Административная и военная организация




 

Политическая организация Корё основывалась на чиновной системе государства Тхэбон с одновременным использованием элементов из государства Силла; но во 2-м году вана Сонджона (983 г.) она стала перестраиваться, и была окончательно выстроена в 30-м году вана Мунджона (1076 г.).

В политической системе Корё по танскому образцу были учреждены три министерства сон и шесть управлений пу, из сунской системы были позаимствованы Тайный совет (Чунчхувон) и Три канцелярии (Самса). Кроме того, существовали такие самобытные корёские учреждения, как Тобёнмаса (Управление военными делами) и Синмок тогам(Управление юридическими делами). Таким образом, корёская политическая система сложилась на основе танской, сунской и самобытной корёской систем, сочетание которых создавало гармонию во взаимодействии органов политического аппарата.

Ядром центрального аппарата Корё стали три сон и шесть пу. Хотя вообще-то под тремя сон (министерствами) имелись в виду Чунсосон (Нэсасон, министерство внутренних дел), Мунхасон (министерство общего надзора) и Сансосон(министерство иностранных и общих дел), в Корё Чунсосон и Мунхасон были объединены в единый орган под названием Чунсо мунхасон, а его глава мунха сиджун являлся премьер-министром. Функциям премьер-министра с давних времен придавалось большое значение. Ведали делами Чунсо мунхасона (иначе – Канцелярии первого министра чэбу) как высшего государственного органа чэсин полного 2-го ранга и нанса неполного 3-го ранга. Чэсин занимался решением государственных дел, а в обязанности нанса входило внесение предложений по ним или критика допускаемых чиновниками ошибок. Причем нанса вместе с Осадэ – учреждением, обязанным обсуждать положительные и отрицательные стороны в текущей политике и порицать ошибки чиновников, имел так называемое право устанавливать соответствие с канонами (согёнгвон), позволявшее влиять на назначение и увольнение чиновников, а также на принятие или отклонение законов, что означало некоторое ограничение власти вана. Сансосон, стоявший во главе чиновничьего аппарата, занимался исполнением всех государственных дел, поэтому в его подчинении находились отраслевые органы управления практическими делами (шесть пу): палаты по вопросам чинов, налогов, церемоний, военным делам, наказаниям и общественным работам.

Наряду с упомянутым Чунсо мунхасоном важное место занимал Чунчхувон, ведавший движением (передачей) ванских указов и других бумаг, а также военными делами. Чунчхувон вместе с Чунсо мунхасоном назывались Янбу (Два управления, или Чэчху). Собрание высших чинов Янбу, обсуждавшее и решавшее важные государственные дела, называлось Чэчху хвеи. Члены его – чэчху – принимали важные решения общим согласием (единогласно), что называлось «ыйхап ». Таким образом, наличие совещательного органа для обсуждения общих государственных дел являлось продолжением парламентарной традиции, идущей от эпохи Трех государств.

Кроме того, важными правительственными учреждениями являлись Синмок тогам, разрабатывавший правила деятельности всех государственных учреждений; Самса, управлявшее государственными финансами; Халлимвон, занимавшийся составлением указов и дипломатических документов вана; Чхунчхугван (первоначально Сагван), ведавший составлением истории; Помунгак, ведавший литературой (библиотекой); Сачхондэ,занимавшийся астрономическими наблюдениями. Таким образом, по сравнению с эпохой Силла функции чиновников стали более разносторонними и специализированными.

Территориально-административная система начала налаживаться вслед за установлением во 2-м году Сонджона (983 г.) центральной административной организации, которая была завершена в 9-м году Хёнджона (1018 г.). В средний период Корё страну разделили на провинции (то) и края (ке), а внутри них было учреждены три малые столицы[2], пять тохобу (городских округа), восемь мок (области), а также кун (округа), хён (уезда) и чин (крепости). Провинции то, будучи административной единицей без постоянных административных учреждений, в разные периоды претерпевали изменения по их числу, но в конце концов их стало пять. Помимо них, на северной границе были учреждены два приграничных края ке: Восточный и Северный, которые представляли собой особые районы военного значения. Поэтому существовала разница в обязанностях правителей то и ке: начальники провинций именовались анчхальса (администратор), а начальники приграничных округов – пёнмаса (командующий войсками), в соответствии с их функциями. Кроме того, в провинциях нижестоящими административными единицами являлись кун и хён (округа и уезды), а в приграничных округах – преимущественно паноджу и чин (оборонительные области и крепости).

В качестве администраторов на местах из центра прямо назначались главы областей (чу), округов (кун), уездов (хён) и крепостей (чин). Численно преобладали «вспомогательные» округа (соккун) и уезды (сокхён), главы которых не назначались из центра, в отличие от уездов, куда назначались администраторы из центра (т.н. «основных уездов»). Кроме того, в стране существовали хян, со, пугок, чин, ёк, кван, чан, чхо и другие низшие административные единицы. Вместе с сокхёнами эти особые административные единицы контролировались центральным правительством косвенно через назначаемых из центра глав «основных уездов».

Сбором налогов и натуральных поставок, а также общественными работами, реквизициями и другой практической административной работой ведали хянни, ниже ходжана (старшего из них). Поскольку они происходили из числа более сильных местных жителей, их влияние было бóльшим, чем у присылаемых временно из центра местных администраторов. Поэтому для контроля над ними в качестве ревизоров сасимгван назначали столичных чиновников, являвшихся уроженцами соответствующих районов, через которых выясняли поведение или сдерживали действия влиятельных людей, и прежде всего хянни. Практиковалась также система заложничества, когда сыновья хянни, живя заложниками в Кэгёне, одновременно использовались в качестве консультантов по местным делам. Ниже административных единиц кун, хён и чин находились искусственно созданные административные единицы в виде хэнджон чхон (деревень), где старостами являлись чхонджаны и чхонджоны из числа местных жителей, которые играли посредническую роль между населением деревень и властью.

Военная система Корё базировалась на системе всеобщей воинской повинности крестьян- янъинов в возрасте от 16 до 60 лет, которые поочередно несли военную службу. Это называлось системой Пубён. Ядром вооруженных сил Корё являлись центральные войска, представленные двумя армиями- кун (Ынъянгун и Ёнхогун)[3] и шестью «корпусами»- ви (Чвауви, Синхови, Хынвиви, Кымови, Чхонуви и Каммунви)[4]. Основу центральных войск составили созданные при Тхэджо профессиональные столичные войска (кёнгун), к которым были присоединены отобранные на основе воинской повинности провинциальные крестьяне, составлявшие части Посын и Чонъёнгун, и вместе они насчитывали до 45 тысяч человек. Государство выдавало находившимся в составе центральных войск профессиональным воинам – военным дворянам (т.н. кунбан ссиджок) – земельные наделы по системе чонсиква (кунинджон), обеспечивавшие им средства к существованию, а к остальным воинам прикреплялось по два человека янхо (из крестьянских дворов), чтобы они занимались сельскохозяйственным трудом в хозяйстве воина и обеспечивали его продуктами питания.

Кроме того, на территории двух приграничных округов на северной границе были учреждены войска поселенцев чуджингун, которые в мирное время занимались сельскохозяйственным трудом, обрабатывая поля военных поселений. Они разделялись на три части: чвагун, угун и чхогун.

Центральные и провинциальные войска состояли из одинаковых отрядов ён, численностью 1000 человек каждый; их командиры именовались чангунами, а командный состав двух кун и шести висанджангунами и тэджангунами. Существовал коллегиальный орган, составленных из этих командиров; для чангунов он назывался Чангунбан, для санджангунов и тэджангунов – Чунбан.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: