10 декабря 2008 года мир будет праздновать 60-ю годовщину принятия ООН Всеобщей декларации прав человека – наиболее авторитетного гуманитарного акта в истории человечества. Представленная статья - прототип доклада к форуму в честь этого события.
Согласно научным социологическим представлениям:
Семья – малая социальная группа, основанная на браке, родстве и общем быте.
Брак – социально организованные сексуальные и репродуктивные отношения.
Сейчас много говорится о кризисе семьи и семейных ценностей западной цивилизации: рост количества разводов, числа незарегистрированных браков и процента внебрачных рождений детей. Как будет показано ниже, кризис постиг не семью, а лишь одну модель семьи, которая была навязана цивилизованному миру несколько веков назад, в эпоху контроля церкви над семейными, в т.ч. сексуальными и репродуктивными отношениями.
В семейно-брачных отношениях выделяют следующие компоненты:
1. Эмоционально-биологическая (секс и биологическая репродукция).
2. Социально-психологическая (нематериальные интересы и воспитание потомства).
3. Хозяйственно-экономическая (материальное обеспечение членов семьи)
4. Имущественная (юридические права членов семьи на домохозяйство)
Очевидно, что компоненты 1 и 2 полностью относятся к сфере частной жизни. Они ни при каких условиях не могут быть объектом публично регулируемых отношений, поскольку,
согласно статье 12 Всеобщей декларации: «Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища».
Компонент 3 может быть объектом публично регулируемых отношений только в смысле социальной защиты матери и ребенка. Но, в данном случае, регулирование не связано с брачными и семейными отношениями, как таковыми.
Согласно статье 25: «Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой».
|
Компонент 4 может быть объектом публично регулируемых отношений только при возникновении имущественных споров между членами семьи. Здесь регулирование тоже не связано со спецификой семьи и брака, а происходит из общих принципов гражданского законодательства относительно защиты имущественных прав частных лиц.
Исходя из этого, Всеобщая декларация определяет семейно-брачные отношения, как объект естественного гуманитарного права, т.е. как отношения, не подлежащие искусственному законодательному регулированию со стороны государства.
Согласно статье 16: «Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений… вступать в брак и основывать свою семью».
«Семья является естественной и основной ячейкой общества».
Исчерпывающий перечень законных оснований для регулятивного ограничения прав и свобод (в т.ч. права неприкосновенности частной жизни) дан в статье 29:
«При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».
Отсюда следует, что вмешательство законодателя и правительства в семейно-брачные отношения допустимо только в исключительных случаях – таких, например, как насилие в семье. Согласно статье 5 Всеобщей декларации:
«Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию».
|
Если устройство и деятельность семьи не создает прямой угрозу общественному порядку, не нарушает гуманитарные или гражданские права окружающих и не сопряжена с какой-либо антигуманной практикой, то любое регулирование семейных отношений со стороны государства является грубым нарушением духа и буквы Всеобщей декларации.
Какие бы экзотические формы семейной жизни не избирали для себя по взаимному согласию совершеннолетние граждане, государство не вправе каким-либо образом принуждать их к иному выбору или ставить объем их прав в зависимость от этого выбора
Исходя из этого, Генеральная Ассамблея ООН, в резолюции о Международном годе семьи от 20 сентября 1993, указала, что «в различных социальных, культурных и политических системах существуют различные концепции семьи». Был установлен международный день семьи – 15 мая. Каждый год в этот день публикуется тематический доклад ООН.
Несмотря на особое внимание ООН к правам человека в сфере семьи, в современной юридической реальности имеет место вопиющее нарушение прав человека в этой сфере. Даже в цивилизованных странах, наблюдается постоянное вмешательство государства во все компоненты семейно-брачных отношений и попытки контролировать людей в вопросах выбора моделей семьи путем дискриминационных или запретительных мер.
|
Во-первых, это – повсеместная юридическая практика государственной регистрации браков и установление зависимости прав семьи и ее членов от факта такой регистрации. При этом государство принимает законы, обязывающие людей к унификации семьи, т.е. предписывающие строго определенное семейное устройство.
В подавляющем большинстве цивилизованных стран не регистрируются никакие браки, кроме парных гетеросексуальных бессрочных. При этом установлены запреты на кровное родство участников брачных отношений и на наличие у любого из них предыдущих юридически не расторгнутых брачных отношений.
Во-вторых, это установление юридических обязанностей одних участников формально зарегистрированного брака по отношению к другим его участникам, вне зависимости от существования фактических семейных отношений между ними.
Государство требует от людей выполнения унизительной и, порой, дорогостоящей публичной процедуры юридического расторжения брака, без которой не признается правовая независимость двух бывших участников фактически распавшейся семьи.
В-третьих, это дискриминация незарегистрированных семейно-брачных отношений по сравнению с зарегистрированными. При реализации законодательно утвержденных программ поддержки семьи, государственная регистрация брака является обязательным требованием к претендентам на социальную помощь или льготы такого рода.
Кроме того, законодательство многих цивилизованных стран допускает аналогичную практику в негосударственных программах семейного кредитования. Банки, выдающие молодым семьям кредиты на обзаведение хозяйством, в обязательном порядке требует от кредитополучателя документальных доказательств государственной регистрации брака.
В-четвертых, это психологическая дискриминация детей, живущих в семьях, устроенных иначе, чем указано в государственных актах о семье и браке. Школьные программы гуманитарного образования и воспитания, как правило, построены на постулате о том, что государственная модель семьи является нормой, а все иные модели – отклонением.
При этом социологические исследования показывают, что государственная регистрация брака и стандарты брачно-семейных отношений, установленные законодательством, не выполняют конструктивных функций и являются обременительными для общества
В развитых европейских странах доля взрослых людей, состоящих в зарегистрированном браке, как правило, не превышает 60 процентов, а каждый второй ребенок рождается вне зарегистрированного брака (в Швеции, Норвегии и Эстонии больше половины детей рождается у пар, не состоящих в официальном браке, в Великобритании – около 40%). Даже среди пар, выбравших для себя нуклеарную модель семьи (мужчина, женщина и их дети) около 10 процентов не желают проводить государственную регистрацию брачных отношений. Доля таких пар по некоторым данным выросла вдвое за последние 10 лет и продолжает расти. По статистике, стабильность зарегистрированных и незарегистрированных браков примерно одинакова (каждый второй брак распадается), но в незарегистрированных браках статистически ниже уровень внутрисемейного насилия по отношению к женщинам и детям. С другой стороны, около 80 процентов европейцев (82% мужчин и 78% женщин), состоящих в браке, одновременно имеют сексуальные контакты с другими партнерами (адюльтер).
Исследователь социальной семейной психологии Михаил Лабковский говорит об институте государственной регистрации брака следующее:
«У людей может быть потребность жить вместе и иметь детей, но брак не является человеческой потребностью. Это то, что называется инициативой сверху, в результате возник религиозно-государственно-юридический институт».
То, что в правительственных социологических отчетах принято называть «кризисом брака», является на самом деле следствием изначального правового дефекта европейского законодательства о браке и семье. Это законодательство выросло из церковных воззрений на брак, как на мистико-религиозный акт (поскольку государственная церковь несколько веков выполняла роль органа, регистрирующего брак). Законодательные нормы в этой области были продиктованы не социальными потребностями в регулировании семейных отношений, а церковными догматами, оторванными от реальной жизни. Люди желают создавать семьи, но в приемлемой для себя форме, а не в той единственной форме, которая признается семейным правом. Люди вступают в те или иные формы брака, живут семейной жизнью, рожают и воспитывают детей – а государственная статистика этого не видит, поскольку пользуется заведомо негодным определением брака и семьи.
Обычно европейские государства пытаются поднять престиж такой семьи, которая описана в законодательстве, вместо того, чтобы поддерживать те формы семейных отношений, которые являются удобными и предпочтительными для современных людей в реальной жизни. Из-за этого результат оказывается нулевым или отрицательным.
В тех немногих случаях, когда государственная политика поддержки семьи опиралась не на устаревшие правовые стандарты, заимствованные из церковного учения, а на реальное семейное поведение людей – это тут же дало положительный результат. Так в Швеции коэффициент рождаемости вырос с 1,61 в 1983 году до 2,14 в 1990 году.
Это свидетельствует о глубоком разрыве между действующими нормами семейного права и теми нормами, которые реально требуются для регулирования семейных отношений.
В европейском законодательстве о семье и браке, собственно юридические элементы (регулирование имущественных и неимущественных прав лиц) оказались смешаны с религиозными концептами относительно мистической природы человека и человеческой сексуальности. В юридическое производство были включены отношения, регулирование которых совершенно не свойственно праву (отношения по использованию человеком своих собственных органов в процессе биологического функционирования). Пытаясь юридически выразить религиозные запреты и предписания о разных формах сексуальных контактов, европейская система права породила полностью неадекватную отрасль права.
Когда секуляризация Европы отделила светское право от церковного, институт брака (формально уже гражданский, но нормативно еще опирающийся на церковное учение) был отвергнут новым поколением, как противоречащий представлениям об общественной пользе. В социологии этот период характеризуют, как «сексуальную революцию».
С позиций современной европейской социальной психологии: «Семьей следует считать любое объединение людей, которое определяет себя в качестве семьи и включает в себя индивидов, связанных кровно-родственными связями или браком, а также тех, которые приняли решение разделить свои жизни друг с другом. Это определение включает в себя как "традиционную" нуклеарную семью, так и другие стили жизни, варьирующие от расширенной семьи и системы родственных связей до семей с одним родителем и живущих вместе партнеров одного пола. Ключевые элементы определения семьи состоят в том, что члены этого объединения рассматривают себя как семью, испытывают взаимное тяготение и посвящают себя заботе друг о друге».
Это определение в юридическом смысле рассматривает семью, как бытовую корпорацию, или бытовое некоммерческое партнерство, в котором участники распределяют между собой хозяйственно-экономические функции по взаимной договоренности.
Правовое регулирование имущественных и других экономических отношений в таком партнерстве представляет собой ясную юридическую задачу, соответствующую смыслу и функциям законодательства в современном цивилизованном обществе.
Рассмотрение семьи исключительно как хозяйственно-экономического партнерства, позволяет разумно и справедливо определить имущественные права и охраняемые законом экономические интересы сторон (в т.ч. права на домовладение, как имущественный комплекс, возникающий из экономических вкладов участников).
Правовое положение сторон может устанавливаться в по общим правилами о гражданских сделках (содержание сделки определяется договорами и фактическими действиями сторон, направленными на порождение тех или иных правовых последствий).
При таком подходе естественным образом решается вопрос о правах женщины-домохозяйки на долю в семейном имуществе (едва ли не самый распространенный спор при расторжении брака). Экономическое содержание этих прав может определяться исходя из сложившейся на рынке цены соответствующих бытовых услуг.
Вопрос об алиментах на содержание ребенка вообще выводится из области семейного права, поскольку относится не к спорным отношениям взрослых членов семьи, а к их общим обязанностям по отношению к малолетнему, находящемуся под их опекой и на их совместном содержании. Фактически современные европейские суды уже используют такой подход и действующее семейное право лишь мешает им в решении этих вопросов.
Вопрос об отцовстве может решаться тем путем, который применяют семейные пары, отказывающиеся от регистрации брака: заявление, по которому, с согласия матери рожденного ребенка, мужчина приобретает родительские права и обязанности.
Следует отметить, что предлагаемый подход к регулированию семейных отношений полностью удаляет из юридической сферы посторонние вопросы, касающиеся выбора модели семьи, состава семьи, характера сексуальных контактов внутри и вне семьи (расширенный, парный, гетеро- гомо- би- или а- сексуальный, раздельный, открытый, групповой, свингерский, смешанный, и т.п.). Эти вопросы должны безразличны для права, поскольку составляют предмет исключительно частной жизни, не затрагивают чьих-либо охраняемых законов прав, не влияют на безопасность и благосостояние общества.
Предлагаемая прагматика сугубо материального подхода к юридическому регулированию семьи и брака не противоречит гуманитарным идеалам платонической и физической любви, эстетичной и чувственной эротики, счастливого материнства и детства. Но, все перечисленное, должно лежать вне области юридического контроля, а тем более – вне сферы политического или идеологического контроля либо дискриминации со стороны законодательных, судебных и исполнительных органов государственной власти.
С древнейших времен вступление в брак, создание семьи и рождение детей были связаны в сознании людей с теми или иными идеалами, верованиями и ритуальными действиями частного или общественного характера. Создавая семью в той или иной форме, люди прежде всего имеют в виду не юридические, а идеальные цели, связанные с их мировоззрением или религией. Любая модель семьи содержит свою романтику и опирается на этику, эстетику и мифологию определенной субкультуры. В любой субкультуре приняты свои семейно-брачные ритуалы. Факультативная регистрация брака (или его аналога для тех или иных форм семьи) в соответствии с обычаями светской или религиозной субкультуры, к которой относят себя индивиды, создающие семью, имеет бесспорное социальное значение и может только приветствоваться.
При условии свободного альтернативного выбора субкультуры и формы семьи, такой регистрации может даже придаваться даже некоторое юридическое значение.
Но совершенно недопустимо, чтобы одна форма брака и его регистрации, свойственная какой-то одной мировоззренческой или религиозной субкультуре, устанавливалась законом в качестве исключительной и общеобязательной (как это описано выше на примере европейского законодательства о семье и браке).
Согласно статье 7 Всеобщей декларации: «Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации». Согласно статье 28
«Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены».
Как показано в настоящем докладе, характерные для большинства стран принципы законодательного регулирования семьи и брака несовместимы с нормами Всеобщей декларации. Необходимость кардинального пересмотра этой практики диктуется взятым на себя государствами – членами ООН обязательством «содействовать, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод».
© Розов А. А., https://carians.livejournal.com/211341.html