Становление феминистских идей до эпохи Просвещения




Историография

В дореволюционной отечественной науке вопросы, связанные с историей суфражистского, особенно английского движения освещались достаточно широко, главным образом, в публицистике. Причиной такого интереса был «женский вопрос», который уже начал обсуждаться в российском обществе. Как следствие происходило вполне естественное обращение к опыту женских движений на Западе. Сюда мы можем отнести труды русской писательницы Н. Мирович, Л. И. Гижицкой и т.д.

В советской исторической науке, как правило, упоминалось о суфражистском движении только, как об одном из факторов, обостривших политическую ситуацию в Англии накануне первой мировой войны, а также в контексте изучения социалистического и рабочего движения в Англии и США. Из всех произведений, пожалуй, можно выделить только монографию Л.И. Итяевой «К истории суфражистского движения в Англии. И некоторые вопросы классовой борьбы в зарубежных странах».

Последние годы интерес к гендерной истории только возрастает. В конце 90-х в отечественной науке приходит понимание того, что исключение отношений между полами из «великих вопросов» истории перекрывает дорогу к новому, более глубокому виду познания прошлого[3]. Широко в современной исторической науке представлена проблема феминизма. В нашем исследовании использован ряд статей Трофимовой В.С., Коротковой В.А., Вершининой Д.Б[4]. и т.д.

Но проблема женского суфражизма еще слабо изучена. Заслуживает внимания, диссертация И.А. Школьникова «Суфражизм и политические партии Великобритании», которая была использована в нашем исследовании. Однако он изучает явление женского суфражизма исключительно в политической сфере.

Зарубежная историография об этой проблеме намного обширнее. Во второй половине 20 века особенное внимание начали уделять вопросу изменения социальной роли женщины под влиянием промышленного переворота. Сюда мы можем отнести монографии английского профессора истории в университете Ворвик Максин Берг. Особенно, выделяется ее труд «Женщина в истории. Эйлин Пауэр»[5]. Также заслуживают внимание работы американского исследователя Томаса Дублина, изучающего промышленный переворот в Англии и Америке.

Большое количество исследований посвящено деятельности американских и британских суфражисток: Лукреции Мотт, Элизабет Кэди Стэнтон, Эммеллин Панкхерст и др. Также в последнее десятилетие, многие историки занялись изданием коллекций бумаг, принадлежащих суфражисткам. В курсовой работе мы использовали сборник Энн Д. Гордон «Избранные бумаги Элизабет Кэди Стэнтон и Сьюзен Б. Энтони: в процессе борьбы с рабством»[6] и «Краткая история женского организма»[7].

Источниковая база

Источниковая база исследования меняется в зависимости от изучаемой проблемы. Источники первой главы можно разделить на несколько групп. Во-первых, это произведения известных деятелей, заложивших основы будущего женского движения. К ним относятся: отрывки из «Книги о Граде женском» итальянской писательницы Кристины Пизанской, изложенные в пособии к курсу по истории феминизма: «Теоретическая реабилитация женщин в произведениях Кристины Пизанской» в переводе В.И. Успенской. Также к этой группе мы можем отнести трактаты венецианских писательниц Лукреции Маринеллы и Модераты Фонте, фрагменты которых представлены в монографии итальянского историка Паолы Мальпези. Следующие произведение, принадлежащее к этой группе источников, трехтомный труд французского священника, феминиста – Пулена де ла Барра «О равенстве полов». Среди произведений теоретиков Просвещения нами были выбраны «В защиту прав женщины» Мэри Уоллстонкрафт, отрывки этого документа представлены в сборнике «Феминизм в общественной мысли и литературе». В нем также собраны такие использованные нами трактаты, как «Женщина в девятнадцатом столетии» Маргарет Фуллер, Джон Стюарт Милль «Подчинение женщин» и Хэрриет Х. Робинсон «Труд на первых фабриках в Новой Англии».

Следующая группа источников – это затранскрибированные речи, сказанные феминистками и суфражистками на различных конференциях, как правило, аболиционистских. Сюда мы относим речи американской чернокожей феминистки первой половины 19 века Сордженер Труз «Разве я не женщина?», Сьюзен Б. Энтони «Женщина хочет хлеба, а не права голоса», Виктории Вудхалл «Кого винить?» и речь лидера британской суфражистской организации Эммелин Панкхерст в Смитовском музее в Нью-Йорке. Речь британки также важна для раскрытия политических предпосылок.

Не менее большое значение сыграли эпистолярные источники. К ним мы относим письма американских аболиционисток сестер Гримке, избранные письма семьи американского президента Джона Адамса и его жены Абигейл, а также бумаги другого президента Томаса Джефферсона.

Источники второй главы также можно разделить на группы. В первую очередь, это статистические данные, взятые из парламентских документов Палаты представителей и Палаты Общин. Вторая группа – это публицистика. Сюда относится английская газета «The Revolution», «Труд на первых фабриках в Новой Англии» суфражистки Хэрриет Робинсон, редакционная статья из газеты «Норт стар» Фредерика Дугласа и др.

Политические предпосылки изучены с помощью коллекции оцифрованных документов, собранных на официальных порталах Конгресса и Палаты Общин, а также на сайтах Института Американской истории и Национального женского исторического музея.

Последняя использованная нами группа источников – программные документы. В нашем исследовании мы решили остановиться на двух: на «Декларации чувств» и Петиции 1866 года.

Более подробный анализ источников будет дан в главах работы.

Цель работы состоит в сравнительном анализе наиболее значимых событий, предшествовавших созданию суфражистских организаций в Англии и США, и в определении степени влияния того или иного события на дальнейшие методы суфражисток и программные документы.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- выявление концептуальных условий возникновения идей о женском суфражизме;

- сравнение готовности женского сознания к изменениям в Англии и США к середине 19 века;

- изучение статистических данных об экономическом положении женщины в 19 веке;

- анализ влияния промышленного переворота на изменение роли женщины в обществе;

- сравнение политической базы, в рамках которой формировались организации суфражисток;

- выявление того, как отразились изученные предпосылки на первых программных документах суфражисток.

Хронологические рамки исследованиястрого не определены, так как теоретические предпосылки движения начали формироваться намного раньше, нежели другие. Однако основное внимание уделяется 1800-1866 годам – до даты написания первого программного документа британских суфражисток.

Объектом исследования является изучение условий, в которых происходит раскол женского сознания в Великобритании и США. А предметом – взаимосвязь теоретических, экономических и политических предпосылок создания суфражистских организаций в данных государствах.

 

ПЕРВАЯ ГЛАВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ СУФРАЖИСТКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ АНГЛИИ И США

Феминизм и порожденные им движения являются продуктом не только двух революций – индустриальной и Великой Французской 1789 года, но и результатом научной и философской революции в Европе Нового времени.

Мы решили начать с теоретических предпосылок, так как именно теории, которые являются своего рода идеологией, подрывают устоявшиеся стереотипы в человеческом сознании. Идея не может зародиться одновременно и ежечасно, как правило, она формируется в сознании всего нескольких людей, а затем спорадически распространяется на массовое сознание. Как нам кажется, распространение женского движения во многом происходило за счет представительниц этого пола, которые в силу своей образованности остро ощущали эту социальную несправедливость и свое недовольство высказывали в различных трактатах и произведениях. Еще до активной деятельности суфражистских организаций эти авторы вели агитационную работу, всячески аргументируя идею равенства полов.

Более того, суфражистки сами осознавали, какую силу представляют собой теории, начав печатать отрывки различных произведений в крупнейших агитационных газетах, таких как “The Revolution” в Америке или “The Vote” в Британии.

Теоретические основы феминизма и суфражизма, заложенные до 19 века, дали толчок к реальной борьбе за политические права и создание женских обществ.

Становление феминистских идей до эпохи Просвещения

«Другие голоса» впервые были услышаны еще в 15 - 16 веке, в начале Нового времени, когда мир средневекового человека расширился с помощью Великих географических открытий, начала научных изысканий и гуманистической философии эпохи Возрождения.

Но «отважные» женщины были и в Средние века. Первым таким «протоголосом» был голос французской писательницы Кристины Пизанской (1364-1430). Ее считают первой женщиной-писателем, которая начала зарабатывать на жизнь своим интеллектуальным трудом. В своем труде «Град женщин» она не только выступала против тенденции умалять женские способности и стремления не допускать выхода женщин за пределы домашней сферы[8], но даже призывала женщин учиться и совершенствоваться – строить Град женщин. Причем призывала совершать эти действия дама Разума, диалог с которой ведется на протяжении всего произведения[9]. Примечателен этот трактат тем, что он дает новое объяснение «истины», что Ева была сотворена из ребра Адама: «Так что по поводу сотворения тела следует сказать, что женщину создал Высший Творец. А где создал? В земном раю. Из какой суб­станции? Разве из какой-то низменной? Нет, из самой благородной: Господь сотворил жен­щину из мужского тела». Можно заметить, что Кристина Пизанская четко понимала, как «мужское объяснение» Библии мешает женщинам выйти за рамки ее социальной роли и положения в обществе.

В 16 – 17 веках интересы женщин представляют такие венецианские писательницы как Модерата Фонте (ум. В 1592 г.) и ее трактат «Достоинство женщин» и Лукреция Маринелла (1571-1653 гг.) с ее трактатом «О благородстве и преимуществе женщин». «Достоинство женщин» - это произведение, написанное в жанре диалога, в котором участвуют семь подруг. Их обсуждение длится два дня. Первый день посвящен обсуждению положения женщины в обществе и проблеме подчиненности женщины мужчинам, второй день – аргументам в пользу интеллектуального равенства женщин с мужчинами[10]. В этом трактате также содержатся призывы к действиям, в том числе к борьбе с мужчинами. Труд Лукреции Маринелла появляется в 1600 году, когда на площади цветов в Риме горел «еретик» Джордано Бруно. Трактат «О благородстве и преимуществе женщин» был ответом на женоненавистническое произведение Джузеппе Пасси «Женские недостатки» (1599). Книга состоит из двух частей: первая посвящена преимуществам женщин, вторая – недостаткам мужчин. Нельзя ни обратить внимание на аргументацию писательницы. Она использует лингвистический анализ, оценивая происхождение женских имен, рассуждает о происхождении женщины и ее месте в «лестнице природы», суждение о благородстве женщины она подкрепляет размышлениями о божественном происхождении красоты этого пола. Помимо этого, в подглаве «Об ученых женщинах» Лукреция Маринелла доказывает способность образованных женщин к интеллектуальному творчеству, тем самым делая отсылку к потребности улучшения женского образования[11]. Эти произведения объединяет идея превосходства женщин над мужчинами, несмотря на то, что Модерата Фонте напрямую об этом не упоминает, стиль повествования выдает накопившиеся противоречия в гендерном вопросе. И Лукреция Маринелла и Модерата Фонте осознали этот дисбаланс между их социальной ролью – представителей интеллектуальной среды – и правовым положением их пола, также как уже в 19 веке это осознали участницы суфражистских организаций.

Но не только женщины пытались уравнять свое положение в отношении мужчин, осознание социальной несправедливости встречалось и в произведениях противоположного пола. Среди мужчин выделяется трехтомный труд французского священника, феминиста – Пулена де ла Барра «О равенстве полов». Примечательно для нашей темы замечание де ла Барра о том, что законодательство разных стран лишь упрочивает несправедливость гендерного порядка: «Все законы, кажется, созданы лишь с целью сохранить то, что было во владении мужчин»[12]. Де ла Барр отмечает особые женские качества и способности: дар красноречия, умение рассмотреть вопрос с разных сторон, миролюбие. Он считает, что женщины могут наравне с мужчинами заниматься политикой и военным делом, преподавать в университетах и выступать в судах в качестве адвокатов. Впоследствии идеолог феминистского движения 20 века Симона де Бовуар использует отрывок из произведения деятеля в качестве эпиграфа к своей книге «Второй пол». Интересно упомянуть выдающегося педагога Яна Амоса Коменского. Он в своей «Великой дидактике» отстаивал право женщины на знание и образование[13], аргументируя это такими близкими для будущих суфражисток суждениями о равном происхождении женщины: «Женщины – также образ божий. Равно причастны они благодати и царству будущего века»[14].

На протяжении XVII века дискуссии относительно того, являются ли женщины столь же способными от природы, как и мужчины спорадически вспыхивали в течение столетия, высвечивая то один, то другой аспект проблемы. Но это было затишьем перед бурей, ведь за этим периодом следует философия Просвещения, явившаяся катализатором многих «революционных вспышек» конца 18 - 19 веков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: