Задание № 2а. Провести исследование методом контент-анализа (вариант 2адля желающих, вместо контрольной работы).
Выполненное задание должно содержать:
- Формулировку цели и задач исследования – что вы хотите узнать о выбранном предмете.
- Объект исследования – это может быть любой документ, материальный носитель информации – статьи и/или заголовки в газете, журнале; радиопередачи; телепередачи; фотодокументы; названия отелей, ресторанов, турфирм и т.д.Объект исследования должен быть представлен в той или иной форме: газета, журнал, видеоролик,.. сборники народных песен и т.п.).
- Предмет исследования – это то, что вы хотите узнать о выбранном объекте - какие-то его свойства, контекст и подтекст. (Песни – это отражение народного сознания. Определить временную направленность песен, а, следовательно, и народного сознания – какое время преобладает в песнях: прошлое, настоящее или будущее).
- Определить категории анализа, смысловые единицы текста (эмпирические индикаторы) и единицы счета.
- Определитьпроцедуру подсчета выбранных смысловых единиц, т.е того, как они представлены в выбранном информационном массиве (сборниках народных песен).
Для задание № 2а: Провести количественный анализ – подсчитать смысловые единицы.
- Высказать предположение о возможном результате, т.е. сформулировать гипотезу. Сделать выводы (для задания № 2А)
---------------------------------------------------------------------
Контент-анализ
Контент-анализ (content–analysis – англ.) качественно-количественный метод изучения содержания информации. Объектом контент-анализа является любой документальный носитель информации: сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения, интервью, дневники, фотодокументы и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет. Особым достоинством контент-анализа является то, что он нередко позволяет выявить скрытую тенденцию.
В разработке и практическом применении контент-анализа выделяют несколько стадий.
После того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа —
Сущность контент-анализа заключается в систематической фиксации заданных единиц изучаемого содержания и в подсчете частоты их использования. Это можно делать в самых разнообразных целях.
1. Наиболее важным является определение категорий анализа –наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским целям. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте… Это могут быть виды эмоций (радость, грусть, гнев…); типы взаимоотношений мужчин и женщин, взрослых и детей, влюбленных; образцы поведения и многое другое.В практике отечественного контент-анализа сложилась довольно устойчивая система категорий — знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др.
2. Категории контент-анализа должны быть исчерпывающими (охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования), взаимоисключающими (одни и те же части не должны принадлежать различным категориям), надежными (между кодировщиками не должно быть разногласий по поводу того, какие части содержания следует относить к той или иной категории) и уместными (соответствовать поставленной задаче и исследуемому содержанию). При выборе категорий для контент-анализа следует избегать крайностей: выбора слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст, и выбора слишком крупных категорий, т.к. это может привести к упрощенному, поверхностному анализу. Иногда необходимо принимать во внимание и отсутствующие элементы текста, которые могут быть значимыми для контент-анализа. поскольку одно и то же содержание может быть выражено с помощью разных языковых средств.
3. Вслед за выделением категорий анализа надо сформулировать их конкретные эмпирические индикаторы: смысловые единицы, или единицы анализа - лингвистические единицы речи или элементы содержания. В практике отечественных исследований наиболее, употребительными единицами анализа являются слово, простое предложение, суждение, тема, автор, герой, социальная ситуация, сообщение в целом и др. Это могут быть, определенные качества личности, социальная принадлежность, позитивная или негативная позиция автора, частота отдельных тем или высказываний и т.д. Например, для единицы анализа «слово» контекстуальная единица — «предложение».
3. Определить единицу счета - количественную меру взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений. Наиболее употребительны такие единицы счета, как время-пространство (число строк, площадь газетной полосы в квадратных сантиметрах, минуты, длительность вещания и т.п.), появление признаков в тексте, частота их появления (интенсивность). Смысловые единицы и единицы счета могут совпадать.
4. Процедура контент-анализа заключается в подсчетесмысловых единиц, в выбранном информационном массиве. (Например, подсчитываем частоту использования глаголов, настоящего, прошедшего или будущего времени).
* * *
Пример, Н.А. Рыбников при анализе более 500 автобиографических сочинений детей рабочих, написанных в 1926-1928 гг. проследил, как распределяются положительные и отрицательные оценки школьниками своей жизни в зависимости от возраста и пола.
Примерисследованияпроведенного по следующему заданию:
Вам нужно просмотреть 5 выпусков любой из 30-минутных информационных передач (типа «Вести», «Время», «Вести-Урал» и т.п. – по выбору) и изучить с помощью контент-анализа образ социальной группы, формируемый данной программой.
Для этого Вы выбираете какую-либо социальную группу (женщины, чеченцы, учителя и т.д.), и во время просмотра первой передачи делаете кодировочную матрицу (то есть фиксируете, какие категории и подкатегории встречаются или могут встречаться в сообщениях СМИ), а также проводите пилотажное (пробное) кодирование.
Пример категорий и подкатегорий:
§ Категория 1 – материальное положение
Подкатегории: 1.1 – бедственное
1.2 – исправляется (добавили зарплату, выплатили долги и т.п.)
1.3. средний достаток
1.4. выше среднего
1.5.высокий
§ Категория 2 – достижения
Подкатегории: 2.1 – любовь детей
2.2 – признание общества (награды, премии)
2.3 – воспитание талантов и т.п.
§ Категория 3 – активность
Подкатегории: 3.1 – бастуют, пикетируют
3.2 – вносят предложения
3.3 – не идут работать в школу и т.п.
В конце делаете вывод
--------------------------------------------------
Тема исследования : Изучение образа социальной группы (жителей г.Екатеринбурга) в СМИ методом контент-анализа.
1. Характеристика СМИ.
В качестве объекта анализа взята программа новостей: «Главные новости Екатеринбурга» на телеканале «41-Домашний». ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: «41-Домашний» – это канал для всей семьи. Он адресован, прежде всего, семейной аудитории – тем, для кого семейные ценности являются приоритетными.
2. Для анализа была выбрана наиболее часто упоминаемая в новостях «41-Домашний» группа – жители Екатеринбурга.
По частоте упоминаний в СМИ группы распределились, следующим образом:
1-е место - жители Екатеринбурга (что ожидаемо)
2-е место – дети (упоминаются в 1,9 раза реже, чем жители)
3-е место – жильцы, упоминаются в 2,4 раза реже, чем жители и в 1,3 раза реже, чем дети.
Упоминание других групп достаточно редкое.
Категории анализа.
1. Активное участие в жизни города
Подкатегории (смысловые единицы):
1.1. – деятельность на благо города
1.2. – наблюдают и сообщают об интересных событиях (наблюдательные «природолюбы»)
1.3. – реагируют, обнаруживая нарушения, недостатки, опасности
1.4. – реальные действия оказания помощи
1.5. - вносят предложения
2. Достижения и творчество
1.выдающиеся успехи (победы и пр.)
2. люди успеха
3. творчество
3. Взаимотношения с властью – администрацией города и ее структурами
3. 1. власть заботится о горожанах
3. 2. власть ухудшает жизнь горожан
3.3. взаимоотношения горожан с коммунальным хозяйством города
3.4.наказания
4. Счастливая жизнь горожан
4.1.празднования и массовые городские мероприятия
4.2. страдания от криминальных событий, носящих массовый характер
4.3. страдания при взаимоотношении горожан с коммунальным хозяйством города
4.4. несчастные случаи с горожанами, в том числе обманы
4.5. конфликты, в том числе судебные