Кризисы – переломные точки развития, отделяющие один возраст от другого.




ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

ФАКТОРЫПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ

Возрастная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности психического развития и формирования личности на разных возрастных этапах (на протяжении всей жизни человека). Главное, что отличает ее от других областей психологии, это акцент на динамике развития. Так, в общей психологии исследуются психические функции — восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение; в возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции и изменение межфункциональных связей на разных возрастных этапах.

Факторами психического развития являются:

· Наследственность (темперамент и задатки способностей)

· Среда (общество, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки и искусства, ближайшее окружение: родители, члены семьи, воспитатели, педагоги, сверстники)

· Активность личности

Что является движущей силой развития?

Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий. Они отличаются в каждом возрасте и в то же время протекают в рамках одного, главного противоречия — между потребностью ребенка быть взрослым, жить вместе с ними общей жизнью, занимать определенное место в жизни общества, проявлять самостоятельность и отсутствием реальных возможностей для ее удовлетворения. На уровне сознания ребенка оно выступает как несоответствие между «хочу» и «могу». Данное противоречие ведет к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет расширить границы самостоятельности и повысить уровень возможностей.

 

Интересна и значима для практики управления развитием идея Выготского о двух уровнях развития детей: уровень актуального развития характеризует особенности психических функций ребенка, сложившиеся на сегодняшний день, а зона ближайшего развития требует ориентировки на реализацию у ребенка возможностей завтрашнего дня.

Л.С.Выготский писал: «То, что ребенок оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого, указывает на зону его ближайшего развития».

Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития. Однако искусственное забегание вперед без учета возможностей ребенка может привести к натаскиванию и не будет иметь развивающего эффекта. Обучение должно соответствовать возможностям ребенка на определенном уровне его развития.

 

Возрастные периоды.

 

Рассматривая процесс развития ребенка, возрастная психология дает характеристику разных возрастных периодов и, следовательно, оперирует понятием «возраст». В психологии сложилось два представления о возрасте: физический и психологический возраст. Физический возраст характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения, а психологический возраст указывает на достигнутый к этому времени уровень психологического развития.

Психологический возраст может не совпадать с хронологическим возрастом ребенка. Возрастной период со своими особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возраст раньше, другой — позже. Особенно сильно смещаются границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

Сензитивный период – наиболее благоприятный период для развития тех или иных способностей и формирования определенных навыков. Каждый вид деятельности, форма поведения имеют свои критические периоды возникновения и развития психики, по истечении которых их формирование и развитие протекает с большими трудностями. Например, для формирования исполнительских навыков благоприятен младший школьный возраст. Музыканты и спортсмены после 12-13 лет с большим трудом осваивают движения, требующие тонкой координации. Наиболее успешным для овладения родным языком является возраст от 2 до 5 лет, когда малыш активно расширяет свой словарный запас, усваивает законы грамматики родного языка, овладевая связной речью. Год жизни в младенчестве по своему объективному значению и происходящим преобразованиям не равен году жизни в отрочестве.

Важно не пропустить сензитивный период, дать ребенку то, что нужно для его развития в это время (например, этические представления и нормы — в дошкольном, основы наук — в младшем школьном возрасте и т.д.).

Психологи уже давно пытаются разгадать тактику наступления основных сензитивных периодов с целью максимального развития способностей человека. Однако универсального «графика» для всех быть не может, как не может быть двух совершенно одинаковых людей. Поэтому возрастные границы сензитивности устанавливаются приблизительно. В целом же всеми психологами ранний период детства признается самым чувствительным для развития всех проявлений и свойств психики.

Первые версии деления человеческой жизни на этапы дошли до нас из глубокой древности. Так, согласно древнекитайской классификации, первый период жизни – молодость – охватывал интервал от рождения до 20 лет. Далее следовали возраст вступления в брак (до 30), возраст выполнения общественных обязанностей (до 40), возраст признания своих заблуждений (до 50), завершающий период творческой жизни (до 60), желанный возраст (до 70). А после 70 лет, как считали китайские мудрецы, наступала старость.

Ныне жизнь человека традиционно разделяют на 6 периодов: пренатальный – в среднем 266 дней, детство – от рождения до 12 лет, отрочество и юность – от 12 до 20, зрелость – от 2- до 60-65, пожилой возраст – от 60-65 до 75, преклонный возраст – после 75 лет. Кроме того, каждый из этих периодов подразделяется на несколько стадий со своими характерными особенностями.

 

 

И.Ю. Кулагина и В.Н. Колюцкий дают следующую периодизацию:

 

Кризисы.

На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются «стабильные» и «нестабильные» (кризисные) стадии развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих.

Кризисы – переломные точки развития, отделяющие один возраст от другого.

Кризисному периоду развития Л.С. Выготский придавал определяющее значение, т.к. в эти моменты происходит качественная перестройка функций и отношений ребенка. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Одни говорят, что кризисы — ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии ребенка закономерно. Ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

Л.С. Выготский рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. В настоящее время чаще говорят о переломных моментах в развитии ребенка, а собственно кризисные, негативные проявления относят за счет особенностей его воспитания, условий жизни. Близкие взрослые могут эти проявления смягчить или, наоборот, усилить.

Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже до двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии ребенка, которое резко меняется и может принять в это время катастрофический характер.

Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих оно связано с изменением поведения ребенка, появлением «трудновоспитуемости», как пишет Л.С. Выготский. Ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать. Аффективные вспышки, капризы, более или менее острые конфликты с близкими — типичная картина кризиса, характерная для многих детей. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.

Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится труднопереносимым, а второй почти так же тих и послушен. Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. И все же в любом случае изменения есть даже во внешнем плане. Чтобы их заметить, нужно сравнивать ребенка не с ровесником, а с ним самим — таким, каким он был раньше. Каждый ребенок испытывает трудности в общении с окружающим, и у каждого снижается темп продвижения в учебной работе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: