозрение Армении в географическом, историческом и литературном отношениях».

27. Договоры России с Востоком, политические и торговые. Собрал и издал Т. Юзефович, СПб., 1869.

28. История Азербайджана, т. II, Баку, 1960.

29. Собрание актов, относящихся к истории образования армянского народа, т. I, М, 1833.

30. История армянского народа, т. V. Ереван, 1974.

31. Кавказский календарь, на 1849 г., Тифлис, 1948.

32. Отчет по главному управлению наместника кавказского..., Тифлис, 1873.

33. История армянского народа, т. VI, Ереван, 1981 (на арм. яз.).

34. Антон Деникин «Очерк русской смуты».

35. Сборник документов и материалов, под ред. М. Г. Нерсисяна, Ереван, Айастан, 1983.

36. Протокольная запись Совещания Министров Иностранных Дел и Послов, проходившего в кабинете Министра Иностранных Дел в МИДе Великобритании, Уайтхолл, S.W. 1, 27 февраля 1920, 18.00.

37. Айренатирутюн, право на Родину. Ара ПАПЯН.

38. Николай Барсегов «Нагорный Карабах в свете международного права» часть 2.

40. НКАО 50 лет в дружной советской семье (1923—1973), Степанакерт, 1973.

41. «Зеркало», 23.07.2002 г.

42. «Советский Карабах», 24.07.1988 г.

43. Ш. Мкртчян. Нагорный Карабах. Анатомия совершенного Азербайджаном геноцида. Степанакерт. Азат Арцах, 2003г.

44. Ш. Мкртчян. Указ. соч.,

45. Митюков М. «Предтеча конституционного правосудия: взгляды, проекты и институциональные предпосылки». М., 2006.

III. Публикации в периодических изданиях:

46. Газ. «Коммунист» (Ереван) 7 декабря. 1920 г.

47. Опубл. в журн.: «Вестник архивов Армении», 1989.

48. Газ. «Бакинский рабочий», 3 сентября 1991 г.

 

IV. Литература на иностранных языках:

49. Dexippi, Eunappi, Petri Paticii etc.. quere supersant, e rec. Jmm. Bekkeri et B. G. Niebuhrii C. F. Bonnae, 1829.

50. David Marshall Lang. Armenia: Cradle of Civilization, London, 1970, р. 287, Г. 51. Arnold J. Toynbee. Armenian Atrocities. The Murder of a Nation, N.Y. 1975.

52. Mevlan Zade Rifat. Turkiye inkilabinin ic yuzu, Halep, 1929.

53. Documents on British Foreign Policy, 1919-1939, First series, Vol.. 1919, London, H.M.S.O. 1947.

54. Documents on British. Foreign Policy. 1919-1939. First series. Vol., London, H.M.S.O. 1948.

55. Documents on British Foreign Policy. 1919-1939. First series. Vol. V. 1920 Chapter 1. Earlier proceedings of the First Conference of London, February 12 – March 10, 1920. London, 1958

56. Armenia. Political and Ethnic Boundaries. 1878–1948. A.L P. Burdett (ed.). Archive Editions. 1998.

 

Рубен СТЕПАНЯН

vk.com/bizimdiria vk.com/rubstepanyan

 


[1] [Mandate of the CoChairmen of the Conference on Nagorno-Karabakh under the auspices of OSCE («Minsk Group», Vienna, 23 March 1995, DOC.525/95).

[2] РГАСПИ, ф. 64, оп. 1, д. 1. л. 124. Заверенная копия; ЦПА ИМЛ, ф. 17.

[3] А. П. НОВОСЕЛЬЦЕВ «К ВОПРОСУ О ПОЛИТИЧЕСКОЙ ГРАНИЦЕ АРМЕНИИ И КАВКАЗСКОЙ АЛБАНИИ В АНТИЧНЫЙ ПЕРИОД»

[4] Страбон, XI, XIV, 4.

[5] Плиний, Естественная история, VI, XV, 39.

[6] Птолемей, География, V, XII, 1.

[7] Плутарх, Сравнительные жизнеописания, т. II, М., 1863 (Помпей, XXXIV).

[8] П. М. МУРАДЯН НАГОРНЫЙ КАРАБАХ С ДРЕВНИХ ВРЕМЕН ДО 1917 г.

[9] См. Птолемей, V, 12, I.

[10] См. Фавстос Бузанд, История Армении, V, XIII.

[11] См. Dexippi, Eunappi, Petri Paticii etc.. quere supersant, e rec. Jmm. Bekkeri et B. G. Niebuhrii C. F. Bonnae, 1829, s. 134-135

[12] См. С. Т. Еремян, указ. соч., с. 105, ср. А. П. Новосельцев, К вопросу о политической границе Армении и Кавказской Албании в античный период.— «-Кавказ и Византия», вып. 1, Ереван, 1979, с. 10—16.

[13] «Армянская География VII века по Р. Х (приписывавшаяся Моисею Хоренскому)». Пер. с др.-арм. и коммент. К. П. Патканова

[14] Урхаеци М. Хроника. Вагаршапат, 1898. С. 230 (на арм. яз.).

[15] В. Ф. Минорский. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. — М.: Издательство восточной литературы, 1963. — С. 30.

[16] Пер.: армянин Сахл сын Смбата, см.: Абу-л-Хасан 'Али ибн ал-Хусайн ибн 'Али ал-Масуди. Золотые копи и россыпи самоцветов (История Аббасидской династии 749—947 гг). М., 2002, стр., 262 (ср. также прим., 52)

[17] Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Под ред. Алаева Л. Б. — М.: Академкнига, 2003. — С. 197.:

[18] Константин Порфирородный, О церемониях Византийского двора, кн. II, л. 48.

[19] И. Орбели, Избранные труды, Ереван, 1963, с. 158.

[20] Шараф-Хан ибн Шамсаддин Битлиси, Шариф-намэ, Перевод, предисловие, примечания и приложение Е. И. Васильевой, т. I, М., 1967, с. 370.

[21] АББАС-КУЛИ-АГА БАКИХАНОВ "ГЮЛИСТАН-И ИРАМ"

[22] Александр Макарович Худобашев. «Обозрение Армении в географическом, историческом и литературном отношениях» Стр. 408-409

[23] Договоры России с Востоком, политические и торговые. Собрал и издал Т. Юзефович, СПб., 1869, с. 208—214.

[24] История армянского народа, т. V. Ереван, 1974, с. 209.

[25] Энтони Дженкинсон, Былые посещения и путешествия в Россию и Персию (Лондон: 1886), том 1, 131, 136

[26] Кавказский календарь, на 1849г., Тифлис, 1948 с.37-40

[27] Отчет по главному управлению наместника кавказского..., Тифлис, 1873, с. 49—50.

[28] История армянского народа, т. VI, Ереван, 1981, с. 15—16 (на арм. яз.).

[29] Антон Деникин «Очерк русской смуты»

[30] См. David Marshall Lang. Armenia: Cradle of Civilization, London, 1970, р. 287, Г. 3. Алиев. Турция в период правления младотурок, М., Наука, 1972, с. 276. См. Arnold J. Toynbee. Armenian Atrocities. The Murder of a Nation, N.Y. 1975.

[31] Mevlan Zade Rifat. Turkiye inkilabinin ic yuzu, Halep, 1929, s. 89-93, цитата по изданию Геноцид армян в Османской империи. Сборник документов и материалов, под ред. М. Г. Нерсисяна, Ереван, Айастан, 1983, сс. 408-412

[32] Documents on British Foreign Policy, 1919-1939, First series, Vol.. 1919, London, H.M.S.O. 1947, pp. 524-525.

[33] Достойно упоминания, что США никогда не признавали независимость первых республик Грузии и Азербайджана в отличие от независимости Первой Республики Армения, которая была признана 23 апреля 1920г. Это было обусловлено также тем обстоятельством, что 2 указанные республики, имея притязания в отношении территорий с армянским населением, попирали провозглашенный Вильсоном принцип самоопределения. (Papers Relating to Foreign Relations of the United States, 1920, v. III. Washington, 1936, p. 778; Lauterpacht H. Recognition in International Law. Cambridge, 1947, p. 11).

[34] Documents on British. Foreign Policy. 1919-1939. First series. Vol., London, H.M.S.O. 1948, p. 797.

[35] Протокольная запись Совещания Министров Иностранных Дел и Послов, проходившего в кабинете Министра Иностранных Дел в МИДе Великобритании, Уайтхолл, S.W. 1, 27 февраля 1920, 18.00. Сделана британским секретарем.

[36] Documents on British Foreign Policy. 1919-1939. First series. Vol. V. 1920 Chapter 1. Earlier proceedings of the First Conference of London, February 12 – March 10, 1920. London, 1958

[37] Севрский Мирный договор и Акты, подписанные в Лозанне/ Под ред. Ю. В. Ключникова и А. В. Сабанина. М.: Литиздат НКИД, 1927. С. 3, 5, 31, 32, 41-43, 67, 68. (Выделено нами. – Ю.Б.).

[38] Armenia. Political and Ethnic Boundaries. 1878–1948. A.L P. Burdett (ed.). Archive Editions. 1998. P. 728–732.

[39] Айренатирутюн, право на Родину. стр 46. Ара ПАПЯН

[40] * Brownlie I. Principles of Public International Law. Oxford, 5th ed., 2001, Glossary.«Еще раз о Границах Армении и Нагорного Карабаха» Ара ПАПЯН. АЗГ, 28 июня 2007г., с. 4

[41] Газ. «Коммунист» (Ереван) 7 декабря. 1920 г. Пер. с арм. Опубл. в журн.: «Вестник архивов Армении», 1989, № 2, док. № 1, с. 68.

[42] Николай БАРСЕГОВ «Нагорный Карабах в свете международного права» часть 2 стр 219. ЦПА ИМЛ, ф. 64, оп. 2, д. 1, л. 118. Там же, ф. 85, оп. 18, д. 58, л. 17. Копия. Машинопись. Опубл. в журн.: «Вестник архивов Армении», 1989 № 2, док. № 13, сс. 76–77.

[43] РГАСПИ, ф. 64, оп. 1, д. 1. л. 124. Заверенная копия; ЦПА ИМЛ, ф. 17, оп. 13, д. 384, л. 67. Заверенная копия этого же документа там же: ф. 85, оп. 18, д. 58, л. 18 Машинопись. Опубл. в журн.: «Вестник архивов Армении», 1989, № 2, д. 14, СС. 77-78.

[44] Из протокола заседания Пленума Кавбюро РКП(б) от 5 июля 1921г. “Вестник архивов Армении”, 1989, 2, док. 14, стр, 77-78.

[45] Николай БАРСЕГОВ «Нагорный Карабах в свете международного права» часть 2 стр 218

[46] Николай БАРСЕГОВ «Нагорный Карабах в свете международного права» часть 2 стр 218

[47] Николай БАРСЕГОВ «Нагорный Карабах в свете международного права» часть 2 стр 218

[48] Ара ПАПЯН «Айренатирутюн» «Статья 63. О какой оккупации речь?» стр 237

[49] НКАО 50 лет в дружной советской семье (1923—1973), Степанакерт, 1973, с. 11

[50] Всесоюзная перепись населения 1979 года. Городское и сельское население областей республик СССР (кроме РСФСР) по полу и национальности

[51] «Зеркало», 23.07.2002 г.

[52] «Советский Карабах», 24.07.1988 г.

[53] Ш. Мкртчян. Нагорный Карабах. Анатомия совершенного Азербайджаном геноцида. Степанакерт. Азат Арцах, 2003, стр. 148-149

[54] Ш. Мкртчян. Указ. соч., стр. 152-153

[55] ПААФ ИМЛ, ф. 1, оп. 25, д. 42. Письма из Арм. ССР, Груз. ССР, Нах. АССР, НКАО. Предложения и замечания трудящихся. Протокол заседания, № 61. 11 – 4133.

[56] Газ. «Советский Карабах» (Степанакерт), 21 февраля 1988 г

[57] Газ. «Бакинский рабочий» (Баку), 14 июня 1988 г.

[58] Газ. «Коммунист» (Ереван), 16 июня 1988 г.

[59] Газ. «Коммунист» (Ереван), 16 июня 1988 г.

[60] В.Кривопусков. Мятежный Карабах. Из дневника офицера МВД СССР. Изд. второе. М., 2007, стр. 213-231.

[61] В.Кривопусков. Мятежный Карабах. Из дневника офицера МВД СССР. Изд. второе. М., 2007, стр. 213-231.

[62] Газ. «Коммунист» (Ереван), № 40, 17 февраля 1990 г

[63] Нагорно-Карабахская Республика в свете международного права.

[64] Резолюция 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года

[65] Резолюция 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года

[66] Резолюция 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года.

[67] Распоряжение Президента Азербайджанской Республики o помиловании Р.С.Сафарова.

[68] Резолюцию 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года.

[69] Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. статья 1.

[70] https://m.youtube.com/watch?v=bYYYZ2eUsV0

[71] Газ. «Бакинский рабочий», 3 сентября 1991 г

[72] Документ пятого комитета Ассамблеи Лиги Наций, отклонившей просьбу Азербайджана о приеме в эту организацию из-за неурегулированности его территориальных споров с Арменией и Грузией.

[73] Митюков М. «Предтеча конституционного правосудия: взгляды, проекты и институциональные предпосылки». М., 2006, сс. 146-149. Опубл. также в сб.: «Статус Нагорного Карабаха в политико-правовых документах и материалах». Ереван, 1995 г., с. 82-84.

[74] Декларации о принципах международного права



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: