К основным видам самостоятельных работ можно отнести следующие:




Ø Работа с книгой.

Ø Упражнения.

Ø Выполнение практических и лабораторных работ.

Ø Проверочные самостоятельные, контрольные работы, диктанты, сочинения.

Ø Подготовка докладов, рефератов.

Ø Домашние опыты, наблюдения.

Ø Техническое моделирование и конструирование.

 

Ø по характеру деятельности, которая требуется от учащихся:

Говоря о типах самостоятельной работы, принято выделять в соответствии с уровнями самостоятельной деятельности

Ø воспроизводящие,

Ø реконструктивно-вариативные,

Ø эвристические,

Ø творческие.

 

К творческим самостоятельным работам можно отнести такие формы как:

практические работы;

контрольные работы;

тематические зачеты;

защита и написание рефератов;

решение проблемных задач прикладного характера и другие.

 

Ø по способу организации:

Ø фронтальной (общеклассной) - учащиеся выполняют одно в то же задание;

Ø групповой - для выполнения задания уч-ся разбиваются на небольшие группы;

Ø парной – напр., при проведении опытов, выполнении различных построений, конструировании моделей;

Ø индивидуальной – каждый учащийся выполняет отдельное задание.

 

Методика проведения самостоятельной работы (инструктаж, руководящая роль учителя и характер его помощи, проверка). Чем характеризовался уровень самостоятельности учащихся в ходе выполнения самостоятельной работы?

Рассматривая самостоятельную деятельность в качестве познавательной, выделяют четыре ее разновидности в процессе обучения:

1. Цель и план работы ученик определяет с помощью учителя.

2. Цель учащийся определяет с помощью учителя, а план самостоятельно.

З. Цель и план учащийся определяет самостоятельно, но задание даёт учитель.

4. Без помощи учителя учащийся сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно её выполняет.

 

Первая разновидность наиболее простая, и с неё учитель должен начинать подготовку ребят к более сложным этапам самостоятельной работы. Самостоятельная работа организуется с помощью индивидуальных форм обучения. Ученик работает самостоятельно дома при выполнении домашних заданий, написании рефератов и т. д.

Какие виды изложения применялись на уроке?

Ø повествование - сжатое сообщение или рассказ,

Ø описание,

Ø объяснение,

Ø рассуждение.

- Как учитель организовал восприятие учащимися излагаемого материала? (Активизация процесса слушания).

4. Почему на уроке применялись именно эти виды беседы, самостоятельной работы, изложения? Какие виды не использовались? Согласны ли вы с таким выбором методов обучения и их видов?

III. Психологическая сторона методов обучения, использованных на уроке, (Характеристику психологической и логической стороны методов следует давать сразу же после характеристики отдельных методов, с внешней стороны).

- Приобретали ли учащиеся знания в готовом виде и чем тогда характеризовалась их познавательная деятельность?

- На что была направлена их активность?

- Какая задача стояла перед учителем в плане руководства познавательной деятельностью учащихся?

- Использовался ли эвристический способ приобретения знаний и чем в данном случае характеризовалась познавательная деятельность учащихся?

- На что была направлена их активность?

- Какая задача стояла перед учителем в плане руководства познавательной деятельностью учащихся?

- Согласны ли вы с такой психологической картиной урока? Свой ответ обоснуйте.

IV. Что характерно для логической стороны методов, применявшихся на уроке?

Как использовались аналитико-синтетический, индуктивный и дедуктивный пути движения мысли учащихся в беседе, самостоятельной работе, при изложении материала учителем?

Методы обучения характеризуют также по логике движения содержания учебного материала - от конкретного к общему, от общего к частному. Ввыделяют индуктивный, дедуктивный, аналитический и синтетический методы обучения

Индуктивный (лат ипductio - наведение) метод - метод обучения, обеспечивающий переход от единичного к общего в познавательном процессе. Его используют преимущественно на эмпирическом уровне познания (изучения единичных предметов и явлений), когда материал имеет фактический характер или связан с формированием понятий. При использовании индуктивного метода деятельность учителя в условиях объяснительно-иллюстративного обучения состоит в изложении и объяснении фактов, конкретных примеров, подведении учащихся к обобщению в виде нового понятия, правила.

Деятельность учителя в условиях проблемного обучения за использование этого метода предполагает постановку проблемных задач, требующих самостоятельных рассуждений от отдельных положений к общим выводам.

В условиях объяснительно-иллюстративного обучения с использованием индуктивного метода учащиеся осуществляют деятельность так: решают задачи, выполняют упражнения, а затем делают обобщения, формулируют законы и выводы.

Деятельность учащихся в условиях проблемного обучения состоит в восприятии общих положений, законов с последующим развязыванием примеров, задач, выполнением упражнений

Дедуктивный (лат deductio - отвод) метод - метод обучения, предусматривающий переход в познании от общего к частному. Учитель сначала сообщает общее положение, правило, а потом постепенно начинает решать конкретные задачи. Дедуктивный метод способствует быстрому обработке учебного материала, активно развивает абстрактное мышление.

Дедукция, индукция, традукция неотделимы от анализа и синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации

Аналитический (греч analysis-разложение) метод - метод обучения, предусматривает выделение части из целого. Аналитический метод часто используют на начальном (эмпирическом) этапе познания.

Синтетический (греч synthesis - соединение) метод - метод обучения, предусматривающий мысленное или практическое сочетание выделенных путем анализа элементов или свойств предмета в единое целое. Синтез может быть не только результатом анализа, но и предшествовать ему. Эффективное применение анализа и синтеза обеспечивается их взаимодействием, которую обозначают термином \"аналитико-синтетический (синтетико-аналитический) метод\"



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: