Коммерческая деятельность неизбежно сопряжена с риском. Добиваясь наибольшей эффективности организации коммерсант постоянно сталкивается с возможностью не только не получить ожидаемую прибыль, но и потерять то, что он уже имеет. Причины для этого могут быть самые различные. Это и неблагоприятные природные условия, и деятельность конкурентов, и неумелые действия самого предпринимателя и многое другое. Следовательно, возникает необходимость оценить риск, постараться его предвидеть и снизить до минимума возможные отрицательные последствия.
Под риском в общем смысле этого слова понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Под термином «коммерческий риск» подразумевается риск, связанный с хозяйственной деятельностью предприятия и ее конечным финансовым результатом. Другими словами, коммерческий риск – это угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.
Коммерческий риск возникает в силу неопределенности условий деятельности организации, которая означает невозможность полного и всестороннего анализа всех факторов, влияющих на результат конкретных действий.
В процессе своей деятельности коммерсант может столкнуться с различными видами рисков.
По фактору возникновения риски делятся на три большие группы: природные риски, политические риски и хозяйственные риски.
1. Природные риски связаны с проявлением стихийных сил природы, таких как землетрясение, наводнение, буря, эпидемия и т.п.
2. Политические риски связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства {невозможность осуществления хозяйственной деятельности вследствие военных действий, национализация предприятия, наложение государством запрета на ввоз или вывоз каких-либо товаров или валюты, изменение налоговой политики государства и т.д. }
|
3. Хозяйственные риски связаны с деятельностью отдельного предприятия. К ним относятся:
- риск случайной гибели имущества. Этот риск связан с возможной потерей имущества предприятия в результате аварии, пожара, кражи, несоблюдения условий хранения, диверсии. Как правило, перечисленные причины приводят к значительным потерям, что указывает на высокую значимость этого вида риска в общем перечне возможных хозяйственных рисков;
- риск невыполнения договорных обязательств. Этот риск определяется недобросовестностью коммерческих партнеров, несоблюдением ими взятых на себя обязательств или их неплатежеспособностью. В современных условиях практически каждое коммерческое предприятие сталкивается с проявление этого вида риска;
- экономический риск. Этот риск определяется нарушением хода экономической деятельности предприятия и не достижением запланированных экономических показателей (например, объема реализации товаров или прибыли). Он может возникнуть как по причине изменения ситуации на рынке, так и по причине экономических просчетов менеджеров самого предприятия. Этот вид риска является наиболее распространенным в деятельности предприятия.
- ценовой риск является одним из наиболее опасных видов риска, так как оказывает прямое и существенное влияние на возможность потери доходов и прибыли коммерческого предприятия. Он проявляется в повышении уровня отпускных цен производителей товаров, оптовых цен посреднических организаций, повышение цен и тарифов на услуги других организаций (например, цен на энергоносители, транспортных тарифов, арендной платы и т.п.), увеличении стоимости оборудования. Ценовой риск постоянно сопровождает хозяйственную деятельность предприятия;
|
- маркетинговый риск. Он представляет собой риск выбора ошибочной стратегии поведения на рынке. Это может быть неправильная ориентация на потребителя товаров, ошибки в выборе ассортимента, неправильная оценка конкурентов и т.д.;
- валютный риск. Этот вид риска присущ коммерческим операциям в сфере внешнеэкономической деятельности. Он представляет собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной валюты по отношению к другой.
- процентный риск. Он состоит в непредвиденном изменении процентной ставке по банковским вкладам и процентов, выплачиваемых предприятием за предоставленный кредит;
- инфляционный риск. Это риск того, что при росте инфляции, получаемые денежные доходы будут обесцениваться быстрее, чем расти. При этом обесцениваться будет и реальная стоимость капиталов предприятия;
- инвестиционный риск. Он характеризует возможность возникновения непредвиденных финансовых потерь в процессе инвестиционной деятельности предприятия (т.е. вложения капитала в создание других предприятий, расширение или переоснащение собственного предприятия или в ценные бумаги).
|
- риск неплатежеспособности представляет собой риск оказаться в ситуации, когда предприятие будет не в состоянии расплачиваться по своим обязательствам. Причиной его возникновения может стать неправильное планирование сроков и величины поступления и расходования денежных средств. По своим финансовым последствиям этот риск может вызывать возбуждение дела о банкротстве, поэтому его также относят к наиболее опасным;
- транспортный риск. Это риск потери или порчи товаров во время их транспортировки.
Кроме перечисленных существуют и другие виды хозяйственных рисков, но их последствия не так опасны для деятельности предприятия. К ним относится риск потери товаров в магазинах, связанных с хищение покупателями, риск потери товаров в результате нарушения сроков и условий хранения товаров, риск финансовых потерь из-за несвоевременного осуществления расчетных операций в связи с неудачным выбором коммерческого банка, риск подделки финансовых документов сотрудниками и др.
В зависимости от причин возникновения рисков различают:
- внешние риски, когда источник риска находится за пределами фирмы (стихийные бедствия, конкуренция, инфляция, банкротство партнеров и т. п.);
- внутренние риски, когда источник риска находится в самой организации (ошибки в планировании, поломка техники и т. п.).
По величине последствий риска различают:
- допустимый риск, когда уровень потерь не больше ожидаемой прибыли;
- критический риск, когда существует возможность потерь, превышающих величину ожидаемой прибыли, т. е. имеет место не только неполучение дохода, но и возникновение убытков;
- катастрофический риск, последствия которого могут привести к экономическому краху и банкротству предприятия.
Для успешной работы в условиях коммерческого риска необходимо уметь предупреждать его негативные последствия, т. е. осуществлять управление риском, или риск-менеджмент. Процесс управления риском включает:
1. Выявление возможных рисков, когда определяется, какие рисковые события могут повлиять на коммерческую деятельность;
2. Анализ риска, при котором производится оценка степени риска экспертными или статистическими методами; разработку методов реагирования на риск, когда определяются меры, которые позволят исключить возможность рискового события или сгладить последствия риска и уменьшить величину ущерба;
3. Контроль ситуации, когда производится отслеживание проявления неблагоприятных факторов, осуществляются запланированные контрмеры или оперативные воздействия. Основными способами снижения риска являются: принятие превентивных мер по предупреждению внутренних рисков (установка охранной сигнализации, поиск надежных партнеров, улучшение договорной работы, диверсификация закупок или продаж и др.)
4. Корректировка планов с учетом возможности наступления неблагоприятных обстоятельств.
К основным методам управления рисками относятся: распределение рисков, диверсификация, лимитирование, страхование, хеджирование и другие.
- Распределение рисков осуществляется обычно между участниками проектов, чтобы сделать ответственными за риск по возможности каждого участника, который в этих условиях будет вынужден рассчитать и контролировать риски, а также принять необходимые меры к преодолению последствий от действия рисков.
- Диверсификация – это распределение инвестиций внутри портфеля различными методами, формами и способами (например, одновременное инвестирование в продуктовый магазин и парикмахерскую, инвестирование в банковские депозиты в рублях и долларах, инвестирование в депозиты разных банков)
Лимитирование (ограничение) - это установление лимита. (например, предельный размер заёмных средств, используемых в хозяйственной деятельности, максимальный размер товарного или потребительского кредита, предоставляемого одному покупателю, максимальный размер депозитного вклада, размещаемого в одном банке)
Страхование - это защита имущественных интересов предприятия при наступлении страхового события (страхового случая) специальными страховыми компаниями (страховщиками) путем выплаты страхового возмещения.
Хеджирование — это система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятностные в будущем изменения обменных валютных курсов и преследующая цель избежать неблагоприятных последствий этих изменений (например, заключение фьючерсного контракта на покупку зерна из будущего урожая по фиксированной цене, покупка опциона на продажу акций компании в будущем по цене покупки).