Коммуникативные качества речи




Уместность речи – это особое коммуникативное качество peчи, которое как бы регулирует в конкретной языковой ситуации содержание других коммуникативных качеств.

Богатство речи – это показатель степени разнообразия использованных речевых и языковых средств.

Чистота речи – чистая речь это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов

Точность речи – этознание предмета высказывания, темы речи (так называемая, предметная точность), и четкое соответствие между употребляемыми в речи словами и теми значениями, которые закреплены за ними в языке (точность понятийная).

Логичность речи – коммуникативное качество речи, предполагающее ясное, точное и непротиворечивое высказывание.

Выразительность речи – это речь, способная поддерживать внимание, возбуждать интерес слушателя (или читателя) к сказанному (написанному).

Правильность речи – обеспечивает ее понятность, а в этическом плане это означает заботу об адресате.

 

 

Бла бла бла

 

Речевое общение

Основные единицы речевого общения включают в себя: Речевое событие, речевое взаимодействие.

Речевое событие – это протекающий в контексте речевой ситуации дискурс. Дискурсом называют связный текст в совокупности с экстралингвистическими – прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факто­рами; это текст, взятый в событийном аспекте.

Речевое событие включает два основных компонента:

1) словесную речь (то, что говорится, о чём сообщается) и то, что ее сопровождает (дискурс);

2) условия, обстановку, в которой происходит речевое об­щение между участниками, включая самих участников, кото­рые существенно влияют на речевое событие (речевая ситуа­ция).

Таким образом, речевое событие можно представить в виде формулы: «это дискурс плюс речевая ситуация».

Речевая ситуация – это ситуация, составляющая контекст высказывания, порожденного в речевом акте.

Различают канонические и неканонические речевые ситуации.

Каноническими считаются ситуации, когда время произ­несения (время говорящего) синхронно времени его восприя­тия (времени слушающего), то есть определен момент речи; ког­да говорящие находятся в одном и том же месте и каждый ви­дит то же, что и другой (в идеале, они располагают общим полем зрения); когда адресат – конкретное лицо и т.д.

Неканонические ситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, то есть время произнесения выс­казывания, может не совпадать со временем адресата, то есть вре­менем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступле­ния) и т.д.

Речевое взаимодействие представляет собой очень сложный процесс, протекание которого определяется как биологическими, так и социальными факторами.

Структура речевого взаимодействия включает в себя следующие элементы:

1) говорящий (адресант речи, референт);

2) слушающий (адресат речи, реципиент);

3) предмет речи (то, о чём говорят), – это определенный фрагмент действительности, информация о котором определяет содержание речи;

4) язык – это коммуникативный код, известный обоим участникам речевого взаимодействия;

5) высказывание – это коммуника­тивная речевая единица, которая содержит в себе все то, что исходит от говорящего по поводу того, о чем он говорит для своего адресата при помощи языка, известного им обоим.

Речевой этикет

Этикетная формула речи Пример
Приветствия Привет! Здравствуй(те)! Добро пожаловать! Добрый день (вечер)! Доброе утро! Приветствую(ем)!
Прощания и пожелания Пока! Привет! Счастливо! Счастливо оставаться! Прощай(те)! До (скорого) свидания! До (скорой) встречи! До завтра! Удачи! Добрый путь! Счастливого пути! С Богом!
Просьбы Пожалуйста! Ради бога! Будьте любезны (будь любезен)! Будьте добры (будь добр)! Будь другом!
Благодарности Спасибо! Благодарю (им)!
Извинения Прости(те)! Извини(те)!
Знакомства Будем знакомы! Как Вас (тебя) зовут? Мне очень приятно с Вами познакомиться! Мне хочется с Вами познакомиться! Я хочу с Вами познакомиться! Я рад с Вами познакомиться!

Русский речевой этикет богат различными фразами и словами. Этому способствует образность и своеобразие русского языка. Он имеет огромное количество различных слов и выражений, которые используются в самых разных речевых ситуациях. Правильная, тактичная и грамотная речь – признак культурного, хорошо воспитанного и образованного человека.

Одной из особенностей русского этикета является применение местоимений «ты» и «вы». Если, например, в английском языке таких разграничений нет, в русском языке и при общении оно присутствует и имеет огромное значение. Местоимение «вы» используется при уважительном общении с посторонним человеком, а также со старшим по возрасту. «Ты» применяется при общении в среде родственников, людей приблизительно одинакового возраста. Использование местоимения «ты» предполагает более близкое общение между людьми, а «вы» ставит своеобразную дистанцию.

В деловом общении в русском речевом этикете также обязательным является употребление таких слов как «уважаемый», «глубокоуважаемый» и другие. Используются они при обращении к вышестоящим по должности людям, а также к старшим по возрасту.

В обыденном разговоре среди людей при разнице в возрасте часто используются такие слова как «дядя» или «тетя». Такое обращение общепринято когда, например, ребенок общается с взрослым незнакомым человеком или родственником.

Приветствие одного человека другому выражается фразами «Здравствуйте!», «Добрый день», «Рад Вас видеть», «Привет» (например, в дружественном общении) и др. При расставании общепринятыми являются фразы «До свидания», «До встречи». Благодарность выражается словами «Спасибо», «Большое спасибо», желание извиниться – «Простите», «Прошу прощения», приглашение – «Разрешите Вас пригласить», «Буду рад Вас видеть», несогласие с точкой зрения собеседника – «Извините, но я думаю иначе», «Вынужден Вам возразить» и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: