Введение.
Путешественникам современного стремительного мира требуется гораздо больше, чем комфорт и однотипные услуги. Меняется менталитет, менталитет, в принципе, всего интеллектуального мира. Отель в современном мире – это полноценная часть туристического опыта, источник не только комфорта, но и эстетического удовольствия. В цене стиль и авторство. С каждым годом публика становится все более искушенной, а интерьеры постепенно превращаются в сплошные арт-объекты. Теперь новые гостиницы становятся воплощением творческого замысла архитектора или дизайнера. Целостный образ отеля складывается из множества вариаций
на какую-нибудь заданную тему. Оригинальные идеи, неожиданные решения, инновационные архитектурные и дизайнерские решения от известных мастеров завоевывают сердца все новых и новых путешественников. Тема этого реферата актуальна ввиду того, что историю появления и развития гостиниц, с точки зрения эстетики условно можно разделить на три этапа. Проектирование гостевых дворов, проектирование гостиниц по типологическому принципу, проектирование сетевых гостиниц. Наступил четвертый этап – проектирование дизайн-гостиниц. «Человечество прекрасно попадается в ловушки, которое само же себе и расставляет. Впрочем, подчас само же и находит способ из них выпутаться. Казалось бы, не так и много времени прошло с тех пор, как появились первые сетевые отели, обеспечивающие своим клиентам одинаковые условия независимо от того, в какой стране мира отель расположен. Состоятельные путешественники радовались возможности быть уверенными в качестве получаемого продукта, а сами отельеры привыкли рассматривать отели именно как продукт, с четкими параметрами и характеристиками. Более-менее стандартные размеры, стандартные цвета, стандартный набор технологий и услуг, классическая роскошь. Но со временем оказалось, что люди, готовые платить за комфорт, устают от его однообразия. Роскошь не стала бледнее – к ней привыкли, она стала естественной и обыденной для тех, кто может ее себе позволить постоянно. Состоятельные клиенты почувствовали себя в ловушке однообразия. В знаменитом романе “Отель” Артура Хейли говорилось: “Ваши отели - холодные, безликие, в них нет человеческого тепла. Они словно созданы для автоматов”… И тогда человечество вновь нашло выход из ловушки – на свет появились бутик-отели.» Вот и появилось понятие «стандартизации» по Платону, понятие однообразия – слово «однообразие» подразумевает один образ – это суть идеи по Платону. Идея связана с предметным воплощением – гостиница реализована как объект, в ней временно проживают, однако аристотелевская гостиница в новом мире стала не просто гостиницей, она стала местом для душевного отдыха, для эстетического достижения, она стала вместилищем духа, она раскрывает внутреннюю идею «гостинности».
|
1.Архитектура типовых и эксклюзивных гостиниц Гостиницы классифицируются по вместимости, по уровню обслуживания, по этажности, по конструктивным структурам и способам возведения гостиниц, по планировочным структурам. Все эти факторы учитываются при проектировании и в разной степени влияют на состав помещений гостиницы, архитектурно-планировочную структуру здания, объемно-пространственное решение архитектуры гостиницы. Существует ещё архитектурная классификация гостиниц: по объёмно-планировочной структуре. С учётом имеющих место классификаций различных зданий в литературе, архитектура всех гостиниц делится на следующие шесть типов: линейные, кольцевые, периметральные, павильонные, блочные и комбинированные. Все композиционные схемы могут иметь любую приемлемую для гостиниц этажность. В мировой практике все схемы получили достаточно широкое распространение. Без классификации вообще, в принципе гостиницу, ни одну не запроектировать. Но вот, на арену вышли дизайн-отели, есть ещё такое определение как бутик-отели – главная философия создания таких отелей заключается в авторстве. «Сегодня на смену стилевой приходит внестилевая архитектура, т.е. та, которая не занимается подражанием стилям прошлого, та, которая не получила своего названия, не оформилась в архитектурное течение, но заявила о себе в той или иной авторской концепции. Развивается концептуальная авторская архитектура, которая не всегда вписывается в сложившиеся направления и претендует на самостоятельность и индивидуальность. Меняются эстетические ценности, но остается стремление к созданию образности в архитектуре». Прародителями дизайн-отелей считают Яна Шрэгера и Стива Рубелла (Steve Rubell and Ian Schrager), тех самых, кто когда-то были владельцами знаменитого клуба "Студия 54". Именно их в середине 80-х озарила гениальная идея создания «современного, городского, космополитичного» отеля с соответствующим интерьером. Свой план они привели в исполнение, переделав в 1984 году приобретенную ими нью-йоркскую гостиницу "Морганс Отель" (Morgans Hotel). Для реализации своей идеи они пригласили французского дизайнера Андре Путман (Andre Putman), которой и предписывается слава создания первого бутик-отеля (сильные контрасты черного и белого в виде мозаики, которой были отделаны целые комнаты). Ободренные успехом, Шрагер и Рубелл запустили после несколько пуританского Моргана ещё две гостиницы – Royalton и Paramount, оформленные мировым гением дизайна Филиппом Старком. Парамаунт, оформленный в стиле "дешевый шик", совершенно не соответствовал тогдашним представлениям о роскоши - скромно, но изысканно декорированные белые интерьеры, единственным цветовым пятном которых, которых являются копии полотен Вермера в изголовьях кроватей. Вскоре Paramount приобрёл культовый статус у молодых и мобильных деловых людей и туристов. Пресса не оставила такой феноменальный рост популярности без внимания, и прочие важные фигуры в гостиничном деле всерьёз
заинтересовались новыми веяниями. Шрагер и Рубелл не были единственными людьми в отельном бизнесе, понявшими необходимость перемен и предпринявшими к тому ряд успешных практических шагов, но именно они оказались в нужное время на нужном месте, стали самыми яркими проводниками новых идей. Идею подхватили во всем мире, и бутик-отели начали свое победное шествие по миру. Вопреки бытующему мнению стоимость проживания в дизайнерских отелях не всегда баснословно дорога: в Европе распространены арт-отели, оформленные молодыми, но дерзкими дизайнерами, чьи идеи позволят Вам окунуться в совершенно иной мир и даже, возможно, почувствовать себя в какой-то новой роли. Шесть звезд пока еще официально не присваивают. Но если начнут, то более чем вероятно, одним из первых кандидатов на первую строчку в гостиничном рейтинге станет Palazzo Versace в Австралии. Он не просто вызывающе роскошен и безупречен по качеству сервиса. С точки зрения архитектурных решений и интерьеров этот «отель в стиле Версаче» – явление уникальное. Он сам по себе достопримечательность страны, наряду с кенгуру, зданием Сиднейской оперы и дикой собакой динго. Наиболее широко размахнулись и далеко продвинулись соотечественники Версаче из дизайнерского дома Bvlgari, чьи позиции особенно сильны в мире изысканных ювелирных изделий и дорогих аксессуаров. Знаменитый модельер публично заявил, что подписание эпохального соглашения означает начало новой главы в истории Армани: “На тридцатом году существования бренда я неожиданно получил возможность реализовать то, о чем ранее не мог и мечтать - привнести свою философию стиля и дизайна в «коллекцию» отелей и курортов». Совершенно необычный проект осуществила гостиничная сеть Silken Group. Ее мадридский отель Puerta America соединил самые разнообразные архитектурно-дизайнерские идеи, принадлежащие к тому же разным авторам. Номера первого этажа обустроила Заха Хадид, второго - Норман Фостер, третьего - Дэвид Чипперфильд. Остальные этажи оформили испанские дизайнеры Витторио и Лючино, австралиец Марк Ньюсон, израильтянин Рон Арад, японец Арат Исозаки, испанец Ксавье Марискаль и Жан Нувель. Авторская архитектура главной и важной считает роль архитектора – художника как изобретателя, экспериментатора, мыслителя и философа, который рождает Многие дизайнеры и архитекторы говорят о том, что в последние несколько лет тенденция универсальности стала изживать себя и ей на смену приходит идея индивидуализации. Это наблюдается во многих областях – от моды на одежду до моды на автомобили. Эта же идея уже воплощена и в некоторых российских гостиницах, а самое главное, как пример, в Европе появилось новое понятие для аристотелевских гостиниц – «дизайн-отели». К вопросу дизайна в области гостиничной недвижимости до сих пор подходят с точки зрения «традиций» и «доступности» определенного набора для комплектации интерьера, а попросту – с точки зрения минимизации бюджета на сам дизайн. Все гостиницы обладают определенной типологией, которую сложно, в принципе изменить: так как гостиница предполагает большое размещение посетителей, она чаще всего коридорного или атриумного типа, и, в общем-то, имеет такое значение, как временное проживание, а именно, ночлег. Но ситуация постепенно меняется, меняется отношение к данному типу здания. Теперь уделяют все больше внимания именно эмоциональной составляющей. Гостиница становится не просто местом для размещения, это некоторый мир, имидж, определенный статус – здание приобретает дух, идею. Появляется момент процессности: идея определяет цель существования предмета. Гостиница становится не просто зданием для ночлега, для физического удовлетворения, а именно, сна, она становится объектом искусства. Находясь в гостинице, посетитель отдыхает (отдыхает душа), так как гостиница проектируется отныне Автором, желающим реализовать цель, при помощи которой достигается эстетическое удовлетворение.
|
|
Новый русский уют.
Россия изучила азы гостеприимства. Еще 10 лет назад о соответствии европейским стандартам, а тем более о конкуренции с западными гостиничными брендами не могло быть и речи. Сейчас владельцы отелей и архитекторы не хотят, чтобы российские гостиницы во всем копировали стандартные европейские отели. Тенденция универсализации стала изживать себя, уступая место идее индивидуализации.
Основой создания и последующего развития современного российского гостиничного рынка стала советская гостиничная сеть. В 80-е гг. прошлого века в СССР система всесоюзного массового туризма охватывала более 50 млн человек. После перестройки неблагоприятные экономические условия и ошибки быстрого реформирования негативно сказались на развитии сферы гостеприимства. «До 2004-2005 гг. ни крупные корпорации, ни финансовые структуры не проявляли большого интереса к гостиничному бизнесу. Было заявлено о нескольких проектах, которые так и не были реализованы», — вспоминает Андрей Канорский, генеральный директор компании Avant Group.
Сейчас строительство гостиниц становится все более актуальной темой и в Москве, и в регионах России, ведь качественные отели повсеместно в дефиците. По словам Андрея Канорского, в существующих объектах современным требованиям соответствует не более 20-25%, все остальное требует комплексной реконструкции или замены. Только для того чтобы восстановить доперестроечные объемы по отрасли, нужно реконструировать или заново построить не менее 200 000 номеров.
Развитию гостиничного рынка, с одной стороны, способствует поступательное развитие экономики и сырьевого сектора, которое обеспечивает наличие свободных денег, а с другой — наличие огромного потенциального рынка, в формирование которого эти средства можно было бы вложить.
По данным Российской гостиничной ассоциации (2007 г.), на Москву и Санкт-Петербург приходится около 70% всего оборота гостиничного рынка России. Но следует ожидать, что соотношение будет постепенно меняться в пользу регионов — в провинции строится все больше гостиниц. Речь идет о курортных городах — и прежде всего о Сочи, инвестиционная привлекательность которого сегодня не уступает столичным городам. К числу стремительно развивающихся районов относится также ряд городов-миллионников. Быстро растет отельный бизнес в Калининграде, Томской и Волгоградской областях, на Урале (в частности, в Челябинске и Екатеринбурге), а также в Красноярске.
Смена настроения.
До недавнего времени оформители гостиничных номеров делали ставку на консервативную классику. Интерьер создавался на годы, обращение к ультрамодным веяниям и тенденциям сезона было неприемлемо. Дизайнеры придерживались мнения, что интерьер сетевого отеля должен быть универсален и узнаваем в любой стране.
От дизайна требовалось оптимальное решение пространства заданной площади и его функциональной нагрузки, тиражируемые конструктивные решения мебели и декора. «В интерьерах гостиниц необходимо учитывать ряд моментов, имеющих свою специфику, что обязательно сделает интерьер менее красочным, — говорит Андриан Куликов, директор компании Domus Aurea. — В гостиницах, например, должны быть обеспечены более жесткие меры безопасности, и предлагаемые и возможные для использования материалы выглядят не столь богато и красиво, как в интерьере частного жилья».
Однако последние несколько лет инвесторы и владельцы отелей в погоне за клиентами стали больше внимания уделять индивидуальности гостиничных номеров. «В настоящее время гостиничный номер — это театр, где дизайнер играет свою роль, — сравнивает Аарон Бецки, куратор XI Венецианского архитектурного биеннале. — Поэтому ценится более творческий, эмоциональный подход к оформлению такого помещения. Дизайн интерьера нацелен на создание у посетителя гостиницы чувства защищенности, уединенности, которого так не хватает в сегодняшнем мире».
Арилд Ховланд, старший вице-президент компании «Резидор», объясняет сложившуюся тенденцию изменением клиентуры. «Деловые люди, вынужденные путешествовать, становятся моложе, а среди желающие просто отдохнуть, наоборот, больше людей старшего поколения, — объясняет эксперт. — Кроме того, клиенты стали понимать, что отель — это не просто место, где можно остановиться. Сейчас это в том числе место для постоянного проживания».
Стандарты и комфорт.
Внешний облик гостиничного помещения также строго регламентирован международными стандартами. При проектировании и строительстве новых объектов, ориентированных на международный рынок или заявляющих себя как объекты мирового класса, крайне важно соответствие международным критериям качества, например европейскому гостиничному стандарту (EUHS). Наличие международного сертификата качества позволит использовать международную символику с указанием соответствующей категории и способствовать продвижению гостиницы в международных системах бронирования.
Помимо международных стандартов сертификации каждая международная гостиничная сеть, будь то Hilton или Marriott, имеет свои внутренние стандарты. Например, согласно международной сертификации в отелях уровня «4 звезды» в холлах должно быть мягкое напольное покрытие, а в стандартах определяется, какого цвета это покрытие должно быть во всех отелях сети. Новые гостиничные объекты, открывающиеся под самостоятельным управлением, стараются приблизиться к этим стандартам. Но в дальнейшем изменение архитектурных стилей и дизайна интерьеров будет идти в разных направлениях: если раньше операторы старались копировать международные стандарты, то сейчас выражение «гостиница высокого класса» стало приобретать иное значение.
Не как все.
Философия оформления таких отелей состоит в том, чтобы каждый имел свое лицо. Авторская работа дизайнера становится связанной с историко-культурными особенностями российской действительности. Например, интерьер отеля «Достоевский» в Санкт-Петербурге решен в стилистике Петербурга времен Достоевского.
Гостиница «Ленинградская» в Москве построена в 1950-х гг., это одна из семи знаменитый сталинских высоток, высота 28-этажного отеля — 136 м. За полвека своего существования «Ленинградская» приняла 2 млн гостей. Снаружи здание кажется строгим, но внутренняя отделка выполнена в стиле барокко. Здесь и бронзовые решетки на лестницах, и расписные, лепные, даже резные деревянные потолки, и бронзовые люстры и львы, и монументальная мебель из ценных пород дерева.
1 ноября 2005 г. ЗАО «Моспромстрой» приступило к реконструкции отеля, которая завершилась в мае этого года. В результате перепланировки количество номеров с 329 уменьшилось до 275, а их минимальная площадь увеличилась с 18 до 33 кв. м, что соответствует мировым стандартам гостиниц класса «4 звезды». В каждом номере есть кондиционер и климат-контроль, высокоскоростной интернет и WiFi, жидкокристаллический телевизор, многоканальное спутниковое телевидение, электронная ключ-карта, мини-бар и многое другое. После реставрации в отеле появятся три конференц-зала, банкетный зал, VIP-буфет, бизнес-центр, комнаты для совещаний и эксклюзивные президентские номера метражом 145 кв. м. На минус 1-м этаже, где раньше находилось давно заброшенное бомбоубежище, теперь оборудовали фитнес-клуб и бассейн. В гостинице полностью заменены технические и инженерные системы, которые были изношены на 90%. Рабочие установили новые лифты, противопожарную систему, заменили системы водоснабжения и вентиляции, электропроводку, канализацию, отопление. «Моспромстрою» удалось сохранить архитектурно-художественный образ интерьера отеля, гордятся в компании. Собственниками гостиницы «Хилтон-Ленинградская» являются ОАО «Садко Отель» и правительство Москвы. Объем инвестиций в реконструкцию составил более $100 млн.
Отели, подчеркивающие национальный аспект и уникальный имидж, единичны, но в скором времени, прогнозируют эксперты, их станет гораздо больше. Например, сейчас компания «Стабильная линия» реконструирует фасад правого крыла памятника архитектуры федерального значения «Усадьба С. Меншикова, внука фаворита Петра I» (творение архитектора Матвея Казакова). Основная идея проекта — возрождение традиций русского зодчества, учитывающее современные тенденции градостроительства, что позволяет создать первый объект сети гостиниц — 3-звездочную мини-гостиницу «Ассамблея Никитская».
Если концепция будущего отеля не предполагает историко-культурной тематики, то дизайнеры подчеркивают индивидуальность интерьера при помощи модных тенденций и оригинальных стилистических решений. Наиболее популярными стилями оформления убранства русских гостиниц остаются конструктивизм, хай-тек и кантри.
Несмотря на стремление к индивидуализации в оформлении гостиничных номеров, комфортный минимализм по-прежнему остается актуальным. Что касается смешения стилей, то этот дизайнерский прием уходит в прошлое: по мнению дизайнеров, неповторимый имидж отеля проще создать при помощи одного стиля.
По словам Арилда Ховланда, основной акцент в создании образа гостиницы (как в номерах, так и в общественных помещениях) делается на визуальном эффекте. «Интерьер гостиницы не должен быть холодным и консервативным, — говорит эксперт. — Гости хотят очутиться в теплом и в то же время привлекательном пространстве, только тогда возникнет желание вернуться в этот номер. Консервативная классика теряет актуальность: этот стиль выглядит слишком фальсифицированным. Мы оформляем свои отели в разных концепциях — от стиля at home, “шик” до “провинциального”, “африканского”, эти новые тенденции в последнее время усиливаются».
Инженерно-техническое оснащение гостиниц.
Современные гостиницы снабжены большим и сложным инженерно-техническим оборудованием. Это центральное отопление, канализация, горячая и холодная вода, противопожарная система, вентиляция и мусоропроводы. Здания оборудованы электросетью, телефонами, радио- и телевизионными установками, сигнализацией. Установлены скоростные современные лифты.
Инженерно-техническое оборудование рассматривается как комплекс готовых, постоянно действующих условий, направленных на удовлетворение культурно-бытовых потребностей проживающих в гостинице.
Для правильной эксплуатации инженерного оборудования в каждой гостинице необходимо иметь техническую документацию: паспорт здания, план каждого этажа, схемы систем отопления, канализации, водопровода, вентиляции, электроосвещения, паспорт на лифты.
Для постоянного надзора за состоянием инженерно-технического оборудования в штат гостиниц вводятся специальные должности: инженеры технических устройств, электрики, слесари-механики, сантехники и др.
В больших гостиничных зданиях постоянно работает инженерно-техническая бригада, возглавляемая главным инженером гостиницы. В небольших гостиницах, где нет штатных должностей, вопросами инженерно-технического оборудования занимается директор или старший администратор.
Лифтовое оборудование.
Согласно общепринятому определению, Лифт (от англ. lift - поднимать), стационарный подъёмник обычно прерывного действия с вертикальным движением кабины или платформы по жёстким направляющим, установленным в шахте. Прообразы лифта имелись в Древнем Риме ещё в 1 в. до н. э., упоминания о лифтах относятся к 6 в. (Египет), 13 в. (Франция)), 17 в. (Англия). Первые пассажирские лифты в России были построены в середине 18 в. (Царское Село), усадьба Кусково. В 1793 в Зимнем дворце был установлен винтовой пассажирский лифт конструкции И. П. Кулибина. Лифт с паровым, гидравлическим, а затем электрическим приводом появились в связи с развитием многоэтажного домостроения в середине 19 в. (например, в 1852 был построен лифт в США). Механизмом подъёма лифта служили лебёдки, гидроцилиндры со штоками и грузовые винты. В 1880 в Германии Л. Сименс построил первый лифт с электрическим приводом и реечным механизмом подъёма; к началу 20 в. получил большое распространение электропривод с канатной тягой.
Лифты широко применяются в жилых, общественных, промышленных зданиях.
Современные лифты представляют собой довольно сложную систему, включающую в
себя механические, электрические, автоматические и электронные подсистемы.
Лифт представляет собой подъемник прерывного действия, в котором люди и
грузы перевозятся в одного уровня на другой в кабине, движущейся по
вертикальным направлениям, которые установлены на всю высоту шахт, и
снабжены на посадочных площадках запирающимися дверями.
В гостиницах используются пассажирские, грузопассажирские лифты и
специальные подъемники. Грузоподъемность, вместимость и скорость лифтов
различна.
Пассажирские лифты:
грузоподъемность – 750 кг
максимальная вместимость – 11 человек
предельная скорость 5-8 этажное здание – 1 м/сек
9-10 этажное здание – 1,5 м/сек.
Грузопассажирские лифты:
грузоподъемность – 1000-1125 кг
вместимость – 14-18 человек
предельная скорость 5-8 этажное здание – 1 м/сек
9-10 этажное здание – 1,5 м/сек
11-16 этажное здание – 2,5 м/сек
17-32 этажное здание – 3,5 м/сек
Служебные лифты используются для перевозки багажа и для различных
служебных и хозяйственных целей, или оборудуются буфетные, бельевые и
другие хозяйственные помещения. Обычно это небольшие подъемники,
грузоподъемностью не более 100 кг и площадью до 1 м2 (в такой подъемник
человек войти не может), скорость его – 0,4 м/сек. Подъемники связаны с
цокольным и подвальным этажами, где расположены машинные отделения,
ремонтные мастерские, складские помещения.
Пассажирские лифты следует предусматривать в зданиях гостиниц:
- высшей категории высотой в два этажа и более;
- I категории – в три этажа и более;
- II, III, IV категории – в четыре этажа и более.
Количество пассажирских лифтов в здании гостиницы определяется из
расчета: один лифт на 150 человек, но не менее двух лифтов в здании.
Пассажирские лифты не должны сообщаться с цокольным и подвальным
этажами.
Лифты в зданиях гостиницы размещают в основных коммуникационных узлах
– возле входа, возле лестниц и в лестничной клетке. Шахты лифтов нельзя
устанавливать смежно с жилыми комнатами.
В многоэтажных гостиничных зданиях лифты являются основным средством
вертикальной связи, а лестницы дополнительным, дублирующим основное.
Поэтому в таких зданиях лифты не обязательно связывать с лестницами.
В больших высотных гостиницах лифты часто устанавливают в узловых
частях здания группами (но не более восьми). Внизу в вестибюле отводится
площадь для предлифтового помещения шириной не менее полуторной ширины
кабины лифта, а на этажах расширенные площадки холла. Лифтовые холлы
отделяют от коридоров самозакрывающимися дверями.
Расчет общей схемы путей эвакуации (количество лифтов, их
грузоподъемности, ширины лестниц) производят, учитывая вместимость
гостиницы, характер её заполнения, а также потребность в единовременной
эвакуации (при наличии в гостинице кинотеатра, концертного зала и др.).
Шахты лифтов и подъемников на всем их протяжении делают из огнестойких
материалов. Подъемное устройство (направляющие для противовеса и тросы вне
кабины) и сама кабина должны иметь несгораемое ограждение на всю высоту
здания, особенно в тех местах, где лестничные марши находятся на расстоянии
не менее 40 см от шахты. В зданиях высотой 10 этажей и более один из
грузопассажирских лифтов должен иметь на каждом этаже выходы в шлюзы,
ограждающие конструкции которых должны иметь предел огнестойкости 2 часа.
Лифт должен иметь автономное управление с первого этажа и непосредственный
выход из здания наружу на первом этаже. В шахте лифта и в шлюзах должен
быть обеспечен подпор воздуха при пожаре.
Наибольшей пропускной способностью из всех видов механического
транспорта обладает эскалатор. Пропускная способность эскалатора шириной 85
см превышает пропускную способность лестницы той же ширины в 4-5 раз.
Площадь, занимаемая эскалатором, относительно невелика, угол наклона 30°,
управление кнопочное. Эскалаторы рационально использовать в больших
гостиницах с парадными залами, ресторанами, кафе, расположенными на втором
или третьем этажах. Кроме основного назначения, их наличие улучшает
архитектурно-художественное оформление интерьера, вестибюля, холла.
Горизонтальная транспортировка белья и другого мелкого инвентаря по
этажу осуществляется при помощи движущихся тележек и ручных передвижных
столиков и полок. Передвигающимися столиками-барами оборудуют иногда и
поэтажные буфетные для обслуживания живущих в номере. В зданиях гостиниц не 400 мест и более допускается устройство систем
централизованного пылеудаления и бельепроводов для грязного белья.
Мусоропроводы предусматриваются в гостиницах высотой в 3 этажа и
более.
ЛИТЕРАТУРА
1. Павлов Н.Г., Лифты и подъемники, М. – Л., 1965г.
2. Стариков Е.М. Монтаж и эксплуатация лифтов, М., 1969г.
3. http: //www. Kvadroom.ru /yournal / smi