Политика и общество периода Корё




 

1. Центральная власть и янбанская система

 

После кончины основателя династии (Тхэджо) Ван Гона правили ваны Хеджон (943-945 гг.) и Чонджон (945-949 гг.), но при них ванская власть была весьма неустойчивой. Шла борьба за наследование престола между детьми Тхэджо от различных жен и его родственниками по женской линии. В этом сказалась оборотная сторона политики Тхэджо, заключавшего союзы с могущественными кланами (ходжок) для достижения их единства. Об этом свидетельствовал и неудавшийся мятеж Ван Гю, который отдал двух своих дочерей в жены вану Тхэджо и еще одну дочь – вану Хеджону.

Взошедший на престол после Хонджона четвёртый ван Кванджон (949-975 гг.) предпринял решительные меры для стабилизации ванской власти и введения централизованной бюрократической системы. В 956 г. (7 год Кванджона) был введен в действие Закон о ревизии крепостного состояния ноби, который выявлял и возвращал в прежнее состояние простолюдинов (янъинов), незаконно обращённых в ноби богатыми родами ходжок. Этим было ослаблено влияние последних и расширена основа для увеличения доходов государства.

Затем, в 958 г. (9 год Кванджона) по предложению Ссан Ги была введена в действие система государственных экзаменов кваго, и гражданских чиновников стали отбирать на службу по знанию конфуцианской классики. Это было развитием силлаской традиции разделения конфуцианских ученых на три степени (класса) по успехам в усвоении классики, и таким образом была открыта так называемая янбанская эпоха – эпоха гражданских (мунбан) и военных (мубан) чиновников, которые вместе назывались янбан (букв. «два деления»). Для соблюдения порядка бюрократической системы в 960 г. была установлена цветная форменная одежда для всех чиновников, и в целях повышения авторитета ван Кванджон сам установил себе титул хвандже (император), столицу Кэгён приказал именовать Хвандо, а также стал употреблять самостоятельно введенные названия эр (девизы) правления – Квандок («Славная добродетель») и Чунпхум («Великое изобилие»). На недовольство такой реформаторской политикой, проявляемое старыми заслуженными сановниками, Кванджон отвечал решительной «чисткой» в их рядах.

С другой стороны, укрепление центральной власти Кванджон подкреплял соответствующей культурной политикой, для чего широко пользовался сочинением «Чжэнгуань чжэняо » («Основы правильной политики»), в котором обобщалась конфуцианская политика императора танской династии Тай-цзуна, и эта книга в течение всего периода Корё пользовалась уважением как образец государственной мудрости. Кроме того, чтобы ослабить противоречия между находившимся в тяжелом положении с конца эпохи Силла официальным буддизмом (Кёджон) и новым сон -буддизмом, из Китая была заимствована новая секта Чхонтхэджон (Тяньтай).

Политические реформы периода Кванджона были подкреплены экономической перестройкой при его преемнике Кёнджоне (975-981 гг.). Это и было введение системы чонсиква (наделы полями и пустошами). Она обеспечивала экономическую основу заново реорганизованной централизованной бюрократии.

С тех пор, как в правление Сонджона (975-997 гг.) в конце X в. конфуцианцы, выходцы из силлаского сословия юктупхум, заняли ведущее положение в государственных делах, политические реформы Корё стали осуществляться в образцово конфуцианском духе. Чхве Сынно, внесший Сонджону в 28 статьях предложения о неотложных мерах, был таким типичным конфуцианским чиновником. В соответствии с его предложениями были запрещены требовавшие огромных финансовых затрат буддийские церемонии, установлены по танско-сунскому образцу систему трёх министерств (сон) и шести отраслевых органов управления (пу). Страна была разделена на 12 областей мок, и впервые провинциальных администраторов стали назначать из центра и учредили систему органов конфуцианского образования в центре и на местах. Затем были пересмотрены чиновные ранги и должности на местах, причем ранги и должности хянни (потомственных провинциальных администраторов, состоявших из представителей богатых родов ходжок) были снижены и строго отделены от военных и гражданских чинов центрального правительства. Предоставление гражданским и военным чиновникам степеней гражданских сановников (мунсанге), а потомственным провинциальным администраторам и отставным военным – степеней военных чинов (мусанге), преследовало целью понизить социальный статус хянни. Таким образом, с этого времени Корё развивалось в централизованное бюрократическое государство, которое было на порядок выше Силла. Храмовое (посмертное) имя вана Сонджона («Завершивший») означало, что при нем завершилось формирование государственной системы Корё. Установление с периода Корё посмертных имен ванов с окончаниями – чо/джо и – чон/джон в соответствии с ханьско-танской традицией знаменовало разрыв с обычаями периода Трех государств[1].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: