Приёмы целеполагания для детей дошкольного возраста и что может помешать педагогу достичь цели образовательной деятельности в реализации ФГОС ДО.




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»

РМО воспитателей старших групп

Консультация

«Приёмы целеполагания для детей

Дошкольного возраста»

Подготовила

Старший воспитатель, Свиридова Г.В.

Рославль, 2020

Приёмы целеполагания для детей дошкольного возраста и что может помешать педагогу достичь цели образовательной деятельности в реализации ФГОС ДО.

Цель: ознакомление педагогов с приёмами целеполагания для детей дошкольного возраста.
Задачи:

· познакомить педагогов со специальными знаниями и практическими умениями в области определения темы и постановки цели занятия совместно с детьми;

· научить использовать в практике приёмы целеполагания;

· повысить уровень теоретической подготовки педагогов.

Целеполагание педагогическое – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.

Цель – заранее запланированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе получения той или иной деятельности.


Традиционно педагог в начале занятия называл его тему и четко проговаривал цель, что сразу предполагало субъектно-объектные отношения, при которых цель – прежде всего получение знаний. Современная педагогика требует умения осознавать и другие цели. «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». (Л.Н.Толстой).
Стратегической целью современного развивающего обучения является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта умение учиться, т.е. учить себя. Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить.
Изменения в дошкольном образовании дают свободу педагогу в выборе форм и методов обучения детей дошкольного возраста. Главным результатом современного обучения является то, что ребенок усвоил, насколько это способствовало его развитию, формированию интегративных качеств личности.

Первая задача - развить ребенка, чтобы он мог и хотел добыть (а не получить) знания.

Развивающее занятие – это не занятие готовых истин, а занятие поиска истины. Его признак – сомнение детей в своих знаниях и даже в том, что говорит педагог. Именно с сомнения начинается поиск и творчество, именно сомнение вызывает интерес и показывает зарождение интереса… Обычное занятие учит отвечать. Занятие развития учит спрашивать” (Давыдов В. В.)
Переориентация детского мышления с результатов на способы действия возможна лишь в процессе решения цели и задач. Но что значит поставить перед ребенком цель или задачу? Их недостаточно просто выдвинуть – задача, сформулированная педагогом, должна быть принята ребёнком, т. е. стать его собственной задачей. Вопрос, на который предстоит ответить на занятии, должен стать собственным вопросом ребёнка, иначе он получит от педагога ответ на незаданный, не интересующий его вопрос и распорядится этим ответом так, как любой человек распоряжается случайной информацией, которую он сам не искал, не запрашивал: может быть, заинтересуется, может быть, “пропустит мимо ушей”.

Постановка темы и учебной цели связана с двумя принципиально важными “открытиями” для детей:
1) они должны обнаружить, что чего-то не знают (не владеют способом решения какой-то задачи);
2) они должны хотеть решить эту цель, стремиться к ее решению.
Цели должны быть:
- Диагностируемые.
- Конкретные.
- Понятные.
- Описывающие желаемый результат.
- Реальные.
- Побудительные (побуждать к действию).
- Точные.
- Личностно- значимыми для воспитанников.
Рассмотрим принципы постановки темы и цели:
1) Вводимое понятие должно быть предельно общим, с тем, чтобы последующие темы выступали для детей как конкретизация, уточнение первой темы.
2) Прежде чем вводить новое знание, необходимо создать ситуацию жизненной необходимости его появления.
3) Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности подвести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию самостоятельного поиска, предварительных догадок и гипотез.
4) Педагог выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия. В результате детьми делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

Некоторые приемы целеполагания:
1. Ситуация Яркого пятна

Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели занятия.
Например, тема "Число и цифра 6". 2 4 1 6 3 5 0
2. Исключение
Прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.
Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Например, тема "Дикие животные".

Второй вид. Задаём детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Например, по теме "Насекомые".
– Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка".
– Что общего во всех словах? (Названия животных)
– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.
3. Группировка
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей занятия.
4. Домысливание
Например: «Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами»
I. Организационный момент.
II. Введение в тему занятия.
- Мы с вами уже многое умеем и знаем. Поэтому именно к нам обратился за помощью один очень известный сказочный герой. Он очень не любит учиться. Говорит, что умеет кушать, на улице играть. А больше ему ничего не надо.
Он не знает ничего…
А вы знаете его…
Мне ответьте без утайки-
Кто в гостях у нас? (Незнайка)
- Незнайка на занятии писал предложения под диктовку и не справился с заданием. Умница Знайка ни одного балла ему за работу не поставил.
- Внимательно прочитайте предложения, посмотрите на ошибки. Подумайте, какой материал не усвоил Незнайка? Чего он не знает?
5. Проблемная ситуация
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Например, «
Педагог предлагает детям присесть, удобно расположиться и послушать одну историю.
ІІ Сообщение темы и цели занятия
Педагог: Сегодня мы должны познакомиться с новой буквой и звуком. А с какой, догадайтесь.
Педагог: эта история произошла в одном сказочном лесу, в котором, жил озорной


Но всегда нужно помнить, что обязательными условиями использования приемов целеполагания являются:
- учет уровня знаний и опыта детей;
- доступность, т.е. разрешимая степень трудности;
- толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных;
- вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
На занятиях организовать постановку темы и цели и решения учебной задачи довольно сложно, но это возможно. Педагогу необходимо продумывать каждый шаг, каждый вопрос, каждое задание, чтобы цель стала
“собственной” целью для детей, чтобы дети понимали значимость этой цели и необходимость ее решения.

 

Слайд 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: