Для более детального анализа можно воспользоваться следующей схемой:




Наблюдение и анализ учебного процесса

-Наблюдение и анализ урока с точки зрения использования методов обучения.

Смотрим видеоуроки

А) https://www.youtube.com/watch?v=L5Wkd4e2dcM

Б) https://drive.google.com/file/d/0BwSPEbwci0pBZXdqMTc3Rk12Wms/edit

Какова тема и цель урока? Тип урока?

Какие методы обучения были использованы на уроке? Почему, на ваш взгляд, были выбраны именно эти методы? (Постарайтесь рассмотреть разные классификации)

Какие методы, приемы, формы работы вы для себя отметили?

Какова роль учителя в данном уроке?

Чем характеризуется деятельность учащихся на уроке? (уровень самостоятельности, включенность в работу, общий эмоциональный фон)

В чем вы видите сложность использования предложенных в уроке форм работы?

Для более детального анализа можно воспользоваться следующей схемой:

Вопросы для анализа урока с точки зрения использованных методов обучения

I. Какие методы учебной работы последовательно использовались учителем на уроке? (Беседа, изложение материала, самостоя­тельная работа).

II. Характеристика внешней стороны отдельных методов, применявшихся на уроке.

1. Какие виды беседы применялись на уроке? (Вводная, повторительная или закрепительная, обобщающая). Характер вопро­сов учителя, предлагаемых учащимся. Методика проведения беседы (постановка вопросов, вызов учащихся для ответов, вовлечение школьников в беседу, подведение итогов). Задавали ли учащиеся вопросы, каков характер этих вопросов?

2. Какие виды самостоятельной работы применялись на уроке? (С точки зрения дидактической цели, которая ставится перед самостоятельной работой; по характеру деятельности, которая требуется от учащихся; по материалу, над которым работают школьники; по способу организации). Методика проведения самостоятельной работы (инструктаж, руководящая роль учителя и характер его помощи, проверка). Чем характеризовался уровень самостоятельности учащихся в ходе выполнения самостоятельной работы?

3. Какие виды изложения применялись на уроке? (Повествование - сжатое сообщение или рассказ, описание, объяснение, рассуждение). Как учитель организовал восприятие учащимися излагаемого материала? (Активизация процесса слушания).

4. Почему на уроке применялись именно эти виды беседы, самостоятельной работы, изложения? Какие виды не использовались? Согласны ли вы с таким выбором методов обучения и их видов?

III. Психологическая сторона методов обучения, использованных на уроке, (Характеристику психологической и логической стороны методов следует давать сразу же после характеристики отдельных методов, с внешней стороны).

Приобретали ли учащиеся знания в готовом виде и чем тогда характеризовалась их познавательная деятельность? На что была направлена их активность? Какая задача стояла перед учителем в плане руководства познавательной деятельностью учащихся?

Использовался ли эвристический способ приобретения знаний и чем в данном случае характеризовалась познавательная деятельность учащихся? На что была направлена их активность? Какая задача стояла перед учителем в плане руководства познавательной деятельностью учащихся?

Согласны ли вы с такой психологической картиной урока? Свой ответ обоснуйте.

IV. Что характерно для логической стороны методов, применявшихся на уроке?

1. Как использовались аналитико-синтетический, индуктивный и дедуктивный пути движения мысли учащихся в беседе, самостоятельной работе, при изложении материала учителем?

2. Согласны ли вы с такой логической картиной урока? Свой ответ обоснуйте.

V. Как на уроке были реализованы образовательная, воспитательная и развивающая функции методов обучения?

 

Ответы на вопросы иллюстрируем примерами деятельности детей и педагога на уроке.

1. Анализ урока с точки зрения использования методов обучения

I. Какие методы учебной работы последовательно использовались учителем на уроке? (Беседа, изложение материала, самостоя­тельная работа).


Напоминаем!

 

v По источнику инф-ции методы объединяются в 3 группы:

1) словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой);

2) наглядные методы (наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов и диафильмов);

3) практические (действенные) методы (устные и письменные упражнения, графические и лабораторные работы).

! Охарактеризуйте урок! Обоснуйте свою т.зрения!

v Наиболее полную классификацию методов обучения на основе целостного подхода в процессе обучения предложил Ю.К.Бабанский. Он исходил из признания того, что любая деятельность состоит из 3-х компонентов – организация деятельности, стимулирование и контроль, поэтому и методы он делит на соответствующие им группы.

К 1 группе он относит методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1. словесные, наглядные и практические методы, выполняющие задачи передачи и восприятия информации;

2. индуктивные и дедуктивные методы (логический аспект);

3. репродуктивные и проблемно-поисковые методы – аспект проявления уровня самостоятельности;

! Охарактеризуйте урок! Обоснуйте!

 

2 группа методов, обеспечивает поддержку неустойчивой мотивации к учебной деятельности младших школьников:

1. постановки и решения проблемы,

2. метод создания ситуаций творческого поиска,

3. метод постановки системы перспектив, метод создания ситуаций нравственных переживаний,

4. методы занимательности (введение в урок занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов), удивления,

5. создание ситуаций успеха в обучении,

6. разъяснение личной и общественной значимости учения, методы поощрения и порицания в обучении,

7. учебные дискуссии,

8. использование игры и пр.

 

! Охарактеризуйте урок! Обоснуйте!

 

Причем только умелое сочетание разнообразных методов стимулирование, по мнению автора, может обеспечить успешность учения школьников.

 

3 группа - методы контроля и самоконтроля в процессе обучения. Ю.К.Бабанский подразделяет на составляющие их подгруппы, исходя их о сновных источников получения обратной связи во время учебного процесса:

1. устный (может осуществляться путем индивидуального и фронтального опроса),

2. письменный опрос (письменные контрольные работы, диктанты, тесты, изложения, сочинения и др.),

3. самостоятельная работа (связано с развитием у учащихся навыков самоконтроля) и пр.

! Охарактеризуйте урок! Обоснуйте!

v Еще одна весьма известная классификация методов обучения была разработана Е.Я. Голант с учетом уровня включенности обучающихся в УД: пассивные (учащиеся только слушают и смотрят – рассказ, объяснение, демонстрация, экскурсия) и активные (предполагают и самостоятельную деятельность детей - работа с книгой, лабораторный метод).

В соответствии с данной классификацией методы обучения делят на:

1. объяснительно-иллюстративный (или информационно-рецептивный – рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация, где учитель сообщает готовую информацию с помощью разных средств, а ученики ее воспринимают),

2. репродуктивный (ученик воспроизводит учебные действия по заранее определенному алгоритму),

3. метод проблемного изложения изучаемого материала (учитель ставит проблему и совместно с учениками находит пути ее решения),

4. частично-поисковый (эвристический метод – учитель разбивает проблему на отдельные подпроблемы, ученики осуществляют отдельные шаги поиска ее решения),

5. исследовательский метод (познавательная задача решается учениками самостоятельно).

 

! Охарактеризуйте урок! Обоснуйте! Сделайте общий вывод об использованных на уроке методах.

II. Характеристика внешней стороны отдельных методов, применявшихся на уроке.

1. Какие виды беседы применялись на уроке? (Вводная (организующая), сообщение новых знаний, повторительная или закрепительная, обобщающая). Характер вопро­сов учителя, предлагаемых учащимся. Методика проведения беседы (постановка вопросов, вызов учащихся для ответов, вовлечение школьников в беседу, подведение итогов). Задавали ли учащиеся вопросы, каков характер этих вопросов?

Напоминаем! (Этот материал для более детального анализа уроков. Не все виды деятельности могут присутствовать в уроке).

- Требования к использованию словесных методов?

 

ü изложение материала должно быть логичным, последовательным, ясным, четким, доходчивым (способствует выделению главного, для правильных обобщений и выводов);

ü для НШ характерны относительная непродолжительность рассказа (15-20 мин),

ü его расчлененность на логически законченные части (после изложения каждой части учитель проверяет глубину и качество восприятия учениками материала),

ü яркость, образность, эмоциональность языка, широкое использование средств наглядности;

ü увлеченное отношение самого учителя к излагаемому оказывает большое влияние на познавательную активность учащихся.

 

- Обратите внимание на: правильность постановки вопросов и приемы, поддерживающие внимание учащихся во время беседы.

Вопросы должны быть: краткими, содержательными, четкими, понятными ученикам, их формулировки должны пробуждать познавательную активность самих учащихся.

 

- Какие вопросы были использованы? Для успеха беседы могут быть использованы вопросы,

1. которые оживляют в памяти учащихся изученные факты,

2. вопросы, направленные на формирование понятий,

3. на установление связей между фактами,

4. на применение знаний.

Очень важно с самого начала обучения в школе учить детей слушать друг друга. Для этого сам педагог должен с большим вниманием относиться к ответам своих учеников.

 

Рассмотрим кратко некоторые дидактические условия организации работы с учебником на уроке:

1. Действиями учеников нужно четко управлять (что читать, с какой целью, на какие вопросы отвечать, какие упражнения выполнять после прочтения).

2. Работа с учебником должна разумно сочетаться с другими видами учебной работы.

3. Широко использовать графический материал учебника для самостоятельной работы (анализ рисунка, рассказ по картинкам, чтение и анализ графиков).

4. Необходимо использовать разнообразные приемы работы с вопросами и текстами учебника:

• целенаправленно работать с теми вопросами и заданиями, которые есть в учебниках в конце параграфа,

• составлять систему вопросов, на которые в тексте учебника нужно найти ответ,

• предлагать учащимся пересказать своими словами основную мысль прочитанного абзаца, разделить текст на части, выделить в них опорные пункты, которые являются стержнем абзаца или тексту и т.п.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: