Выполненное задание должно содержать:
Программу наблюдения.
а) определить проблему и цель наблюдения, сформулировать гипотезу (не для всякого наблюдения).
б) определить объект(ы) наблюдения. Объектом чаще всего выступают люди, какие-либо группы.
в) предмет наблюдения. Например, если цель наблюдения - установление особенностей речи, объект наблюдения -младшие подростки, тогда предмет наблюдения — речь младших подростков.
г) Определить категории и единицы наблюдения. Определить категорию – значит выделить в изучаемом предмете его существенные признаки, характеристики.
д) выбрать метод обработки и интерпретация результатов исследования
2. Методику наблюдения. Любая методика включает в себя определение способа наблюдения и регистрации данных:
a) выбор ситуации наблюдения (условия проведения наблюдения – где и когда, время - установить врем е нные рамки наблюдения и составить его график)
b) план-схему наблюдения (ситуация - объект - время: что, за чем, в какой последовательности);
c) форму регистрации наблюдаемых объектов или вид записи - от руки, кино, фото, аудио или видеосъемка),
d) разработку бланков регистрации наблюдаемого явления.
3. Процедура наблюдения. Процедура наблюдения – это процесспроведения самого наблюдения: сбор данных и запись результатов наблюдения.Описаниепроцедуры наблюдения.
4. Итоги: анализ полученных данных и в ыводы по итогам наблюдения. Выбрать способ обработки и предъявления полученных данных (таблицы, диаграммы, демонстрация отдельных выявленных элементов, сравнение). Анализ и интерпретация данных. Результаты подтверждают или опровергают исходную гипотезу. Делается общий вывод по результатам исследования.
---------------------------------------
Наблюдение
Наблюдение обычно применяется, когда необходимо получить первоначальное представление о какой-либо стороне поведения, выдвинуть предположения о ее психологических причинах. Проверка этих предположений чаще всего осуществляется при помощи тестирования.
Преимущества метода наблюдения:
– Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
– Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
Виды наблюдения
В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения можно выделить две основные разновидности этого метода.
1. Стандартизированная техника наблюдения предполагает: наличие предварительно де-тально разработанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать; опре-деление условий и ситуаций наблюдения; инструкций для наблюдателей; единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений.
2. Разновидность методики наблюдения – неструктурированное, или не стандартизиро-ванное, наблюдение. В этом случае исследователь определяет лишь общие направления наблюдения, согласно которым результаты фиксируются в свободной форме непосред-ственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.
Сбор данных в неструктурированном наблюдении не исключает при их обработке систематизацию с помощью формализованных методов, предполагающих получение некоторых количественных характеристик. Часто результатом неструктурированного наблюдения становится разработка формализованных процедур наблюдения.
-------------------------------------------------------
Пример
Схема наблюдения за ребенком при психологическом обследовании (для детей от 6 до 15 лет)(Черны В., Комарик Т. Компендиум психодиагностических методов. — Братислава, 1988.-Т. 2.-С. 215-216)
При создании схемы наблюдения авторы исходили из требования создать пособие, которое бы объединило и упростило систему наблюдения и беседы. Исходными моментами служили анализ хода обычного психологического обследования, выбор психологических понятий и терминов, ознакомление с научной литературой и схемами похожего типа. Схема содержит понятия, относящиеся к определенным проявлениям поведения ребенка и его характеристикам. Задача психолога — отметить характерные для ребенка особенности.
Основой схемы наблюдения является бланк, состоящий из следующих частей:
1) прямое наблюдение;
2) производные характеристики;
3) темы для беседы.
Первая часть бланка касается данных, полученных в процессе наблюдения, и содержит следующие характеристики ребенка (категории и единицы наблюдения):
1. Внешние данные - соматотип, походка, лицо, мимика и пантомимика, кожа, зубы, гигиена, косметика, одежда.
2. Характеристики речи — голос, темп, разговорчивость, произношение, словарь, вербальные реакции.
3. Общая подвижность — быстрота, точность, целенаправленность, напряженность, нарушение подвижности.
4. Социальное поведение — установление контакта, изменения поведения по ходу обследования, общественные навыки и вежливость, качественные показатели социального поведения (относящиеся к проявлениям до-минантности, агрессии, субмиссии и аффилиации).
5. Настроение — эйфория, беззаботность, счастье, ровное настроение, серьезное настроение; изменчивость настроения под влиянием внешних факторов.
6. Поведение в ситуации решения задач (теста) — отношение к заданиям, рабочие навыки, внимательность.
7. Признаки невротической напряженности — движения рук, гримасы, кусание ногтей; потение, дрожание рук и т. д.
----------------------------------------
Пример не очень удачной программы исследования методом наблюдения
Цель наблюдения: Наблюдение за взаимодействием членов групп между собой
Предмет наблюдения - Взаимоотношения между студентами
Объекты наблюдения - Студенты групп РС, ГС и Т-09
Категории наблюдения:
1. Сформировавшиеся кучки студентов;
2. Темы для общения;
3. Частота встреч во внеучебное время;
4. Эмоциональность в общении;
5. Проявление инициативы в помощи друг к другу.
Нет единой системы наблюдения, т.е. летят два крокодила –один зеленый, другой направо.
Ситуация наблюдения:
• 1 учебный день
• 2 пары (по 1,5 ч)
• 1 перерыв (10 мин)
Для работы над ошибками необходимо:
1. Изменить формулировку цели (цель – для чего, зачем)
2. Предмет наблюдения - конкретизировать
3. Определить и исправьте ошибки в выделении категорий наблюдения: логика выделения категорий, их связь с целью, однозначность понимания и возможность фиксации
4. Уточнить ситуацию наблюдения