Г. - Конвенция о правах ребенка.




Тема: «Права, свободы и обязанности человека и гражданина»

Уважаемые студенты! В этой беседе мы с вами должны рассмотреть вопросы:

1. Эволюция представлений о правах человека в истории человечества.

2.Понятие прав и свобод человека. Сущность отношений между личностью и государством.

3.Права и ответственность человека и гражданина. Ответственность государства перед человеком.

4. Анализ выполнения социальных обязанностей студентами группы №5 МОС

Вступительное слово: У каждого человека есть немало потребностей, часть из которых обеспечивает государство.

Права человека - это возможности человека существовать и развиваться как личность, удовлетворять свои потребности, в основном закрепленные законодательством.

При этом следует отметить, что некоторые права человек получает от природы, они присущи ему как физической существу, независимо от того, где, в каком государстве он живет. Таким, например, является право на жизнь - даже государство не может ограничить, отобрать его у человека. Такие права называют природными, или неотчуждаемыми.

Другие права человека реализуются только благодаря тому, что государство обеспечивает это своим аппаратом, своими органами власти. Ведь только государство имеет возможность обеспечить реальное право человека на образование, на социальное обеспечение и т.д.
Достаточно часто мы слышим: «права» и «свободы» человека. В чем же разница между этими правовыми понятиями?Свободы человек может реализовать (осуществить) без всякого вмешательства государства и его органов.
Государство должно лишь обеспечить охрану, незыблемость и защиту этих свобод. Таковы, например, свобода мысли, свобода вероисповедания и др.

Права человека государство должно обеспечить определенными механизмами, юридическими процедурами. Часто для обеспечения отдельного права или группы прав человека принимаются специальные законы, создаются специальные государственные органы.

Например, для обеспечения права образования создаются министерство образования, департаменты и управления образования на местах.

Основные группы прав человека: гражданские (личные), политические, социально-экономические, культурные права.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

XX век принес миру неслыханные ранее по масштабу потрясения - две мировые войны. Во время Второй мировой войны 1939-1945 гг. нарушения прав человека стали массовыми. Миллионы людей были убиты, брошены в концлагеря. Именно уроки этой войны дали понимание того, что права человека должны быть делом не отдельного гражданина и даже не отдельные государства,
а всего человечества.

1945 г. была создана международная организация - Организация Объединенных Наций (ООН). Среди первых документов, которые разработала ООН, был специальный документ, посвященный правам человека. 10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН (высший орган ООН) на своем заседании в Париже приняла Всеобщую декларацию прав человека. Этот документ и ныне определяет основные международно-правовые стандарты прав человека. Соблюдать нормы этой Декларации должно любое государство, которое является демократической и вступило в Организацию Объединенных Наций.Развивая нормы и положения Всеобщей декларации прав человека, ООН разработала и приняла целый ряд международно-правовых актов:

Г. - Конвенция о политических правах женщин.

1959 г. - Декларация прав ребенка;

1965 г. - Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации;

Г. - Международный пакт о гражданских и политических правах.

Г. - Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Г. - Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

Г. - Конвенция против пыток и других бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения.

г. - Конвенция о правах ребенка.

ВОПРОС Прочитайте выдержки из Всеобщей декларации прав человека. Обсудите ее нормы. Какие из указанных прав вы считаете самыми важными для себя? Свое мнение обоснуйте.

Ожидаемый ответ:

Гражданские (личные) права:

Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность.

Статья 7. Все люди равны перед законом.

Статья 13. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах своего государства.

Статья 15. Каждый человек имеет право на гражданство.

Статья 17. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.

Статья 18. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии.

Статья 19. Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их.

Комментарий преподавателя:

Личные (гражданские) права — это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека. Они производны от естественного права на жизнь и свободу, которым от рождения обладает каждый человек, и призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу, защищать личность от произвола со стороны государства и других людей. Эти права позволяют человеку быть самим собой в отношениях с другими людьми и государством.

К гражданским (личным) правам обычно относят возможности человека, необходимые для обеспечения его физической и морально-психологической (духовной) индивидуальности. В соответствии с этим гражданские (личные) права делят на физические и духовные.

Физические права: на жизнь, личную неприкосновенность, свободу передвижений, выбор места жительства, безопасную окружающую среду, жилище и т.д.

Духовные права: на имя, честь и достоинство, на справедливый, независимый и публичный суд.

 

 

Политические права:

Статья 20. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

Статья 21. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или посредством свободно избранных представителей.

Комментарий преподавателя:

Политические права — возможности (свободы) гражданина активно участвовать в управлении государством и в общественной жизни, влиять на деятельность разных государственных органов, а также общественных организаций политической направленности. Это -право избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти и местного самоуправления, право создавать общественные объединения и участвовать в их деятельности, свобода демонстраций и собраний, право на информацию, свобода слова, мнений, в том числе свобода печати, радио, телевидения и др.

Социально-экономические права:

Статья 22. Каждый человек как член общества имеет право на; социальное обеспечение.

