Вероника Максимовна
Анальная стадия развития
Г - 3г
на оральной стадии уже:
сформирован принцип реальности
опыт симбиоза с матерью
выделяет объекты
В анальной стадии:
Эрогенные зоны мигрируют в область ануса - меняются ощущения ребенка и отношения ребенка к фекалиям
Исследования Роуфа и Галенсона двухлетних детей
У детей чаще стали проявляться изменения в функционировании кишечника
Перед походом в туалет у ребенка меняется поведение
Изменения в поведении в процессе дефекации и при виде какашечек
Состояние эмоционального возбуждения, связанное с дефекацией
1. Изгоняющая стадия - максимум удовольствия от акта дефекации
2. Задерживающая (садистическая - Абрахам) - ребенок получает удовольствие от контроля сфинктера
Первый опыт столкновения со стыдом: то что приносит ребенку удовольствие - не соответствует социальным нормам.Поэтому на этой стадии зарождается ЭГО. До этого ребенок был сплошным ИД.
т.к. должна быть инстанция, которая решает проблему между "я хочу" и "нельзя"
Самый важный процесс на этой стадии - приучение к горшку.
Умение сдерживаться - первое столкновение с социальными правилами, с дисциплиной реальности.
Ребенок может реагировать:
- активным сопротивлением - нечистоплотность, копание в лужах и какашках
- образцовой послушностью
// запрет родителей = если ты будешь выполнять мои требования, я буду любить тебя дальше
Приобретается способность ЭГО к:
- самоконтролю
- к самоутверждению и отстаиванию своих прав
- к манипуляции окружающими
Закладывается проекция как защитный механизм. Основывается на процессе дефекации.
|
при травматизациях в виде:
- излишняя строгость родителей
- активное стыжение родителями
- полное попустительство
возникают
Особенности при фиксации на анальной стадии
Скупость/матовство, зажатость/расхлябанность, упрямство/полная уступчивость, пунктуальность/безалаберность
КОНТРОЛИРУЮ ЛИ Я СЕБЯ В УГОДУ ОБЩЕСТВЕННЫМ НОРМАМ ИЛИ НЕ КОНТРОЛИРУЮ?!
дисциплинированный - фиксированный на анальной стадии ребенок
ФАЛЛИЧЕСКАЯ СТАДИЯ
Лет
Интерес ребенка к генитальной зоне. Появляется возможность ребенка к мастурбации. (часто сталкивается с непониманием родителей, отвращением)
- Нарциссическая фаза - установление своей половой идентификации - исследование своих половых органов, появление знаний о том, что здесь возможна разрядка и эротическое удовольствие
- Эдипов комплекс - или комплекс Электры:
и мальчики и девочки идентифицируются с матерью, но мать пока что идентифицируется детьми двуполой - фаллической матерью.
Вступая в Эдипов комплекс - мальчик любит свою мать. Меняется организация эрогенных зон - к любви добавляется генитальная организованность - появляются фантазии о том, чтобы спать с матерью, жениться на ней. Но пока еще никто не объяснил ему, что это нельзя. Он предпринимает попытки - тактильный контакт, приласкаться, но обнаруживает, что от простой ласки он уже не получает как раньше. А папе оказывается все это можно => он соперник. Поэтому к отцу возникает смесь чувств - ревность + сохраненная любовь. // выходит, к отцу чувства амбивалентные, а к матери - любовь //
|
На первый план выходит страх кастрации. (страх наказания за удовольствие)
Девочки - с самого начала чувствует недовольство матерью, за то что она ее кастрировала (выпустила ее в патриархальный мир женщиной) => чувствует зависть к пенису и идет в мужскую идентификацию, в которой может надолго застрять. Проблем во взрослой жизни не будет, но будут проблемы при единственном мужчине. Эти проблемы стираются при: менструации, рождении ребенка, подталкивании со стороны отца, со стороны единственного мужчины. Но для девочек обратный путь сложнее, поэтому он происходит в подростковом возрасте или старше. Феминные качества интегрируются последними в развитии, т.к. сложно найти пользу.
Фрейд: женщины более аморальны, т.к. у них уже нет страха кастрации - они уже кастрированы.
Прохождение эдипова комплекса = первый опыт соперничества провален ((((((((((((((((((((((((((((((
Как найти выход из этого положения?
1. Вытеснение - вся сексуальность вытесняется и заменяется на нежность.
2. Идентификация с агрессором (отцом) - ребенок выясняет, что он не может обладать матерью, а отец может, значит, можно стать как отец и взять его силу => момент обретения мужской идентичности. (важно, чтоб мама подталкивала к этому - "ты совсем похож на папу", а отец принимал ребенка в свою мужскую компанию)
Если мужское начало в семье отрицается, то сын становится "золотым фаллосом" для матери.
3. Принятие внутрь запрета на инцест и образование СУПЕРЭГО (социальные запреты принимаются внутрь)
// Семья и как в ней уцелеть, Скиннер и Клис //
При фиксации на генитальной стадии -
|
травмы - инцест, золотой фаллос, сексуальная эксплуатация (чрезмерное внимание к сексуальным)
// Фарклюзия - уничтожение некого понятия в бессознательном //
Фрейд: существует позитивный и негативный Эдипов комплекс.
Позитивный - амбивалентные чувства к родителям своего пола и любовь к противоположному
Негативный - наоборот
Фрейд: психоанализ больше всего интересуется полиморфным переверсивным ребенком (полностью погруженным в свою стихию)
Латентный период
лет (до полового созревания)
Термин периода латентности Фрейд заимствует у Флисса.
Появившееся СУПЕРЭГО вступает в силу и на эротически-сексуально-инстинктивном поле наступает затишье. Все сексуальные фантазии подавлены СУПЕРЭГО - стыдом, моралью и отвращением.
Важно чтобы ребенок научился себя организовывать.
Либидо направляется вовне, на установление контактов со сверстниками.
С приходом третьего (после диады) начинается общественная жизнь.
ГЕНИТАЛЬНАЯ СТАДИЯ
Лет
Менархия у девочек, поллюция у мальчиков.
Если у девочек это часто объясняется заранее, то у мальчиков часто складывается ощущение, что "что-то не так".
Происходит усиление генитальных инстинктов, а защиты разрушены, поэтому наблюдается мощная регрессия.
Раннее половое созревание довольно драматично.
Возрождение Эдипова комплекса - и теперь есть реальная физическая возможность контакта.
Защищаясь от возрожденных сексуальных импульсов, подросток чувствует, что любая эмоциональная близость с ними опасна, отдаляется, чувствует себя ужасно неловко в присутствии родителей.
Подростковая гомосексуальность тоже связана с Эдиповым комплексом.
ЭГОПСИХОЛОГИЯ Анны Фрейд
Анна Фрейд подробно рассматривала Латентную и Генитальную стадии.
Анна выделяла защиты, которые служат самоутверждению (я это могу, а другие не могут)
Аскетизм,
// Философская интоксикация - состояние, в котором пациент полностью погружен в одну или несколько философских концепций //
В чем задача подросткового возраста?
В идентификации с сексуально-активными родителями и в принятии своей сексуальности
Мы имеем личность, которая не вынуждена скрывать свою сексуальность, и она свободна
Кроме энергии у ИД, психическая энергия есть еще у ЭГО (причем своя)
Функция ЭГО - решать конфликты и защищаться от разных форм тревоги:
тревога реальности
невротическая тревога (я не справлюсь с собой и своими чувствами - из ИД)
моральная тревога (я не буду таким как надо - из СУПЕРЭГО)
Эгопсихология говорит, что есть свободная от конфликта зона ЭГО.
От ЭГОПСИХОЛОГИИ нам нужны защиты 1-го порядка и второго порядка. (низшие и высшие)
Защиты могут функционировать доброкачественно и злокачественно.
Низшие формируются на самых ранних этапах развития, и, соотв-но, функционируют по тем законам, которые тогда еще есть (недостаточно учитывают принцип реальности и константность объекта)
Высшие защиты
Вытеснение (репрессия) - мотивированное забывание того что не хочется помнить. но не все забывания являются вытеснениями. Основные проблемы возникают, когда вытеснение не работает.
Регрессия - возврат к поведению на ранних стадиях развития
Соматизация - вариант регрессии.
Интеллектуальные защиты (социально одобряются обычно):
Изоляция - аффект изолируется от интеллекта (работа хирурга, мчс, пожарников - это норм, но если юзать постоянно - соединить их обратно бывает трудно, + аффект никуда не уходит)
Интеллектуализация - не просто изоляция, но и проговаривание своих чувств (я очень сержусь) - замечательный показатель силы ЭГО справляться с эмоциональными порывами.
Рационализация - нахождение приемлемых рациональных причин, для вещей, которые не приемлемы.
Морализация - почему мы обязаны были так поступить, почему это было нашим моральным долгом