На современном этапе развития России одним из главных факторов, определяющих перспективы российского общества и государственности, является культура взаимоотношений государства, бизнеса и общества. Современные преобразования в России приобретают тенденцию развития демократических основ гражданского общества и усиления социальной направленности рыночной экономики.
КСО представляет собой материальный фундамент корпоративного гражданства, который активно задействован практически во всех основных формах и направлениях отношений компании со своими контрагентами. В то же время у доктрины корпоративного гражданства есть и сугубо политическое измерение, нацеленное на включение корпорации в системное взаимодействие с другими социальными и политическими институтами. Отношение широких слоев населения к бизнесу до сих пор очень противоречиво. Мировой бизнес учится доказывать важную общественную роль, применяя концепцию корпоративного гражданства, суть которой сводится к следующему: бизнес должен быть направлен не только на извлечение доходов, но и на обустройство общества, делая инвестиции в местное сообщество. Очевидно, что российская специфика затрудняет использование многих эффективных западных практик. Изучение опыта, накопленного западными и международными корпорациями, полезно для понимания сущности как корпоративной социальной ответственности, так и корпоративного гражданства. Так, сравнительный анализ национальных и региональных практик КСО в развитых странах позволил выявить факторы, определяющие вектор и приоритеты становления модели корпоративного гражданства. К таким факторам относятся:
|
· 1) роль государства в национальной экономике, характер отношений государства и бизнеса и уровень их институционализации;
· 2) приоритеты законодательного регулирования деятельности частного сектора;
· 3) отраслевая структура бизнеса;
· 4) наличие авторитетных компаний — лидеров в продвижении практик социальной ответственности;
· 5) традиции благотворительности и волонтерства;
· 6) особенности этики бизнеса;
· 7) уровень институционализации переговорного процесса, в том числе с участием широкого круга стейкхолдеров, и наличие традиций социального партнерства;
· 8) вовлеченность организаций гражданского общества в обсуждение практик КСО и в их мониторинг;
· 9) уровень общественной активности в решении проблем охраны окружающей среды;
· 10) степень заинтересованного участия научного и экспертного сообщества.
В мировой практике деятельность в области КСО воспринимается как прагматичное направление бизнеса и является одним из инструментов, который позволяет:
· • укрепить репутацию и имидж компании. Добросовестная и социально ответственная практика ведения бизнеса приводит к укреплению репутации и имиджа компании в глазах широкой общественности и делового сообщества;
· • сократить издержки взаимодействия с органами власти, а также повысить привлекательность компании как работодателя;
· • улучшить качество управления бизнесом. Социально ответственное ведение бизнеса находит непосредственное отражение в повышении качества управления компанией. Компании, придерживающиеся социально ответственной практики ведения бизнеса, получают такие преимущества, как повышение производительности труда персонала, сокращение операционных затрат, а также увеличение продаж и рост лояльности клиентов;
|
· • повысить инвестиционную привлекательность компании. Следование принципам этической, социально и экологически ответственной практики ведения бизнеса приводит к повышению инвестиционной привлекательности компании. Это, в свою очередь, проявляется в улучшении финансовых показателей деятельности компании и открывает более свободный доступ к капиталу.
Один из существенных аспектов взаимодействия по линии публично-частного партнерства — это изменение роли государства, причем не только в плане превращения его в более равновесного партнера бизнеса и некоммерческих организаций, но и в плане усиления его роли во взаимодействии. По сути дела речь идет о существенном отходе от неолиберальных принципов «чистого рынка», в соответствии с которыми государство полностью отстранялось от вмешательства в сферы экономики, находящиеся за пределами его прямых управленческих функций. В организации работы механизмов публично-частного партнерства государство в лице его федеральных, региональных и муниципальных структур все чаще выступает инициатором или стимулятором партнерских отношений, особенно в случаях, когда дело касается социальной или инновационной активности. В ходе такого взаимодействия складываются новые социальные партнерства. Такие партнерства могут эффективно работать на различных уровнях социальной организации — от локального (проекты по развитию местных сообществ) до глобального (международные инициативы по продвижению лучших практик КСО и принципов корпоративного гражданства (КГ)).
|
Таким образом, очевидно, что складывающиеся партнерства — это феномен не только социально-экономических отношений, но и отношений политических. Он вносит существенные коррективы в саму систему данных отношений. А это процесс, в котором участвует уже не одна сторона и в котором место одностороннего управленческого действия постепенно занимает взаимодействие указанных акторов. Одновременно расширяется и поле публичной политики, которая уже не ассоциируется лишь с политикой государства, но обретает более широкий многосторонний характер. Возрастает также значение сетевого подхода в процессе модернизации политических и общественных структур. Указанные сдвиги, имеющие прямое отношение к развитию и концепции, и практики корпоративного гражданства, поднимают его на более высокий уровень общественных отношений, нежели тот, где реализуется корпоративная социальная ответственность. Как и в других своих измерениях, КСО здесь — важнейший фактор, обусловливающий выход корпораций на новый уровень политического взаимодействия (так же как и само это взаимодействие стимулирует КСО).
Корпоративное гражданство — это стратегия бизнеса по взаимодействию с обществом в целях обеспечения эффективного и устойчивого развития и формирования собственной репутации как ответственного «корпоративного гражданина», полноправного участника такого развития. В рамках этого подхода бизнес рассматривается как ключевой участник не только рыночных, но и иных общественных отношений. Модель КГ ориентирует на трезвую и ответственную оценку влияния предпринимательской деятельности на общественное развитие и на окружающую среду, причём как в пределах национальных сообществ, так и на глобальном уровне. Помимо самих корпораций ключевую роль в выстраивании системы КГ играют институты государства, а также международные организации, в том числе сетевые НКО.
В самом общем плане КСО определяет, как производство товаров и услуг в компании и организация её внутреннего управления соотносятся с интересами, выходящими за рамки исключительно повышения прибыли. КСО является, таким образом, своего рода фундаментом, основой реализации модели КГ, причём как на уровне конкретных социально значимых инициатив, так и на уровне обеспечения их ценностной (социально ответственной) мотивации. С другой стороны, у доктрины КГ есть и сугубо политическое измерение, нацеленное на включение корпорации в системное взаимодействие с другими социальными и политическими институтами.