Задание № 4. Разработать программу исследования методом наблюдения.





Выполненное задание должно содержать:

Программу наблюдения.

а) определить проблему и цель наблюдения, сформулировать гипотезу (не для всякого наблюдения).

б) определить объект(ы) наблюдения. Объектом чаще всего выступают люди, какие-либо группы.

в) предмет наблю­дения. Например, если цель наблюдения - установление особенностей речи, объект наблюдения -младшие подростки, тогда предмет наблюдения — речь млад­ших подростков.

г) Определить категории и единицы наблюдения. Определить категорию – значит выделить в изучаемом предмете его существенные признаки, характеристики.

д) выбрать метод обработки и интерпретация результатов исследования

2. Методику наблюдения. Любая методика включает в себя определение способа наблюдения и регистрации данных:

a) выбор ситуации наблюдения (условия проведения наблюдения – где и когда, время - установить временные рамки наблюдения и составить его гра­фик)

b) план-схему наблю­дения (ситуация - объект - время: что, за чем, в какой последовательности);

c) форму регистрации наблюдаемых объектов или вид записи - от руки, кино, фото, аудио или видеосъемка),

d) разработку блан­ков регистрации наблюдаемого явления.

3. Процедура наблюдения.Процедура наблюденияэто процесспроведения самого наблюдения: сбор данных и запись результатов наблюдения.Описаниепроцедуры наблюдения.

4. Итоги:анализ полученных данных и выводы по итогам наблю­дения.Выбрать способ обработки и предъявления полученных данных (таблицы, диаграммы, демонстрация отдельных выявленных элементов, сравнение). Анализ и интерпретация данных. Результаты подтверждают или опровергают исходную гипотезу. Делается общий вывод по результатам исследования.

---------------------------------------

Наблюдение

Наблюдение обычно применяется, когда необходимо получить первоначальное представление о какой-либо стороне поведения, выдвинуть предположения о ее психологических причинах. Проверка этих предположений чаще всего осуществляется при помощи тестирования.

Преимущества метода наблюдения:

– Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.

– Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.

Виды наблюдения

В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения можно выделить две основные разновидности этого метода.

1. Стандартизированная техника наблюдения предполагает: наличие предварительно де-тально разработанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать; опре-деление условий и ситуаций наблюдения; инструкций для наблюдателей; единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений.

2. Разновидность методики наблюдения – неструктурированное, или не стандартизиро-ванное, наблюдение. В этом случае исследователь определяет лишь общие направления наблюдения, согласно которым результаты фиксируются в свободной форме непосред-ственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.

Сбор данных в неструктурированном наблюдении не исключает при их обработке систематизацию с помощью формализованных методов, предполагающих получение некоторых количественных характеристик. Часто результатом неструктурированного наблюдения становится разработка формализованных процедур наблюдения.

-------------------------------------------------------

Пример

Схема наблюдения за ребенком при психологическом обследовании (для детей от 6 до 15 лет)(Черны В., Комарик Т. Компендиум психодиагностических методов. — Братислава, 1988.-Т. 2.-С. 215-216)

При создании схемы наблюдения авторы исходили из требования создать пособие, которое бы объединило и упростило систему наблюдения и беседы. Исходными моментами служили анализ хода обычного психологического обследования, выбор психологических понятий и терминов, ознакомление с научной литературой и схемами похожего типа. Схема содержит понятия, относящиеся к определенным проявлениям поведения ребенка и его характеристикам. Задача психолога — отметить характерные для ребенка особенности.

Основой схемы наблюдения является бланк, состоящий из следующих частей:

1) прямое наблюдение;

2) производные характеристики;

3) темы для беседы.

Первая часть бланка касается данных, полученных в процессе наблюдения, и содержит следующие характеристики ребенка (категории и единицы наблюдения):

1. Внешние данные - соматотип, походка, лицо, мимика и пантомимика, кожа, зубы, гигиена, косметика, одежда.

2. Характеристики речи— голос, темп, разговорчивость, произношение, словарь, вербальные реакции.

3. Общая подвижность— быстрота, точность, целенаправленность, напряженность, нарушение подвижности.

4. Социальное поведение— установление контакта, изменения поведения по ходу обследования, общественные навыки и вежливость, качественные показатели социального поведения (относящиеся к проявлениям до-минантности, агрессии, субмиссии и аффилиации).

5. Настроение— эйфория, беззаботность, счастье, ровное настроение, серьезное настроение; изменчивость настроения под влиянием внешних факторов.

6. Поведение в ситуации решения задач (теста) — отношение к заданиям, рабочие навыки, внимательность.

7. Признаки невротической напряженности — движения рук, гримасы, кусание ногтей; потение, дрожание рук и т. д.

----------------------------------------

Пример не очень удачной программы исследования методом наблюдения

Цель наблюдения: Наблюдение за взаимодействием членов групп между собой

Предмет наблюдения - Взаимоотношения между студентами

Объекты наблюдения - Студенты групп РС, ГС и Т-09

Категории наблюдения:

1. Сформировавшиеся кучки студентов;

2. Темы для общения;

3. Частота встреч во внеучебное время;

4. Эмоциональность в общении;

5. Проявление инициативы в помощи друг к другу.

Нет единой системы наблюдения, т.е. летят два крокодила –один зеленый , другой направо.

Ситуация наблюдения:

• 1 учебный день

• 2 пары (по 1,5 ч)

• 1 перерыв (10 мин)

Для работы над ошибками необходимо:

1. Изменить формулировку цели (цель – для чего, зачем)

2. Предмет наблюдения - конкретизировать

3. Определить и исправьте ошибки в выделении категорий наблюдения: логика выделения категорий, их связь с целью, однозначность понимания и возможность фиксации

4. Уточнить ситуацию наблюдения

 

 





Читайте также:
Методы цитологических исследований: Одним из первых создателей микроскопа был...
Теория по геометрии 7-9 класс: Смежные углы – два угла, у которых одна...
Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное ...
Понятие о дефектах. Виды дефектов и их характеристика: В процессе эксплуатации автомобилей происходит...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.02 с.