Цели и инструменты государственного регулирования. Целевая функция государства. Провалы государственного регулирования.




Государственное регулирование экономики (госрегулирование) — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства. При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов).

 

Главные цели государственного регулирования:

1. Экономический рост - в системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВВП, соразмерному хозяйственному потенциалу страны.

2. Полная занятость - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей.

3. Стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты – условие стабильности экономики.

4. Внешнеэкономическое равновесие - система государственных мер в сфере международной торговли, межтрансового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.

 

Выделяют следующие инструменты:

1. Денежно-кредитная политика - регулирование учетной ставки, установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке, операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг. При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении.

2. Налогово-бюджетная политика - это использование налогов и расходов государственного бюджета для стимулирования экономического роста, экономической и социальной стабильности.

3. Социальная политика - комплекс мер государства, направленных на поддержание нормальных условий жизнедеятельности, социальной справедливости и социальной защиты населения.

4. Государственное регулирования ценообразования – установление регулируемых цен, например, на социальные услуги, предоставляемые населению Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, торговые надбавки к ценам на лекарственные средства, перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта, торговые надбавки к ценам на продукты детского питания и др.

5. Политика регулирования доходов - к основным направлениям и методам государственного регулирования доходов и потребления относятся: минимальные государственные социальные стандарты {минимальная потребительская корзина, минимальный прожиточный минимум, МРОТ}, индексация доходов {прирост зарплаты в зависимости от темпов инфляции для поддержания покупательной способности получаемых доходов}, социальные программы, политика социального партнерства {согласование действий в сфере трудовых отношений государства, работодателей и профсоюзов, представляющих интересы наемных работников}.

6. Внешнеэкономическое регулирование - меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического опыта, кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена пошлин во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных межгосударственных объединениях.

Целевая функция предполагает постановку конкретных целей в области экономического и социального развития страны и определение сроков их реализации. Важнейшим направлением реализации целевой функции является определение приоритетов макроэкономического развития страны, последовательности и сроков их реализации.

Важнейшими функциями государства являются:

- направляющая и координирующая, которые обеспечивают выбор путей достижения поставленных целей, сбалансированность важнейших макроэкономических пропорций и согласование противоречивых взаимосвязей в общественном разделении труда;

- распределительная и перераспределительная, связанные, как правило, с сокращением различий в размерах доходов и имущества субъектов, с распределением дефицитных ресурсов. Основным инструментом реализации этой функции является налоговая политика и бюджетное регулирование;

- стимулирующая, связанная с активизацией движущих сил развития общества. Она реализуется через систему всевозможных льгот (субсидий, дотаций, налогов и т.д.), с помощью которых государство обеспечивает продвижение экономики в заданном направлении;

- контрольная, предполагающая контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами экономических и правовых правил и норм в процессе хозяйственной деятельности.

Провалы государственного регулирования – это случаи неэффективного распределения и использования общественных ресурсов государством.

Перечислим основные проблемы, связанные с несовершенством государственного регулирования.

- Возникновение дефицита и излишков. Устанавливая цены на уровне, отличном от равновесного, правительственное вмешательство приводит к созданию дефицита или излишков товаров и услуг.

- Недостаток рыночных стимулов. Когда государственное вмешательство нарушает рыночное равновесие или смягчает эффект рыночных отношений (используя субсидии, дотации на продукты питания, гарантированные цены и т.д.), это может привести к разрушению рыночных стимулов. Субсидии и дотации позволяют убыточным предприятиям выжить и могут породить иждивенческое отношение, нежелание повышать эффективность производства.

- Недостаток информации, необходимой для принятия эффективного решения. В ситуации, когда отсутствуют некоторые данные, а статистическая информация не полностью достоверна, правительство может предпринять ошибочные меры.

- Несовершенство политического процесса, проявляющееся в рациональном неведении, использовании практики лоббизма, манипулиро­вании порядком голосования.

- Бюрократия и неэффективность. Правительственное вмешательство влечет за собой определенные административные затраты. Чем шире и детальнее вмешательство, тем большее количество людских и материальных ресурсов оно потребует. Использование этих ресурсов может иметь расточительный характер.

- Неспособность государства абсолютно точно предусматривать и соответственно контролировать ближайшие и отдаленные последствия принимаемых им решений. Например, повышение цен на ликероводочные изделия с целью снижения покупательского спроса в рамках кампании борьбы с алкоголизмом способно привести к развитию теневого производства и торговли продукцией ненадлежащего качества, контрабандному ввозу спиртного из-за рубежа и ряду других последствий.

- Изменения правительственной политики. Экономическая эффективность функционирования отраслей может пострадать от частой смены направлений и приоритетов государственной политики. Это создаст определенные сложности для производителей в области планирования, если они не могут предсказать ставки налогов, рост уровня цен, размер субсидий и т.д.

- Присутствие временных лагов в политических процессах. Иногда проходит большой интервал времени, начиная с осознания проблемы, принятия соответствующих государственных решений, их законодательного закрепления и заканчивая воплощением правительственной программы в жизнь.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: