Уместность речи – это особое коммуникативное качество peчи, которое как бы регулирует в конкретной языковой ситуации содержание других коммуникативных качеств.
Богатство речи – это показатель степени разнообразия использованных речевых и языковых средств.
Чистота речи – чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов
Точность речи – этознание предмета высказывания, темы речи (так называемая, предметная точность), и четкое соответствие между употребляемыми в речи словами и теми значениями, которые закреплены за ними в языке (точность понятийная).
Логичность речи – коммуникативное качество речи, предполагающее ясное, точное и непротиворечивое высказывание.
Выразительность речи – это речь, способная поддерживать внимание, возбуждать интерес слушателя (или читателя) к сказанному (написанному).
Правильность речи – обеспечивает ее понятность, а в этическом плане это означает заботу об адресате.
Бла бла бла
Речевое общение
Основные единицы речевого общения включают в себя: Речевое событие, речевое взаимодействие.
Речевое событие – это протекающий в контексте речевой ситуации дискурс. Дискурсом называют связный текст в совокупности с экстралингвистическими – прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами; это текст, взятый в событийном аспекте.
Речевое событие включает два основных компонента:
1) словесную речь (то, что говорится, о чём сообщается) и то, что ее сопровождает (дискурс);
2) условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками, включая самих участников, которые существенно влияют на речевое событие (речевая ситуация).
Таким образом, речевое событие можно представить в виде формулы: «это дискурс плюс речевая ситуация».
Речевая ситуация – это ситуация, составляющая контекст высказывания, порожденного в речевом акте.
Различают канонические и неканонические речевые ситуации.
Каноническими считаются ситуации, когда время произнесения (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего), то есть определен момент речи; когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой (в идеале, они располагают общим полем зрения); когда адресат – конкретное лицо и т.д.
Неканонические ситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, то есть время произнесения высказывания, может не совпадать со временем адресата, то есть временем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступления) и т.д.
Речевое взаимодействие представляет собой очень сложный процесс, протекание которого определяется как биологическими, так и социальными факторами.
Структура речевого взаимодействия включает в себя следующие элементы:
1) говорящий (адресант речи, референт);
2) слушающий (адресат речи, реципиент);
3) предмет речи (то, о чём говорят), – это определенный фрагмент действительности, информация о котором определяет содержание речи;
4) язык – это коммуникативный код, известный обоим участникам речевого взаимодействия;
5) высказывание – это коммуникативная речевая единица, которая содержит в себе все то, что исходит от говорящего по поводу того, о чем он говорит для своего адресата при помощи языка, известного им обоим.
Речевой этикет
Этикетная формула речи | Пример |
Приветствия | Привет! Здравствуй(те)! Добро пожаловать! Добрый день (вечер)! Доброе утро! Приветствую(ем)! |
Прощания и пожелания | Пока! Привет! Счастливо! Счастливо оставаться! Прощай(те)! До (скорого) свидания! До (скорой) встречи! До завтра! Удачи! Добрый путь! Счастливого пути! С Богом! |
Просьбы | Пожалуйста! Ради бога! Будьте любезны (будь любезен)! Будьте добры (будь добр)! Будь другом! |
Благодарности | Спасибо! Благодарю (им)! |
Извинения | Прости(те)! Извини(те)! |
Знакомства | Будем знакомы! Как Вас (тебя) зовут? Мне очень приятно с Вами познакомиться! Мне хочется с Вами познакомиться! Я хочу с Вами познакомиться! Я рад с Вами познакомиться! |
Русский речевой этикет богат различными фразами и словами. Этому способствует образность и своеобразие русского языка. Он имеет огромное количество различных слов и выражений, которые используются в самых разных речевых ситуациях. Правильная, тактичная и грамотная речь – признак культурного, хорошо воспитанного и образованного человека.
Одной из особенностей русского этикета является применение местоимений «ты» и «вы». Если, например, в английском языке таких разграничений нет, в русском языке и при общении оно присутствует и имеет огромное значение. Местоимение «вы» используется при уважительном общении с посторонним человеком, а также со старшим по возрасту. «Ты» применяется при общении в среде родственников, людей приблизительно одинакового возраста. Использование местоимения «ты» предполагает более близкое общение между людьми, а «вы» ставит своеобразную дистанцию.
В деловом общении в русском речевом этикете также обязательным является употребление таких слов как «уважаемый», «глубокоуважаемый» и другие. Используются они при обращении к вышестоящим по должности людям, а также к старшим по возрасту.
В обыденном разговоре среди людей при разнице в возрасте часто используются такие слова как «дядя» или «тетя». Такое обращение общепринято когда, например, ребенок общается с взрослым незнакомым человеком или родственником.
Приветствие одного человека другому выражается фразами «Здравствуйте!», «Добрый день», «Рад Вас видеть», «Привет» (например, в дружественном общении) и др. При расставании общепринятыми являются фразы «До свидания», «До встречи». Благодарность выражается словами «Спасибо», «Большое спасибо», желание извиниться – «Простите», «Прошу прощения», приглашение – «Разрешите Вас пригласить», «Буду рад Вас видеть», несогласие с точкой зрения собеседника – «Извините, но я думаю иначе», «Вынужден Вам возразить» и т.д.