Глава I. Общественно-культурная жизнь Самары




Содержание

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................... 3

Глава I. Общественно-культурная жизнь Самары.............................. 11

Глава II. Самарский музей в конце XIX – начале XX веков.......... 18

§ 1. Создание музея...................................................................................................... 18

§ 2. Формирование коллекции................................................................................. 23

§ 3. Культурно-просветительская деятельность Музея..................................... 33

§ 4. Люди Музея............................................................................................................. 41

Глава III. Самарский Музей в годы гражданской войны.............. 50

Заключение............................................................................................................... 61

Приложения............................................................................................................... 63

Список использованных источников.................................................. 67

Список использованной литературы.................................................... 68

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность.

В последнее время наблюдается небывалый взлет интереса к краеведению. Не обделен вниманием и Самарский край. Что касается его истории, то особо популярны проблемы культуры как носителя местного своеобразия, колорита.

Интерес вызывают также и отдельные аспекты этой проблемы. В частности, до сих пор остается очень популярной тема жизни и творчества П.В. Алабина, его подвижнической деятельности. По сути, практически любое широкое исследование самарской культуры во 2й половине XIX в. так или иначе соприкасается с деятельностью П.В. Алабина, поистине разностороннего талантливого человека. Известно, что П.В. Алабин был не просто общественным деятелем, «его в равной степени можно назвать писателем, ботаником, археологом, этнографом, историком, краеведом, библиографом, музейным работником, организатором и учредителем школ».[1]

Однако, несмотря на достаточно значительное количество литературы, посвященной как деятельности П.В. Алабина, так и самарской культуре, многие вопросы из этих тем остаются ещё малоизученными. Ярким примером этого является одно из «любимых детищ» Алабина П.В. – самарский краеведческий музей.

История его создания, формирования коллекции, и вообще деятельность музея в конце XIX в. малоизвестны. Многие монографии и сборники, которые уделяют определённое внимание самарской культуре этого периода, лишь вскользь упоминают о существовании музея в Самаре, или вообще не содержат даже упоминания о нём.

Между тем, появление в 80е годы XIX в. в провинциальном купеческом городе музея не только одно из свидетельств бурного экономического и культурного развития края, но и яркое явление в культурной жизни Самары. Уникальность самарского музея в том, что уже при создании он имел научную основу, разработанную П.В. Алабиным. В результате своего развития самарский музей к началу XX в. стал одним из очагов широкого распространения науки и культуры в народные массы. Однако об этой деятельности самарского музея практически ничего не известно. Что касается других аспектов этой проблемы, то в существующей литературе они освещены не достаточно полно. Поэтому изучение истории создания

самарского музея и формирование его коллекции представляет большой интерес.

Объект исследования

Объектом данного исследования является деятельность самарского краеведческого музея в период его создания.

Прежде следует отметить, что в любом исследовании, так или иначе относящемся к самарской культуре, необходимо хотя бы кратко освятить состояние культуры Самары в рассматриваемый период. Как уже говорилось, появление музея в Самаре было связано с экономическими, политическими, социальными и культурными изменениями в жизни города. Поэтому историю создания музея в Самаре невозможно исследовать в отрыве от общего состояния культуры. И поэтому в работе определенное место занимает обзор общественно-культурной жизни Самары во 2й половине XIX в.

Что касается непосредственно объекта исследования, то следует заметить, что как таковой краеведческий музей в Самаре появляется в 20е годы нашего века в результате выделения филиалов из единого музея, который до революции носил название Самарский Городской Публичный Музей. Краеведческий музей с полным основанием можно считать главным наследником Самарского Городского Публичного Музея. Поэтому непосредственным объектом исследования является деятельность именно этого музея.

Основное внимание в работе уделено двум наиболее важным видам деятельности музея в период его создания ¾ формирование коллекции и культурно-просветительская деятельность.

Невозможно полностью воссоздать историю самарского музея, обойдя вниманием людей, которые немало сделали для его создания в Самаре. Поэтому в работе определенное внимание уделяется деятельности П.В. Алабина, который стоял у истоков музея, К.П. Головкина, благодаря которому в музее была создана богатая художественная коллекция, Н.И. Федорова, который сменил в 1896 году П.В. Алабина на посту заведующего музеем, С.Е. Пермякова, который руководил музеем с 1902 по 1917 гг.

 

Хронологические рамки

Так как объектом исследования является деятельность музея в период его формирования, то начальная хронологическая рамка работы очевидна. Хотя официальной датой открытия музея считается 19 ноября 1886 года, мысль о его создании зародилась раньше ¾ во время подготовки к празднованию двадцатипятилетнего юбилея царствования Александра II, т.е. в 1879-1880 годах. Уже в феврале 1880 года был готов проект музея и тогда же в музей поступили первые экспонаты. Поэтому с полным основанием можно считать, что музей начал создаваться с февраля 1880 года.

Конечная хронологическая дата определяется 1922 годом ¾ годом окончания гражданской войны. Следует сказать, что и для истории музея характерно разделение на дореволюционный и послереволюционный периоды. В 1917 году музей продолжал свою работу, но затишье граничило с закрытием.

Однако исследование не заканчивается на 1917 г. и в работе изучается также история музея в первые послереволюционные годы. Это связано с тем, что период с 1917 по 1922 годы является переходным в истории самарского музея. В течении этих нескольких лет он испытал на себе ряд преобразований, которые в конечном итоге привели к выделению из единого музея нескольких филиалов. Бывший Самарский Городской Публичный Музей был преобразован в краеведческий.

Так как объектом исследования является история создания краеведческого музея и формирования его коллекции, то необходимо проследить всю историю Самарского Городского Публичного Музея вплоть до его преобразования в краеведческий музей. Именно поэтому конечной хронологической рамкой работы является 1922 год.

 

Историография

Уже упоминалось, что в самарском краеведении особо популярны проблемы культуры. Несмотря на это культурную жизнь Самары во 2й половине XIX в. – начале XX в. освещают лишь три работы: статья Е.А. «Культура провинциальной России»;[2] работа Беляевой Е.Ю. «Самарская бытокультура 2й половины XIX - начала XX вв.»;[3] статьи Едидовича Л «М. Горький и самарская культура».[4]

Можно также выделить несколько статей, посвящённых отдельным вопросам этой темы.[5]

Некоторое представление о состоянии культуры Самары во 2й половине XIXв. Дают два историко-статистических сочинения П.В. Алабина.[6]

Что касается места Самарского Городского Публичного Музея в этих работах, то, как уже говорилось, в большинстве общих работ, он упоминается лищь вскользь.[7]

История создания краеведческого музея в Самаре в литературе отражена не достаточно полно. Подавляющее большинство – это статьи из различных газет и сборников. Все эти работы условно можно разделить на пять групп.

В числе первых следует выделить четыре статьи, которые непосредственно посвящены Самарскому Городскому Публичному Музею и его деятельности. Это статья Лазаревой И.Н. «Самарский публичный музей: шаги истории»[8]; две статьи Т.В. Крайновой – «Любимое детище Алабина»[9] и «Областной краеведческий музей имени П.В. Алабина»[10]; Статья Широковой В.Н. «От первых шагов до наших дней. Из истории создания Куйбышевского областного музея краеведения»[11]

Все эти статьи воссоздают историю самарского музея и содержат ценную информацию по истории создания музея. В частности, большое внимание уделяется непосредственно началу формирования музея – причинам и целям создания, проектам П.В. Алабина. Большое внимание уделяется также и формированию коллекций. Этому вопросу посвящены две статьи Т.В. Крайновой и статьи И.Н. Лазаревой. Но если И.Н. Лазарева в этом вопросе рассматривает прежде всего принципы комплектования, то Крайнова Т.В. уделила прежде всего внимание роли П.В. Алабина в формировании общей коллекции и роли Головкина в создании художественной коллекции в самарском музее.

Нашла отражение и деятельность музея в годы гражданской войны. Наиболее полно этот вопрос освещён в статье Лазаревой И.Н. Здесь помимо описания событий содержится очень подробный анализ нового проекта музея, разработанного его руководством в 1921 году. Что касается остальных статей, то информация о музее в годы гражданской войны содержится и в них, но описание это выглядит довольно схематичным.

В целом все эти четыре статьи дают яркое представление по отдельным аспектам истории самарского музея. Однако многие вопросы из истории формирования самарского музея вообще не нашли отражения в этих статьях.

Например, ни одна из четырёх статей не содержит какой бы то ни было информации о культурно-просветительской деятельности музея до революции. Между тем, это одно из самых главных направлений деятельности Самарского Городского Публичного Музея, о чём подчеркивалось в проектах П.В. Алабина.

В этой связи следует сказать и о специфике статей, которая не позволила рассмотреть ряд вопросов, а рассматриваемые – осветить с достаточной полнотой.

 

Другую группу работ составляют небольшие статьи из самарских газет. Среди них следует выделить «Хронику подготовленную Т.В. Крайновой и И.Н. Лазаревой»[12], которая имеет большое значение при исследовании вопросов, связанных непосредственно с основанием в Самаре музея в 80е годы XIX века.

Ряд статей представляют из себя краткую историческую справку и не содержат новой информации по истории музея.[13]

Третью группу составляют несколько работ, которые непосредственно не посвящены Самарскому Городскому Публичному Музею, но затрагивают ряд вопросов, касающихся деятельности музея. В частности, статья Р. Ключниковой «Алабин весь ещё не изучен»[14] посвящена археологическим находкам, которые были найдены при непосредственном участии П.В. Алабина и которые хранятся в музее. Следует выделить также и статьи Т.В. Крайновой, в которых рассматривается история Самарского Археологического общества и Самарского общества Археологии, Истории, Этнографии и Естествознания.[15] Автор уделяет определенное внимание и самарскому музею в годы гражданской войны, так как деятельность исследуемых обществ была сосредоточена в основном вокруг музея. Надо отметить, что информация из этих статей имеет очень большое значение для воссоздания истории самарского музея в годы гражданской войны.

Следует выделить также и другую статью Крайновой Т.В., посвещённой К.П. Головкину.[16] Также как и две предыдущие, рассматриваемая статья содержит много нового материала по истории музея и деятельности К.П. Головкина, которая была связана с Самарским Городским Публичным Музеем.

Можно отметить также и статью Черновой В.А., которая посвящена Самарскому обществу Археологии, Истории, Этнографии и Естествознания.[17] В ней, в частности, содержатся сведения, которые помогают прояснить некоторые события из истории музея в годы гражданской войны.

Четвертая группа работ – статьи из путеводителей. Среди всех путеводителей необходимо выделить только три – те, которые содержат историческую справку.[18]

Наиболее полную и ценную информацию содержит путеводитель, изданный в 1930 г. Здесь достаточно полно и подробно описана вся история музея, начиная с 1880 г. Наибольший интерес представляет описание истории музея в первые послереволюционные дни и годы гражданской войны.

Пятую группу составляют два дореволюционных издания, которые сами по себе могут служить источниками в работе, но они содержат также и информацию по истории музея.

Это «Зал императора Александра II» изданный в 1898 году и «Указатель предметов, хранящихся в музее» Н.М. Фёдорова, изданный в 1898 году. Оба содержат очень подробное описания формирования музея в первые годы. «Зал императора Александра II» посвящён прежде всего целям и задачам формируемого в Самаре музея. «Указатель предметов.…» содержит подробное описание формирования коллекции с 1880 по 1898 годы.

В заключении обзора литературы, так или иначе посвященной истории самарского музея, можно сделать следующий вывод:

Все рассмотренные статьи, дополняя друг друга, воссоздают историю самарского музея. При этом практически каждая статья в изложении истории музея придерживается определённой схемы: излагаются причины и цели создания музея в Самаре, организация музейной работы и кратко история музея в годы гражданской войны. Однако подавляющее большинство из рассмотренных работ в основных вопросах из истории музея повторяют друг друга. Кроме того, практически во всех статьях многие вопросы остались не до конца выясненными. Прежде всего это относится к вопросу о состоянии музея в послереволюционные годы. Более того, часть вопросов, касающихся деятельности Самарского Городского Публичного Музея остались без внимания. В частности ни одна из рассмотренных статей не содержит какой-либо информации о культурно-просветительской деятельности музея.

Чтобы полностью воссоздать историю самарского музея необходимо исследовать также и все доступные источники.

 

Цели и задачи

Целью данной работы является воссоздание истории организации краеведческого музея в Самаре и формирование его коллекции. Достижение этой цели возможно путем решения следующих задач:

· Проанализировать условия основания музея в Самаре;

· Исследовать этапы формирования коллекции Самарского Городского Публичного Музея, начиная с 1880 года и пополнения коллекции до 1922 года;

· Рассмотреть вопрос о культурно-просветительской деятельности музея.

Для того, чтобы полностью воссоздать историю музея необходимо исследовать также вопросы «Люди музея» и «Музей в годы гражданской войны».

 

Источники

Основными источниками для написания работы явились, главным образом, неопубликованные материалы, извлечённые из архива краеведческого музея имени П.В. Алабина. К ним относятся материалы, позволяющие воссоздать история организации и деятельности музея с 1885 года по 1955 год. Документы носят разнообразный характер: выписки из журнала городской думы, таблицы пополнения музея экспонатами, доклады, протоколы, акты проверки. Материалы содержат различные документы, относящиеся к истории музея.

Документов, характеризующих деятельность музея в дореволюционные годы сравнительно не много. Однако и они помогают раскрыть многие вопросы из истории музея, в частности, такой сложный вопрос как формирование коллекций.

Подавляющее большинство материалов – документы, относящиеся к периоду после февраля 1917 года. Это различные описи предметам, взятым из национализированных домов, магазинов и т.п. Наибольший интерес представляют те документы, которые проясняют историю в годы Гражданской войны. Именно на основании этих документов и стало возможным восстановить некоторые события, связанные с историей музея в эти сложные годы.

Для воссоздания истории музея в конце XIX начале XX вв. большую роль сыграли так называемые «Отчёты…» по работе музея, которые ежегодно издавались руководством. «Отчёты…» дают яркое представление о состоянии музея в тот или иной год. Именно из них можно почерпнуть самую полную достоверную информацию о пополнении собираемой коллекции, о посещении музея, об ассигновании Городской Думой.

Среди источников следует упомянуть также и «Указатель предметов, хранящихся в Самарском Городском Публичном Музее» Федорова Н.М., изданный в 1898 году. Это подробный каталог всех музейных экспонатов и коллекций.

К источникам можно отнести и историко-статистическое сочинение П.В. Алабина «Трехвековая годовщина города Самары». В этом сочинении, изданном в 1887 году, был опубликован проект формируемого в Самаре Публичного музея.

Использование всего комплекса документов позволило решить поставленные задачи.

 

Структура работы

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, двух приложений.

 

Глава I. Общественно-культурная жизнь Самары

 

В XIX в. в Самаре, ставшей хлебной столицей России, бурно развивалась промышленность и свободное предпринимательство. К середине XIX в Самара представляла из себя типичный провинциальный купеческий город. Однако культурные особенности и традиции регионов обширной Российской империи были различны, и свои особенности и самобытные традиции имела и Самара.

Об этих особенностях самарского общества и культуры писал П.В. Алабин в историко-статистических сочинениях «25-летие Самары как губернского города» и «Трёхвековая годовщина города Самары».

«В самарском обществе складывалось что-то свежее, молодое, особенно в чиновном люде, съежавшихся сюда со всей России и составлявшем главный контингент местной интелегенции. Развитию этих своих новых сил значительно должен был способствовать колонизаторский характер нашего степного края, в котором не могли иметь место те придания, которые, преобладали в старинных губерниях. а также местной торговли и промышленности, для занятия которыми сюда наезжали ежегодно на временное житьё предприимчивые оборотливые люди из различных центров. Всё это вместе взятое должно было выработать здесь скорее, чем в каком-либо другом русском городе, живой самобытный тип местного общества».1

Все эти особенности самарского общества имели влияние и на состояние культуры в Самаре.

В литературе, посвящённой развитию культуры в Самаре в XIX в. «Прослеживается две тенденции. Первая состоит в стремлении выявить архаичные состояния культуры, подчеркнуть её самобытность. Вторая заключается в доказательстве высокого культурного уровня Самары конца прошлого века и реабилитации её на фоне столичных достижений».2

В советский период нашей истории преобладающей точкой зрения на общественно-культурную жизнь Самары во II половине XIX века была точка зрения, выраженная М. Горьким, о том, что жизнь в Самаре – сонная и убогая.

«И всё-таки осмелимся утверждать, что общественная жизнь Самары была не такой уж странной и беспросветной, какой её пытается описать в своих фельетонах молодой самарский сатирик Иегудиил Хламида»3 – будущий писатель М. Горький. В действительности «даже в его фельетонах, где собраны были все «мерзости и пакости» самарской жизни, нет-нет да и проблескивал светлый лучик культуры».4

Если оценивать беспристрастно, то можно увидеть, что культурная жизнь Самары не была такой уж убогой и однообразной.

Такая точка зрения могла быть верна только отчасти и только для уездной Самары.

С обретением в 1851 году статуса губернского города Самара превращается в столицу обширного края. Вообще середину XIX в. можно считать переломными годами в общественно-культурной жизни Самары.

Во-первых, с утверждением губернского статуса в городе начинает развиваться система официальных культурных мероприятий и учреждений, наличие которых считалось непременным атрибутом губернской столицы.

Во-вторых, большое значение имели и реформы 60х – 80х годов XIX в. которые помимо роста промышленности и торговли вызвали и оживление общественно-культурной жизни Самары.

Символом этих перемен можно считать изменение архитектурного облика Самары, в связи со страшными пожарами 1851 и 1854 годов, которые практически полностью уничтожили деревянную застройку XVIII, начала XIX веков. После этих пожаров Самара строилась как город каменных особняков, на центральных улицах строить деревянные дома запрещалось. В результате построек 50х годов XIX века Самара помолодела на 2,5 десятилетия. Первоначально здания строили в строгом классическом стиле. Однако в дальнейшем в Самаре, как и столице, стали отдавать предпочтение архитектуре эклектики – смешиванию различных стилей. В архитектурном и техническом оснащении зданий фантазия самарских строителей ограничений не знала. По определению архитектора П.А. Щербачёва в Самаре были распространены: русский классицизм, готика, ампир, стиль Генриха IV, итальянский ренесанс, модерн и другие. Благодаря этому архитектурный облик Самары к концу XIX века отличался богатством и разнообразием, что «придавало городу особый лоск и не безгрешную веселость, сходную с Парижем».5

Что касается непосредственно общественно культурной ситуации во II половине XIX века, то следует отметить, что в немалой степени колорит городской культуры определялся национальным и социальным составом города как губернии. «По переписи 1900 года в Самарской губернии великоросы и малоросы составляли 67,7%, мордва - 9,8%, татары – 8,8%, немцы – 8%. В Самаре официально значилось 91 672 жителей… По сословиям следующий расклад: дворян – 3 008 человек, мещан – 45 548 человек, крестьян – 31 192 человека, военных - 7 226 человек, иностранных подданных – 245 человек».6

Среди горожан значительное число составляли дворяне, промышленники, духовенство, военные – чьё положение всегда предполагало высокий образовательный уровень. «Именно дворянство являлось средоточием самарской культуры. Верхушку общества составляли образованные чиновники и дипломированная интеллигенция. Многочисленное и богатое купечество стояло на социальной лестнице ступенькой ниже и существовало достаточно обособленно. Особое положение занимала творческая интеллигенция, которая в обычной жизни вращалась в мещанской среде, а по праздникам принималась в лучших домах города».7

Как уже говорилось, приобретение в 1851 году статуса губернского города вызвало оживление в культурной жизни Самары. В 1851 году была основана губернская типография. В 1952 году был налажен выпуск первой местной газеты «Самарские губернские ведомости». К началу XX века в Самаре насчитывалось 11 государственных и частных типографий и более 10 газет и журналов.

Особо следует сказать о состоянии образования в Самаре, так как именно во II половине XIX века было создано большинство учебных заведений. К началу XX века их насчитывалось около 50.8

В Самаре к началу XX века насчитывалось 2 мужские и 4 женские гимназии, 12 училищ, 19 церковно-приходских школ. В течении II половины XIX века постоянно открывались земские школы, и к началу XX века при каждой церкви (в Самаре их было около четырёхсот) была открыта школа.

В 1872 году была открыта первая в России земская школа сельских учительниц. В 1879 году было открыто железнодорожное училище. В эти годы была открыта земская фельдшерская школа.

Кроме того, общество приказчиков и Жигулевский пивоваренный завод, и даже городская тюрьма имели свои школы. Обучение проходило также в восьми детских приютах.

Помимо этого существовали классы рисования художника В.М. Михайлова и музыкальная школа С.А. Тамберса, а также несколько учебных заведений, которые готовили коммерсантов (например, торговая школа Н.К. Миронова).

В эти же коды было создано «Общество поощрения образования».

Все учебные заведения в Самаре отличались высоким уровнем преподавательского состава.

Однако больше всего знаний горожане получали с помощью самообразования, через библиотеки и книжные магазины.

«В 50е годы XIX века были созданы библиотека Самарской гимназии и духовной семинарии, а 1 января 1960 года была открыта городская общественная (публичная) библиотека. Лучшей общественной библиотекой в Самаре считалась Александровская публичная библиотека, которая финансировалась Самарской Городской Думой».9

Кроме того, при всех земских школах были открыты небольшие библиотеки. Существовали также и частные библиотеки. В 1866 году была открыта Частная библиотека книготорговца П.Х Грау, через 9 лет открыта библиотека при книжной лавке А.Н. Сперанского. Цены за чтение в частных библиотеках были не великими и вполне доступны для представителей разных социальных слоёв.

Достойное место в культурной жизни Самары занимала книготорговля. В Самаре той поры по меньшей мере было шесть крупных книжных магазинов. Причём в магазинах Громова, Федорова и Ушакова книги были на любой вкус и в достаточном количестве, только магазин Ильина специализировался на детской литературе. Процветание книготорговли характеризовало Самару как читающий город.

Во 2й половине XIX века Самара зарекомендовала себя как город театральный. «Театр затеяли устроить в Самаре в год преобразования её в губернский город».10

8 ноября 1851 года в доме купца Лебедева состоялось первое театральное представление, устроенное труппой приехавшей из Казани актёров под управлением Стрелкова. В 1855 году для театра было построено деревянное здание на 550 мест. В 1862 году его усовершенствовали, обложив здание кирпичём и сделав внутри ремонт.

«Самарское общество очень любит театр. Сколько-нибудь порядочная труппа на всех своих представлениях имеет обыкновение полон театр зрителей. Но по большей части состав труппы Самарского театра бывает очень неудовлетворителен, и любители театра отводят душу или на представлениях заезжих артистов, нередко посещающих Самару, или в любительских спектаклях.»11

В устройстве спектаклей и руководстве театром активное участие принимала С.А. Аксакова, жена губернатора.

До революции театр, построенный на средства города, сдавался Самарской Городской Думой бесплатно, с обязанностью антрененёра отапливать, освещать здание и иметь на свой счёт оркестр. В богатой Самаре конкуренция театров создавала особую атмосферу, и зрителю было из чего выбирать.

Любили самарцы и свои хоры. К началу XX века в Самаре по меньшей мере насчитывалось четыре постоянных высокопрофессиональных хора: Соборный в кафедральном соборе, Покровский и Ильинский хоры и хор домашней церкви реального училища. Существовали они при финансовой поддержке коммерсантов.

Певческое искусство в Самаре вообще ценили во всех формах. Певческие концерты проходили при аншлагах. И не случайно здесь побывали все знаменитости того времени: Собинов, Шаляпин, Вяльцева, Плявицкая и другие.

Культурная жизнь города вовсе не ограничивалась развлечениями.

Для общения родовитых и образованных горожан существовало несколько привелегированных клубов.

Один из старейших клубов Самары – «Благородное собрание», в котором без различия сословий и званий состояли сотни чинов, хотя членские взносы были достаточно велики. В 1864 году клуб был переименован в лучший тогда в Самаре дом, принадлежащий Е.И. Аннаеву.

В1869 году был создан второй клуб – «Сельскохозяйственное собрание»; в 1875 – «Военное собрание». В 1873 году было создано «Общество поощрения образования», поддерживающее учащихся и студентов благотворительными вечерами и концертами. В 1882 году было образованно «Самарское общество любителей музыкального и драматического искусства».

Определённые тенденции в нашем крае имела живопись. Прежде всего славились самобытные иконописные школы, а также классы светской живописи Ф.Е.Бурова. Появление местной живописной школы связано также с именем этого художника. После возвращения в 1891 году выпускник Петербургской академии художеств Ф.Е. Буров организовал кружок любителей живописи. В последствии активный участник этого кружка К.П. Головкин попытался организовать в Самаре художественный музей. Но итогом его усилий стало создание богатой художественной коллекции в Самарском Публичном Музее.

Большую роль в развитии культуры в Самарском крае играли органы управления, особенно земство, которое принимало решения, затрагивающие интересы всех жителей губернии.

«Земством были приняты самые энергичные меры к развитию народного образования, устройству множества сельских школ для детей обоего пола, школы сельских учительниц, школ фельдшерской и повивальной….».12 Земство выделяло стипендии для учащихся и студентов, открыло типографию и статистическое бюро, библиотеки, сельские почты, занималось устройством дорог, возвело губернскую больницу и психиатрическую лечебницу, а также большое число больниц и приемных пунктов в сельской местности и т.д. Всё это, безусловно, закладывало серьёзный материальный фундамент для развития культуры в самом широком смысле этого слова.

Провинциальная культура и жизнь были динамичны, многообразны и одухотворены многими яркими личностями.

Первыми среди них можно назвать П.В. Алабина, разностороннего, талантливого человека, которое в равной степени можно назвать писателем, ботаником, археологом, этнографом, музейным работником, организатором и учредителем школ. Одним словом… - просветитель, человек который внёс с неоценимый вклад в развитие самарской культуры.

«Хотя Самара 60х годов и осваивала недавно приобретенную роль губернского центра, однако пульс культурной жизни здесь едва прощупывался. Город словно ждал приезда такого подвижника, как Алабин, который смог своими идеями и конкретными инициативами пробудить находящиеся в полудрёме городское общество, придать общественно-политической жизни города новое звучание».13

Большой вклад в развитие самарской культуры внёс также К.П. Головкин, который «имея в Самаре весьма доходное дело, но более тяготел к искусству, которому и посвящал большую часть своего времени».14

Большую роль сыграли также и многие самарские коммерсанты, занимавшиеся благотворительностью. Очень часто многие учебные заведения в Самаре поддерживались частными лицами и фирмами. Из состоятельных меценатов наибольшую известность покровителей образования получило семейство хлебопромышленников Субботиных.

Церкви и больницы строились на деньги купцов-меценатов.

Как покровители искусства в Самаре прославились П.И и В.Л Шихобиловы, которые приобрели немало картин известных русских художников для самарского музея.

«Во II половине XIX века культурная жизнь русской провинции имела в своей основе просветительскую идею».15

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: