Дознание в общем порядке




 

Дознание — форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК).

Производство расследования в форме дознания относится к компетенции органов дознания. Их перечень содержится в ч. 1 ст. 40 УПК. К органам дознания закон относит:

1) органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2) органы Федеральной службы судебных приставов;

3) начальников органов военной полиции Вооруженных Сил РФФ, командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Более детально органы дознания указаны в законе при определении их подследственности в ч. 3 ст. 151 УПК. Действующее законодательство наделяет следующие правоохранительные органы полномочиями по осуществлению расследования в форме дознания:

1) органы внутренних дел РФ;

2) пограничные органы федеральной службы безопасности;

3) органы Федеральной службы судебных приставов;

4) органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;

5) следственнный комитет РФ;

6) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

7) таможенные органы РФ.

Из указанных органов основным органом дознания являются органы внутренних дел РФ, ими в форме дознания расследуется более 90 % уголовных дел соответствующей подследственности.

Органы внутренних дел имеют самую объемную подследственность (компетенцию) согласно УПК. Они производят расследование по всем уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК, за небольшим исключением.

Для сравнения — дознавателями:

— пограничных органов федеральной службы безопасности расследуются преступления, состав которых изложен в 4 статьях УК (п. 3 ч. 3 ст. 151);

— органов Федеральной службы судебных приставов расследуются преступления, состав которых изложен в 7 статьях УК (п. 4 ч. 3 ст. 151);

— органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — в 3 статьях УК (п. 6 ч. 3 ст. 151);

— органов по контролю за оборотом наркотических средств
и психотропных веществ — в 9 статьях УК (п. 8 ч. 3 ст. 151), и то эти составы также относятся к подследственности органов внутренних дел (в зависимости от того, кто выявит преступления, предусмотренные данными статьями УК).

Дознание осуществляется дознавателями, являющимися штатными сотрудниками входящих в структуру указанных правоохранительных органов подразделений дознания, т. е. должностными лицами органа дознания, правомочными производить расследование в форме дознания (п. 7 ст. 5 УПК). Также согласно положениям уголовно-процессуального закона и другие сотрудники органа до­знания (оперуполномоченные сотрудники, участковые уполномоченные полиции) могут по поручению соответствующего начальника провести расследование (п. 7 ст. 5 УПК). Однако в законе делается оговорка, что не допускается производство дознания тем лицом, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-разыскные мероприятия (ч. 2 ст. 41 УПК).

Уголовно-процессуальный закон наделяет обязанностью производства дознания также следователей Следственного комитета РФ, если соответствующие преступления совершены особыми субъектами или в отношении этих субъектов. Перечень указанных субъектов содержится в ст. 447 УПК (адвокаты, следователи, судьи, прокуроры, депутаты и др.), а также в подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК (должностные лица органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащие и граждане, проходящие военные сборы, лица гражданского персонала Вооруженных сил РФ и др.) (п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК).

Разработанная в конце XX в. Концепция судебной реформы основной идеей выдвигала ликвидацию дознания как формы предварительного расследования и возложение на органы дознания лишь обязанности по производству неотложных следственных действий[4].

Однако законодатель пошел по иному пути, и современное отечественное уголовное судопроизводство рассматривает дознание как уголовно-процессуальную деятельность, подробно регламентированную законом, не предшествующую предварительному следствию, а его заменяющую, как ускоренное и упрощенное расследование в полном объеме определенной категории уголовных дел, не требующих в связи с простотой предварительного следствия[5]. Кроме того, в марте 2013 г. в Уголовно-процессуальный кодекс РФ были внесены дополнения, предусматривающие производство дознания в сокращенной форме (об этом см. § 4 данной главы).

Дознание как в общем порядке, так и в сокращенной форме производится по общим правилам предварительного следствия за изъятиями, предусмотренными гл. 32 и 32.1 УПК.

Расследование в форме дознания в общем порядке производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток. В случаях, связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев. В исключительных ситуациях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, направленного в порядке, предусмотренном ст. 453 УПК, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным
к нему военным прокурором до 12 месяцев (ч. 3—5 ст. 223 УПК).

Изначально в УПК существовала норма, которая регламентировала дознание как расследование, проводящееся по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц. То есть если известно лицо, совершившее преступление, расследование по делу своей подследственности проводит дознаватель, а если это лицо неизвестно, то это же дело автоматически передается следователю. Практическое применение данной нормы повлекло за собой значительное увеличение числа уголовных дел о несложных, но неочевидных преступлениях, передаваемых из подразделений дознания в органы предварительного следствия. Законодатель устранил из закона указанную норму и оставил за дознанием все уголовные дела соответствующей подследственности.

Дознание может быть приостановлено по основаниям, указанным в ст. 208 УПК. Так же как и предварительное следствие, приостановленное дознание может быть возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения дознания в случаях, предусмотренных ст. 211 УПК.

Особенностью дознания является положение, введенное в УПК Федеральным законом от 6 июня 2007 г. № 90[6], согласно которому в случае, если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому. Здесь лицо считается подозреваемым именно с момента вручения указанного уведомления. Соответствующее дополнение внесено также в статью, определяющую процессуальное положение подозреваемого (ч. 1 ст. 223.1, п. 4 ч. 1 ст. 46 УПК).

В течение 3 суток с момента вручения лицу уведомления о подозрении в совершении преступления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу подозрения, предоставив ему тем самым возможность реализации его права, предусмотренного
п. 2 ч. 4 ст. 46 УПК.

Содержание уведомления о подозрении в совершении преступления (ч. 2 ст. 223.1 УПК) практически сходно с содержанием постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого (ч. 2 ст. 171 УПК):

1) дата и место его составления;

2) фамилия, инициалы лица, его составившего;

3) фамилия, имя и отчество подозреваемого, число, месяц, год и место его рождения;

4) описание преступления с указанием места, времени его совершения, а также других обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии с пп. 1 и 4 ст. 73 УПК;

5) пункт, часть, статья Уголовного кодекса РФ, предусматривающие ответственность за данное преступление.

Так же как это предусмотрено и для постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, при подозрении лица в совершении нескольких преступлений, предусмотренных разными пунктами, частями, статьями УК, в уведомлении о подозрении в совершении преступления должно быть указано, в совершении каких деяний данное лицо подозревается по каждой из этих норм уголовного закона. Как и в случае с постановлением о привлечении лица в качестве обвиняемого, уведомление о подозрении в совершении преступления при установлении по одному уголовному делу нескольких подозреваемых вручается каждому из них, а копии уведомления направляются прокурору.

Следующей отличительной чертой данной формы расследования является особенность избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу. В отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель вправе возбудить перед судом с согласия прокурора ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в порядке, установленном ст. 108 УПК. Если в отношении подозреваемого была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, то обвинительный акт составляется не позднее 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу. При невозможности составить обвинительный акт в этот срок подозреваемому предъявляется обвинение в порядке, предусмотренном для предварительного следствия (гл. 23 УПК), после чего производство дознания продолжается в обычном порядке либо данная мера пресечения отменяется.

При невозможности закончить дознание в срок до 30 суток и отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения в виде заключения под стражу срок содержания под стражей может быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня в порядке, установленном ч. 3 ст. 108 УПК, по ходатайству дознавателя с согласия прокурора района, города или приравненного к нему военного прокурора на срок до 6 месяцев (ст. 224 УПК).

Правоприменительная практика потребовала от законодателя дополнения гл. 32 УПК статьей 223.2 «Производство дознания группой дознавателей»[7]. Согласно данной норме по аналогии с предварительным следствием производство дознания по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено группе дознавателей, о чем выносится отдельное постановление или указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела.

Решение о производстве дознания группой дознавателей, об изменении ее состава принимает начальник органа дознания. В постановлении должны быть перечислены все дознаватели, которым поручено производство дознания, в т. ч. указывается, какой дознаватель назначается руководителем группы дознавателей. К работе группы дознавателей могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность. Состав группы дознавателей объявляется подозреваемому, обвиняемому.

Руководитель группы дознавателей принимает уголовное дело к своему производству, организует работу группы дознавателей, руководит действиями других дознавателей, составляет обвинительный акт.

Производство по уголовному делу в форме дознания заканчивается составлением обвинительного акта либо в других формах, предусмотренных уголовно-процессуальным законом для окончания предварительного расследования.

Обвиняемый, его защитник должны быть ознакомлены с обвинительным актом и материалами уголовного дела, о чем делается отметка в протоколе ознакомления с материалами уголовного дела. Потерпевшему или его представителю по его ходатайству могут быть предоставлены для ознакомления обвинительный акт и материалы уголовного дела в том же порядке, который установлен
ч. 2 ст. 225 УПК для обвиняемого и его защитника. Обвинительный акт, составленный дознавателем, утверждается начальником органа дознания. Материалы уголовного дела вместе с обвинительным актом направляются прокурору (ст. 225 УПК).

Прокурор, рассмотрев уголовное дело с обвинительным актом, обязан: утвердить обвинительный акт либо направить уголовное дело для производства дополнительного дознания или пересоставления обвинительного акта (пп. 1, 2 ч. 1 ст. 226 УПК). Также прокурор может прекратить уголовное дело или направить его для производства предварительного следствия (пп. 3, 4 ст. 226 УПК).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: