Ø Работа с книгой.
Ø Упражнения.
Ø Выполнение практических и лабораторных работ.
Ø Проверочные самостоятельные, контрольные работы, диктанты, сочинения.
Ø Подготовка докладов, рефератов.
Ø Домашние опыты, наблюдения.
Ø Техническое моделирование и конструирование.
Ø по характеру деятельности, которая требуется от учащихся:
Говоря о типах самостоятельной работы, принято выделять в соответствии с уровнями самостоятельной деятельности
Ø воспроизводящие,
Ø реконструктивно-вариативные,
Ø эвристические,
Ø творческие.
К творческим самостоятельным работам можно отнести такие формы как:
практические работы;
контрольные работы;
тематические зачеты;
защита и написание рефератов;
решение проблемных задач прикладного характера и другие.
Ø по способу организации:
Ø фронтальной (общеклассной) - учащиеся выполняют одно в то же задание;
Ø групповой - для выполнения задания уч-ся разбиваются на небольшие группы;
Ø парной – напр., при проведении опытов, выполнении различных построений, конструировании моделей;
Ø индивидуальной – каждый учащийся выполняет отдельное задание.
Методика проведения самостоятельной работы (инструктаж, руководящая роль учителя и характер его помощи, проверка). Чем характеризовался уровень самостоятельности учащихся в ходе выполнения самостоятельной работы?
Рассматривая самостоятельную деятельность в качестве познавательной, выделяют четыре ее разновидности в процессе обучения:
1. Цель и план работы ученик определяет с помощью учителя.
2. Цель учащийся определяет с помощью учителя, а план самостоятельно.
|
З. Цель и план учащийся определяет самостоятельно, но задание даёт учитель.
4. Без помощи учителя учащийся сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно её выполняет.
Первая разновидность наиболее простая, и с неё учитель должен начинать подготовку ребят к более сложным этапам самостоятельной работы. Самостоятельная работа организуется с помощью индивидуальных форм обучения. Ученик работает самостоятельно дома при выполнении домашних заданий, написании рефератов и т. д.
Какие виды изложения применялись на уроке?
Ø повествование - сжатое сообщение или рассказ,
Ø описание,
Ø объяснение,
Ø рассуждение.
- Как учитель организовал восприятие учащимися излагаемого материала? (Активизация процесса слушания).
4. Почему на уроке применялись именно эти виды беседы, самостоятельной работы, изложения? Какие виды не использовались? Согласны ли вы с таким выбором методов обучения и их видов?
III. Психологическая сторона методов обучения, использованных на уроке, (Характеристику психологической и логической стороны методов следует давать сразу же после характеристики отдельных методов, с внешней стороны).
- Приобретали ли учащиеся знания в готовом виде и чем тогда характеризовалась их познавательная деятельность?
- На что была направлена их активность?
- Какая задача стояла перед учителем в плане руководства познавательной деятельностью учащихся?
- Использовался ли эвристический способ приобретения знаний и чем в данном случае характеризовалась познавательная деятельность учащихся?
|
- На что была направлена их активность?
- Какая задача стояла перед учителем в плане руководства познавательной деятельностью учащихся?
- Согласны ли вы с такой психологической картиной урока? Свой ответ обоснуйте.
IV. Что характерно для логической стороны методов, применявшихся на уроке?
Как использовались аналитико-синтетический, индуктивный и дедуктивный пути движения мысли учащихся в беседе, самостоятельной работе, при изложении материала учителем?
Методы обучения характеризуют также по логике движения содержания учебного материала - от конкретного к общему, от общего к частному. Ввыделяют индуктивный, дедуктивный, аналитический и синтетический методы обучения
Индуктивный (лат ипductio - наведение) метод - метод обучения, обеспечивающий переход от единичного к общего в познавательном процессе. Его используют преимущественно на эмпирическом уровне познания (изучения единичных предметов и явлений), когда материал имеет фактический характер или связан с формированием понятий. При использовании индуктивного метода деятельность учителя в условиях объяснительно-иллюстративного обучения состоит в изложении и объяснении фактов, конкретных примеров, подведении учащихся к обобщению в виде нового понятия, правила.
Деятельность учителя в условиях проблемного обучения за использование этого метода предполагает постановку проблемных задач, требующих самостоятельных рассуждений от отдельных положений к общим выводам.
В условиях объяснительно-иллюстративного обучения с использованием индуктивного метода учащиеся осуществляют деятельность так: решают задачи, выполняют упражнения, а затем делают обобщения, формулируют законы и выводы.
|
Деятельность учащихся в условиях проблемного обучения состоит в восприятии общих положений, законов с последующим развязыванием примеров, задач, выполнением упражнений
Дедуктивный (лат deductio - отвод) метод - метод обучения, предусматривающий переход в познании от общего к частному. Учитель сначала сообщает общее положение, правило, а потом постепенно начинает решать конкретные задачи. Дедуктивный метод способствует быстрому обработке учебного материала, активно развивает абстрактное мышление.
Дедукция, индукция, традукция неотделимы от анализа и синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации
Аналитический (греч analysis-разложение) метод - метод обучения, предусматривает выделение части из целого. Аналитический метод часто используют на начальном (эмпирическом) этапе познания.
Синтетический (греч synthesis - соединение) метод - метод обучения, предусматривающий мысленное или практическое сочетание выделенных путем анализа элементов или свойств предмета в единое целое. Синтез может быть не только результатом анализа, но и предшествовать ему. Эффективное применение анализа и синтеза обеспечивается их взаимодействием, которую обозначают термином \"аналитико-синтетический (синтетико-аналитический) метод\"