Статья 23. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

Статья 25. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.

Комментарий преподавателя: Экономические права — возможности (свободы) человека и гражданина распоряжаться предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности: собственностью и трудом,проявлять предприимчивость и инициативу в реализации своих способностей и приобретении способов для существования, принимая участие в производстве материальных и иных благ. Вплоть до середины XX века важнейшие из этих прав — право на частную собственность, предпринимательскую деятельность и свободное распоряжение рабочей силой — обычно рассматривали как фундаментальные, основополагающие права личности и объединяли их с правами личными (гражданскими). В современных конституциях и других нормативно-правовых актах эти права чаще называют экономическими и выделяют в самостоятельную группу. Опыт существования стран коммунистической ориентации показал, что запрет частной собственности подрывает мотивацию добросовестного инициативного труда. Человек, лишенный условий для проявления предприимчивости, попадает в тотальную зависимость от власти, лишается свободы и индивидуальности. В то же время опыт истории свидетельствует о необходимости ограничения права частной собственности, постановке под контроль демократического государства. Поэтому в законодательствах ФРГ, Франции, Италии и других стран устанавливаются допустимые пределы частной собственности, говорится об ее использовании в интересах общества.

Социальные права — возможности (свободы) личности и гражданина свободно распоряжаться своей рабочей силой, использовать ее самостоятельно или по трудовому договору, т.е. право на свободный труд (выбор вида деятельности, безопасные условия труда, гарантированные минимальные размеры его оплаты и т.п.), право на социальное обеспечение, отдых, образование, достойный уровень жизни и др. В XX веке под влиянием рабочего движения, социалистических (левых и правых) партий, а также деятельности социалистических государств (в том числе СССР) был поставлен вопрос об углублении понимания экономических прав, о конституционном закреплении социальных правах человека и гражданина.

Важнейшие из них были включены во Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г. Ст. 11 Международного пакта провозгласила, что должно быть обеспечено право каждого человека на достаточный уровень для него и его семьи, включающий удовлетворительное питание, одежду и жилище.

Культурные права:

Статья 26. Каждый человек имеет право на образование.

Статья 27. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе.

Комментарий преподавателя:

Культурные права — возможности (свободы) сохранения и развития национальной самобытности человека, доступа к духовным достижениям человечества, их усвоения, использования и участия в дальнейшем их развитии. К ним относятся: право на образование; обучение на родном языке; право на использование отечественных и мировых достижений культуры и искусства; право на свободное научное, техническое и художественное творчество.

Экологические права — возможности (свободы) пользоваться природной средой как естественной средой обитания. Это права на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья от ее неблагоприятного воздействия, возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу экологическими правонарушениями, на природопользование и др.

 

Использование человеком своих прав одновременно предполагает его обязанность защищать и укреплять эти права — ради самого себя и ради других.

Права существуют только тогда, когда признаются другими гражданами государства.

Свои требования к гражданам государство формирует в системе обязанностей и устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение. Во Всеобщей декларации прав человека (п.1 ст.29) определено: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности».

Так же, как и права человека, основные юридические обязанности фиксируются в конституции и других законах государства.

Классификация обязанностей:

Личные (гражданские)

Политические

Экономические

Социальные

Культурные

Экологические

Личные обязанности можно разделить на физические (например, содержать несовершеннолетних детей) и духовные (например, уважать честь, достоинство другого человека).

Экономические обязанности — обязанность отдавать часть своего дохода в виде налога на общественные потребности

Политические обязанности — соблюдать конституцию и коны, защищать родину и др.

Социальные обязанности — обязанность трудиться и др.

Культурные обязанности — заботливо относиться к памятникам истории культуры человечества и др.

Экологические обязанности — беречь природу; компенсировать ущерб, причиненный загрязнением и иным отрицательным воздействием на окружающую природную среду.

В каждом государстве права человека закрепляются либо в конституции, либо в специально посвященной им декларации. В текущих законах и подзаконных юридических актах предусматриваются процедуры, механизмы реализации и защиты основных прав человека, закрепленных в конституции. Нормы о правах человека могут обладать как прямым действием, так и действием через конкретные специальные законы, устанавливающие формы их реализации. Принцип прямого действия (является более демократическим, однако его реализация предполагает высокий уровень правовой культуры.

Важно не только законодательное закрепление прав, но и адекватное восприятие действующего нормативного материала всеми его адресатами, что находит выражение в непосредственной правореализующей деятельности человека и в правоприменительной деятельности государства. Последняя включает возможность принудительного исполнения прав граждан и устранения препятствий на пути их реализации.

Комментарий классного руководителя учебной группы:
Уважаемые студенты! Теперь прочитайте и посмотрите анализ выполнения вами своих социальных обязанностей - обязанности трудиться

1. Перед выходом на дистанционное обучение каждый из вас получил памятку

2. Вам сообщены сайты всех преподавателей, ведущих у вас ОДБ, ОДП, ОП, МДК, УП



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: