Пояснительная записка.
Дополнительная образовательная программа объединения «ИЗО» относится к программам художественной направленности.
Педагог – проводник детей в большой мир. Он осуществляет преемственную связь поколений и помогает детям освоить общечеловеческий ценностный опыт отношений к добру и злу, правде и лжи, прекрасному и безобразному, к любви и ненависти. Наши, взрослых людей чувства, оценки и суждения, сердечная доброта и увлеченность, отзывчивость на добро и красоту в быту и искусстве формируют у детей сопереживание, сочувствие, удивление, восторг и восхищение красотой окружающего мира и произведений искусства, отражающий этот мир. Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство, и в частности живопись. Все выше перечисленное является актуальным для создания дополнительной образовательной программы объединения «ИЗО».
Дополнительная образовательная программа объединения «ИЗО» открывает ребенку широкое поле, раскрывает перед ним огромный и увлекательный мир творчества. В ней собраны разнообразные по характеру деятельности темы и разделы, позволяющие детям выбрать занятие по душе.
Педагогическая целесообразность: обучение построено «от простого к сложному». Постепенно, «по ступенькам» ребенок повышает свой уровень знаний и совершенствует мастерство. Он самостоятельно может организовать свой досуг, помочь маме, занявшись с младшим братом или сестрой, изготовить самостоятельно подарки для близких, родных и друзей.
Целью дополнительной образовательной программы объединения «ИЗО» является:
Создание условий для развития творческого потенциала детей и подростков и их потребностям самореализации средствами изобразительной деятельности.
Для реализации этой цели ставятся следующие задачи:
1. Познакомить с истоками возникновения и развития разных видов декоративно-прикладного искусства, тесно связанных с природой, традициями, историей края. Научить выразительному изображению предметов и явлений через форму, цвет, пространство и композицию, планирование будущего рисунка и самоконтролю в процессе выполнения работ.
2. Воспитывать патриотические чувства (любовь к родному краю), чувство коллективизма, взаимопомощи, сотрудничества.
3. Развивать творческую фантазию, художественные способности, развивать эстетический и художественный вкус.
Дополнительная образовательная программа объединения «ИЗО» затрагивает четыре главных раздела:
- «Язык изобразительного искусства».
- «Изобразительное искусство и мир природы».
- «Изображение человека и предметного мира».
- «Декоративно-прикладное искусство».
Учащиеся знакомятся с различными видами изобразительного искусства (живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным искусством). Основное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения пропорций, конструкций, цвета изображаемых объектов, а так же самостоятельного применения простейших приемов народной росписи.
Методика изобразительных занятий по дополнительной образовательной программе объединения «ИЗО» направлена не только на эстетическое развитие детей, но и на развитии мышления. На каждом занятии для выполнения заданий учащиеся используют такие умственные операции, как анализ и синтез, сравнение и обобщение. Все это отличает данную дополнительную образовательную программу от уже существующих образовательных программ.
Возраст детей от 11 до 14 лет.
Формы и режим занятий.
Занятие по предлагаемой программе состоит из:
- Подготовки рабочего места и художественных материалов.
- Введения в тему занятия.
- Восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращение к соответствующим моментам окружающей реальности.
- Созидательной творческой о практической деятельности учащегося по этой же теме.
- Обобщения и обсуждения итогов урока.
- Уборка рабочего места и художественных материалов.
Темы и задания занятий предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, занятия – путешествия и занятия – праздники. На многих занятиях используются игровые приемы для объяснения предстоящей работы. Это дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно- дидактические игры, задания типа «Представьте себе, что вы…» и др. В конце некоторых занятий используется прием обыгрывания выполненного изображения (сказочный дворец и др.). Занятия построены так, чтобы вызывать у учащихся желание рассказать о свой работе или работе товарища (опиши в письме другу свой новый дом), обосновывать свой выбор. Наряду с индивидуальными и коллективными формами занятий, в конце каждой темы программы и в конце каждого учебного года организовываются выставки детских работ, в которых и определяется уровень художественного развития каждого ребенка.
Режим занятий. Занятия проводятся в одной группе (5 класс) Занятия проводятся 2 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность курса составляет 74 учебных часа.
Ожидаемые результаты.
К концу обучения
Учащиеся должны знать:
- Правила техники безопасности.
- Основные виды и жанры изобразительного искусства.
- Начальные сведения о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре.
- Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно).
- Название семи цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
- Элементарные правила смешивания основных и составных цветов.
- Деление цветового круга на группу теплых цветов и группу холодных цветов.
- Простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, многоплановости, точки схода.
- Об основных средствах композиции, объема, пространства и среды.
- О художественной росписи по дереву (Городец, Хохлома).
- Об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, пластилином.
Учащиеся должны уметь:
- Правильно сидеть за столом, верно держать лист бумаги и карандаш.
- Свободно работать карандашом, без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.
- Передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов.
- Правильно работать акварельными и гуашевыми красками, разводить и смешивать краски, ровно закрашивать ими нужную поверхность.
- Правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет.
- Выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства.
- Пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина).
- Лепить простейшие объекты действительности, животных, фигурки народных игрушек.
- Чувствовать и определять теплые и холодные цвета.
- Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов.
- Применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Хохлома, Городец).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программе кружка «ИЗО-студия»:
- выставка работ.
Учебно- тематический план.
№ | Раздел/Тема | Количество часов | ||
теория | практика | Всего | ||
1. | Язык изобразительного искусства Вводное занятие. | |||
2. | Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства. | |||
3. | Черное и белое – основа языка графики. | |||
4. | Цвет – основа языка живописи. | |||
5. | Изобразительное искусство и мир природы. Пейзаж. | |||
6. | Анималистика. | |||
7. | Изображение человека и предметного мира. Портрет. | |||
8. | Натюрморт. | |||
9. | Лепка. | |||
10. | Декоративно-прикладное искусство. Хохломская роспись. | |||
11. | Городецкая роспись. | |||
12. | Выставки. Беседы. | |||
Всего: |
Содержание программы.
ТЕМА 1. Вводное занятие.
Теоретические сведения: Знакомство с видами изобразительного искусства, с разнообразными художественными материалами, инструктаж по технике безопасности.
ТЕМА 2. Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства.
Теоретические сведения: Знакомство с линией, тоном и штрихом.
Практические задания: Начальные работы техники линии, тушевки, определенной манеры рисунка.